Адрес:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20___ года
Директор школы: ___________________
по учебному курсу математика в группе
«Особый ребёнок» (2-й год обучения)
________ учебный год
Учителя
____________________
Пояснительная записка
Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми навыками и знаниями.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множеств на равные части и другие предметно- практические действия позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множеством предметов, но и с числами.
Важно пробудить у учащихся интерес к математике, для этого необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения и т.д.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями.
Не менее важный прием- материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются и другие методы: демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсии и т.д.
Обучение математике невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся.
Основной формой является урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью урока является устный счет. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени. Решение всех видов арифметических задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок, по возможности он должен быть связан с арифметическим. На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Домашние задания ежедневно проверяются учителем. Наряду с текущим контролем за состоянием знаний учитель 2-3 раза в четверти проводит контрольные работы.
Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год. Составлена на основе программы «Математика. 1-4 классы СКОУ VIII вида» (Первой М.Н., Эк В.В.) и с учётом учебника А.А. Хилько. Математика. Учебник для 1 класса СКОУ VIII вида, М., «Просвещение», 2000.
Внесены изменения в программу: знакомство с числами 6 - 10 откладывается до следующего года (2 класс).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- количественные, порядковые числительные в пределах 5;
- состав однозначных чисел и числа 5 из двух слагаемых;
- десятичный состав числа 5, место единиц и десятков в числе,
- линии – прямую, кривую, отрезок,
- формы, величинные представления, пространственные понятия
- единицы /меры/ стоимости, массы, длины, емкости,
- названия дней недели, их последовательность, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 5,
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 5,
- использовать переместительное свойство сложения: решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи по предложенному сюжету: узнавать монеты, заменять одни монеты другими в пределах 5 копеек, 1 р., 2 р., 5 рублей.
- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок (с помощью учителя);
- сравнивать некоторое количество сантиметров с дециметром (больше, меньше, равно): и чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам.
Программа по
математике
№ |
Дата |
Тема урока |
Геометрический материал |
Контрольно-диагностический материал |
1 |
|
Здравствуй, школа! |
|
Понимание инструкций детьми |
2 |
|
Беру учебник свой. |
Беседа о геометрических формах, нахождение знакомых форм в предметах ближайшего окружения. |
Диагностика деятельности детей, понимание инструкций. |
3 |
|
Один – много. |
Что бывает круглое. |
Диагностика деятельности детей, понимание инструкций. |
4 |
|
Один, одна, одно, одни – много. |
Геометрические фигуры, узнавание, называние. |
Выявление особенностей развития мелкой моторики, знаний об основных формах. |
5 |
|
Одинаковые, разные. |
Геометрические фигуры, узнавание, называние. |
Выявление особенностей развития мелкой моторики, знаний об основных формах. |
6 |
|
Размеры предметов: большой – маленький. |
Обводка большого и малого круга. |
Диагностика зрительно-моторной координации. |
7 |
|
Размеры предметов: большой – маленький, равные. |
Обводка большого и малого круга. Сравнение предметов наложением и приложением. |
Диагностика зрительно-моторной координации. |
8 |
|
Сравнение: больше – меньше. |
Ориентировка на листе бумаги. Обводка шаблонов. |
Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики. |
9 |
|
Сравнение: больше – меньше, равные. |
Ориентировка на листе бумаги. Обводка шаблонов. Штриховка. |
Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики. |
10 |
|
Сравнение: самый большой, самый маленький. |
Обводка шаблонов. Штриховка. |
Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики. |
11 |
|
Поровну, непоровну. |
Обводка шаблонов. Штриховка. |
Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики. |
12 |
|
Круг. Размер кругов: большой – маленький. |
Обводка шаблонов. Штриховка. |
Диагностика деятельности детей, понимание инструкций. |
13 |
|
Размер кругов: самый большой, самый маленький. |
Рисование по клеточкам. Раскрашивание. |
Диагностика деятельности детей, понимание инструкций. |
14 |
|
Размеры предметов: длинный – короткий. |
Рисование линий. Обведение предметов. |
Выявление знаний об основных цветах, величине и форме предметов. |
15 |
|
Сравнение предметов: длиннее – короче, одинаковой длины. |
Сравнение двух предметов по длине путем приложения. Работа с наглядностью. |
Выявление знаний о длине предметов, об основных цветах. |
16 |
|
Сравнение предметов: самый длинный, самый короткий. |
Сравнение двух предметов по длине путем приложения. Работа с наглядностью. |
Выявление знаний о длине предметов, об основных цветах. |
17 |
|
Размеры предметов: широкий – узкий. |
Расположение полосок по ширине. Обводка и раскрашивание. |
Раскладывание полосок в определенной последовательности. Диагностика зрительно-моторной координации. |
18 |
|
Сравнение: шире – уже, одинаковой ширины. |
Длиннее – короче. |
Выявление знаний о ширине предметов, об основных цветах, развитие мелкой моторики. |
19 |
|
Размеры предметов: высокий, низкий. |
Рисование по клеткам. Штриховка. |
Развитие мелкой моторики. |
20 |
|
Сравнение: выше – ниже, равные по высоте. |
Рисование по клеточкам. |
Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми. |
21 |
|
Глубокий – мелкий. |
Рисование бордюра по клеточкам. |
Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми. |
22,23 |
|
Сравнение: глубже – мельче. Практическая работа. |
Рисование по клеточкам. |
Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми. |
24 |
|
Толстый – тонкий. |
Рисование бордюров из толстых, тонких линий. |
Диагностика особенностей речевой деятельности. Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми. |
25, 26 |
|
Сравнение: толще – уже, одинаковой толщины. |
Рисование бордюров из толстых, тонких линий. Работа с полосками разными по толщине. |
Диагностика особенностей речевой деятельности. Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми. |
27 |
|
Тяжелый – легкий |
Большой – маленький |
Выявление уровня представлений о массе предметов. |
28, 29 |
|
Сравнение: тяжелее – легче, одинаковой тяжести. Практическое занятие. |
Большой – маленький. Рисование . |
|
30 |
|
Треугольник. |
Геометрические фигуры |
Узнавание и называние предмета по основным признакам. |
31 |
|
Построение треугольника. |
Геометрические фигуры |
Узнавание и называние предмета по основным признакам. |
32 |
|
Много – мало. |
Выбор геометрической фигуры по названию. |
Различение геометрических фигур. Понимание словесной инструкции. |
33, 34 |
|
Много – мало, несколько, столько же. |
Выбор геометрической фигуры по названию |
Различение геометрических фигур. Понимание словесной инструкции. |
35 |
|
Сравнение групп предметов по количеству: много – немного, несколько. |
Узнавание знакомых геометрических форм в пределах ближайшего окружения. |
Диагностика особенностей речевой деятельности, владение фразовой речью, особенностей словарного запаса. |
36 |
|
Порядок следования: впереди – позади. |
Выбор геометрической фигуры по названию. |
Диагностика пространственных представлений. |
37 |
|
Положение предметов в пространстве: слева. |
Впереди – позади. |
Диагностика пространственных представлений. |
38 |
|
Положение предметов в пространстве: справа. |
|
|
39 |
|
Положение предметов в пространстве: вверху. |
Различение понятий: верхний – нижний. |
Понимание словесной инструкции. |
40 |
|
Положение предметов в пространстве: внизу. |
|
|
41 |
|
Близко – далеко. |
Найти знакомые геометрические фигуры в пределах ближайшего окружения. |
Развитие фразовой речи, особенностей словарного запаса. |
42 |
|
Близко – далеко, ближе – дальше, здесь – там. |
Найти знакомые геометрические фигуры в пределах ближайшего окружения. |
Развитие фразовой речи, особенностей словарного запаса. |
43 |
|
Понятие скорости. |
Найти знакомые геометрические фигуры в пределах ближайшего окружения. |
Выявление словарного запаса, знаний о транспорте. |
44, 45 |
|
Рядом, около, в центре, между, в середине. |
Выбор геометрической фигуры по названию. |
Выявление уровня ориентации в пространстве. |
46 |
|
Предлоги: под, над. |
Размеры предметов. |
Выявление уровня ориентации в пространстве. |
47 |
|
Предлоги: у, в, за. |
Размеры предметов. |
Выявление уровня ориентации в пространстве |
48 |
|
Предлоги: внутри, перед. |
Размеры предметов. |
Выявление уровня ориентации в пространстве |
49 |
|
Квадрат. |
Предметы квадратной формы. |
Узнавание и называние геометрической фигуры по основным признакам. |
50, 51 |
|
Порядок следования: первый последний. |
Узнавание и называние предметов знакомых геометрических форм. |
Понимание словесной инструкции. |
54 |
|
Дни недели. |
Различение понятий: верхний – нижний. |
Диагностика временных представлений. |
55 |
|
Временные представления: день – ночь. |
Выбор геометрической фигуры по названию. |
Название отличительных признаков геометрической фигуры. |
56 |
|
Понятие о сутках: утро, день, вечер, ночь. |
Геометрические фигуры. |
|
57 |
|
Распорядок дня школьника. |
Выбор геометрической фигуры по названию |
Развитие уровня временных представлений. |
58 |
|
Временные представления: вчера, сегодня, завтра. |
Высокий – низкий |
|
59 |
|
Временные представления: давно – недавно. |
Длинный – короткий. |
|
|
|
Сравнение: медленно – быстро. |
Выбор геометрической фигуры по названию. |
Развитие уровня временных представлений. |
60 |
|
Старый – молодой. Сравнение: старше – моложе. |
Выбор геометрической фигуры по названию |
|
61 |
|
Прямоугольник. |
Предметы прямоугольной формы. |
Узнавание и называние по основным признакам. Диагностика развития мелкой моторики. |
62, 63 |
|
Геометрические фигуры (круг, квадрат) |
Правый – левый. |
Диагностика зрительно-моторной координации. |
|
|
Геометрические фигуры (квадрат, треугольник). |
Правый – левый. |
|
64 |
|
Повторительно-обобщающий урок: «Геометрические фигуры». |
Предметы прямоугольной формы. |
Выявление уровня счета предметов, умения называть цифры. |
65 |
|
Повторительно-обобщающий урок: «Размеры предметов». |
Предметы треугольной формы. |
|
66 |
|
Повторительно-обобщающий урок: «Временные представления». |
Предметы круглой формы. |
|
67 |
|
Число и цифра 1. |
Справа – слева. |
Развитие уровня пространственных представлений. Различение понятий «число» и «цифра». |
68 |
|
Меры стоимости: 1 коп, 1 р. |
Вверху – внизу. |
|
69 |
|
Число и цифра 2. |
Впереди – позади, рядом, около. |
Развитие уровня пространственных представлений. Счет предметов и отвлеченный счет. |
70 |
|
Числовой ряд. Числовая лесенка. |
Геометрические фигуры. |
Узнавание и называние геометрических фигур по
отличительным признакам. Выявление уровня представлений о порядковых числительных. |
71 |
|
Состав числа 2. |
Геометрические фигуры. |
Узнавание и называние геометрических фигур по
отличительным признакам. |
72 |
|
Человек и его тело. (Один, два, две) |
Впереди – позади, рядом, около. |
Пространственные
представления. Диагностика уровня словарного запаса. |
73 |
|
Понятие «пара». |
Геометрические фигуры. |
Конкретизация понятия, использование его в жизненных
ситуациях. |
74 |
|
Понятия: поровну, равно. |
Справа – слева. Вверху – внизу. |
Уровень пространственных представлений. |
75 |
|
Понятия: больше – меньше. |
Предметы прямоугольной формы. |
Выявления способности к конкретизации. Умение соотносить количество и число. |
76 |
|
Сравнение количества предметов |
Геометрические фигуры. |
Установление отношения больше, меньше, равно. |
77 |
|
Точка. Линии. |
Бордюр из точек и линий. |
Развитие уровня графо-моторных навыков и пространственных представлений. |
78 |
|
Прямые линии. |
Длинный – короткий. |
Диагностика представлений о размерах предметов. |
79 |
|
Кривые линии. |
Длинный – короткий. |
Диагностика представлений о размерах предметов. |
80 |
|
Число и цифра 3. |
Квадрат. Построение по точкам. |
Нахождение геометрической фигуры по отличительным
признакам. |
81 |
|
Образование числа 3. |
Треугольник. Построение по точкам |
Нахождение геометрической фигуры по отличительным
признакам. |
82 |
|
Сказка « Три медведя». |
Треугольник. Построение по точкам. |
Выявление уровня словарного запаса. |
83 |
|
Числовой ряд 1,2,3. Место числа 2 в числовом ряду. |
Длинный – короткий. Бордюр из длинных и коротких линий. |
Умение соотносить число, количество и цифру. |
84 |
|
Состав числа 3. |
Прямая линия. |
Развитие графо-моторных навыков, Умение использования линейки. |
85, 86, 87 |
|
Сравнение чисел. |
Размеры предметов: длина, ширина, высота. |
Диагностика представлений о размерах предметов. |
88, 89, 90 |
|
Сложение чисел. |
Различение предметов по цвету и форме. |
Выявление знаний об основных цветах. Диагностика понимания смысла математического понятия
«сложение». |
91, 92, 93 |
|
Вычитание чисел. |
Прямые линии. |
Диагностика понимания смысла математического понятия «
вычитание». |
94, 95, 96, 97 |
|
Решение примеров на сложение и вычитание. |
Построение прямых через одну точку. |
Уровень владения линейкой при вычерчивании прямых линий. |
98, 99 |
|
Неравенства. Знаки «больше – меньше» |
Построение прямых через 2 точки в разных направлениях. |
Ориентировка на плоскости листа. Порядок следования чисел в числовом ряду. |
100 |
|
Понятие «Математическая задача». |
Прямые линии. |
Развитие графо-моторных навыков. |
101, 102, 103 |
|
Нахождение суммы. |
Квадрат. Построение по точкам (линейка). |
Нахождение геометрической фигуры по отличительным признакам. |
.104, 105, 106 |
|
Нахождение остатка. |
Кривые линии. |
Дифференциация прямых и кривых линий. Нахождение кривых
линий в окружающем пространстве. |
107, 108, 109 |
|
Нахождение суммы и остатка |
Узнавание кривых линий на рисунке. |
|
110, 111, 112 |
|
Составление задачи
по картинке и решению. |
Прямоугольник. Построение по точкам (линейка) |
Осмысление выбора решения задачи. |
113, 114 |
|
Составление задач по готовому решению. |
Прямоугольник. Построение по точкам (линейка) |
Узнавание геометрической фигуры по отличительным признакам. |
115 |
|
Число и цифра 0. |
Прямые и кривые линии |
Развитие графо-моторных навыков. |
116, 117, 118 |
|
Нахождение остатка, равного 0. |
Прямые и кривые линии. |
Выполнение орфографического режима, ориентировка на
плоскости листа. |
119 |
|
Сложение чисел в
пределах 3. |
Предметы, имеющие геометрическую форму. |
Умение находить геометрические фигуры в окружающих
предметах. |
120 |
|
Вычитание чисел в пределах 3. |
Предметы, имеющие геометрическую форму. |
Умение находить геометрические фигуры в окружающих
предметах. |
121 |
|
Сложение и вычитание чисел в пределах 3. |
Предметы, имеющие геометрическую форму. |
Умение находить геометрические фигуры в окружающих
предметах. |
123 |
|
Контрольное задание. |
Изученные геометрические формы. |
Проверка усвоения геометрического материала. |
124 |
|
Анализ и работа над ошибками. |
|
|
125 |
|
Повторение. Числовой ряд в пределах 3. |
Круг. Обводка, штриховка. |
Узнавание и
называние геометрической фигуры по отличительным признакам. |
126 |
|
Сложение в пределах
3. |
Треугольник. Обводка, штриховка. |
Развитие пространственных представлений. |
127 |
|
Вычитание в пределах 3. |
Квадрат. Обводка,
штриховка. |
Развитие пространственных представлений. |
128 |
|
Сложение и вычитание в пределах 3. |
Конструирование из счетных палочек. |
Развитие
пространственных представлений. |
129 |
|
Основные элементы арифметической задачи. |
Кривая линия. Нахождение кривых линий. |
Отличительные признаки задачи. |
130 |
|
Число и цифра 4. |
Квадрат, его свойства. Конструирование из 4 палочек. |
Развитие пространственных представлений. |
131 |
|
Состав числа 4. |
Прямоугольник, его свойства. |
Нахождение сходства и различия в геометрических фигурах. |
132, 133 |
|
Сравнение
предметных множеств и чисел. |
Построение прямоугольника по точкам. |
Развитие графо-моторных навыков. |
134 |
|
Сложение в пределах
4. |
Конструирование из счетных палочек. |
Развитие пространственных представлений. |
135 |
|
Вычитание в
пределах 4. |
Конструирование из счетных палочек. |
Развитие пространственных представлений. |
136 |
|
Сложение и вычитание в пределах 4. |
Конструирование из счетных палочек. |
Развитие пространственных
представлений. |
137, 138 |
|
Нахождение суммы |
Графический диктант. Стр. 111.№46. |
Ориентировка на
плоскости листа. |
139, 140 |
|
Нахождение остатка. |
Круг, обводка, раскраска. |
Развитие графо-моторных навыков. |
141, 142 |
|
Сложение и вычитание в пределах 4. |
Конструирование из 4 палочек. |
Выявление умения комментировать предметно-практическую
деятельность. |
143 |
|
Проверочная самостоятельная работа. |
Овал, обводка, раскраска |
Выявление уровня самостоятельности учащихся. |
144 |
|
Число и цифра 5. Числовой ряд. |
Прямая и кривая линии. |
Развитие графо-
моторных навыков. |
145 |
|
Состав числа 5. Монеты: 5 копеек, 5 рублей. |
Прямоугольник, его свойства. |
Выделение существенных признаков геометрической фигуры. |
146, 147, 148 |
|
Сравнение предметных множеств и чисел. |
Конструирование геометрических фигур. |
Развитие уровня
воображения учащихся. |
149, 150, 151 |
|
Сложение и вычитание в пределах 5. |
Построение прямоугольника по точкам. |
Дифференциация знаков + и – . |
152, 153 |
|
Таблица сложения в пределах 5. |
Графический диктант. |
Развитие способности к запоминанию. |
154, 155 |
|
Таблица вычитания в пределах 5 |
Прямые линии. |
Развитие графо-моторных навыков. |
156, 157 |
|
Нахождение суммы. |
Кривые линии. |
Понимание условия и объяснение выбора решения задачи. |
158, 159 |
|
Нахождение остатка |
Треугольник, его свойства. |
Понимание условия и объяснение выбора решения задачи. |
160, 162 |
|
Сложение и вычитание в пределах 5. |
Построение треугольника по точкам. |
Развитие чертежных навыков, правильное использование
линейки. |
163, 164 |
|
Решение примеров с неизвестным числом. |
Графический диктант. |
Развитие графо- моторных навыков. |
165 |
|
Нахождение суммы и остатка. |
Овал, обводка, штриховка. |
Объяснение выбора решения задачи, понимание смысла
математического действия. |
166, 167 |
|
Сложение и вычитание в пр.5. |
Геометрические фигуры. |
Проверка уровня самостоятельности при решении примеров. |
168 |
|
Контрольное задание. |
Построение знакомых геометрических фигур с помощью
линейки. |
Соблюдение орфографического режима .при записи примеров. Развитие уровня чертежных навыков. |
169 |
|
Работа над ошибками. |
|
|
170 |
|
Повторительно – обобщающий урок |
Построение знакомых геометрических фигур с помощью
линейки. |
Соблюдение орфографического режима .при записи примеров. Развитие уровня чертежных навыков. |