Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20___ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

по учебному курсу математика в группе «Особый ребёнок» (2-й год обучения)

________ учебный год

 

 

 

 

Учителя

____________________


Пояснительная записка

Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми навыками и знаниями.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множеств на равные части и другие предметно- практические действия позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множеством предметов, но и с числами.

Важно пробудить у учащихся интерес к математике, для этого необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения и т.д.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями.

Не менее важный прием- материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются и другие методы: демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсии и т.д.

Обучение математике невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся.

Организация обучения математике

Основной формой является урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью урока является устный счет. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени. Решение всех видов арифметических задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок, по возможности он должен быть связан с арифметическим. На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Домашние задания ежедневно проверяются учителем. Наряду с текущим контролем за состоянием знаний учитель 2-3 раза в четверти проводит контрольные работы.

Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год. Составлена на основе программы  «Математика. 1-4 классы СКОУ VIII вида» (Первой М.Н., Эк В.В.) и  с учётом учебника А.А. Хилько. Математика. Учебник для 1 класса СКОУ VIII вида, М., «Просвещение», 2000.

Внесены изменения в программу: знакомство с числами 6 - 10 откладывается до следующего года (2 класс).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

 Учащиеся должны знать:

- количественные, порядковые числительные в пределах 5;

- состав однозначных чисел и числа 5 из двух слагаемых;

- десятичный состав числа 5, место единиц и десятков в числе,

- линии – прямую, кривую, отрезок,

- формы, величинные представления, пространственные понятия

- единицы /меры/ стоимости, массы, длины, емкости,

- названия дней недели, их последовательность, количество суток в неделе.

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 5,

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 5,

- использовать переместительное свойство сложения: решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи по предложенному сюжету: узнавать монеты, заменять одни монеты другими в пределах 5 копеек,  1 р., 2 р., 5 рублей.

- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок (с помощью учителя);

- сравнивать некоторое количество сантиметров с дециметром (больше, меньше, равно): и чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Программа по математике

Дата

Тема урока

Геометрический материал

Контрольно-диагностический материал

1

 

Здравствуй, школа!

 

Понимание инструкций детьми

2

 

Беру учебник свой.

Беседа о геометрических формах, нахождение знакомых форм в предметах ближайшего окружения.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкций.

3

 

Один – много.

Что бывает круглое.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкций.

4

 

Один, одна, одно, одни – много.

Геометрические фигуры, узнавание, называние.

Выявление особенностей развития мелкой моторики, знаний об основных формах.

5

 

Одинаковые, разные.

Геометрические фигуры, узнавание, называние.

Выявление особенностей развития мелкой моторики, знаний об основных формах.

6

 

Размеры предметов: большой – маленький.

Обводка большого и малого круга.

Диагностика зрительно-моторной координации.

7

 

Размеры предметов: большой – маленький, равные.

Обводка большого и малого круга. Сравнение предметов наложением и приложением.

Диагностика зрительно-моторной координации.

8

 

Сравнение: больше – меньше.

Ориентировка на листе бумаги. Обводка шаблонов.

Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики.

9

 

Сравнение: больше – меньше, равные.

Ориентировка на листе бумаги. Обводка шаблонов. Штриховка.

Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики.

10

 

Сравнение: самый большой, самый маленький.

Обводка шаблонов. Штриховка.

Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики.

11

 

Поровну, непоровну.

Обводка шаблонов. Штриховка.

Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики.

12

 

Круг. Размер кругов: большой – маленький.

Обводка шаблонов. Штриховка.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкций.

13

 

Размер кругов: самый большой, самый маленький.

Рисование по клеточкам. Раскрашивание.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкций.

14

 

Размеры предметов: длинный – короткий.

Рисование линий. Обведение предметов.

Выявление знаний об основных цветах, величине и форме предметов.

15

 

Сравнение  предметов: длиннее – короче, одинаковой длины.

Сравнение двух предметов по длине путем приложения. Работа с наглядностью.

Выявление знаний о длине предметов, об основных цветах.

16

 

Сравнение  предметов: самый длинный, самый  короткий.

Сравнение двух предметов по длине путем приложения. Работа с наглядностью.

Выявление знаний о длине предметов, об основных цветах.

17

 

Размеры предметов: широкий – узкий.

Расположение полосок по ширине. Обводка и раскрашивание.

Раскладывание полосок в определенной последовательности. Диагностика зрительно-моторной координации.

18

 

Сравнение: шире – уже, одинаковой ширины.

Длиннее – короче.

Выявление знаний о ширине предметов, об основных цветах, развитие мелкой моторики.

19

 

Размеры предметов: высокий,  низкий.

Рисование по клеткам. Штриховка.

Развитие мелкой моторики.

20

 

Сравнение: выше – ниже, равные по высоте.

Рисование по клеточкам.

Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

21

 

Глубокий – мелкий.

Рисование бордюра по клеточкам.

Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

22,23

 

Сравнение: глубже – мельче. Практическая работа.

Рисование по клеточкам.

Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

24

 

Толстый – тонкий.

Рисование бордюров из толстых, тонких линий.

Диагностика особенностей речевой деятельности. Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

25, 26

 

Сравнение: толще – уже, одинаковой толщины.

Рисование бордюров из толстых, тонких линий. Работа с полосками разными по толщине.

Диагностика особенностей речевой деятельности. Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

27

 

Тяжелый – легкий

Большой – маленький

Выявление уровня представлений о массе предметов.

28, 29

 

Сравнение: тяжелее – легче, одинаковой тяжести. Практическое занятие.

Большой – маленький. Рисование .

 

30

 

Треугольник.

Геометрические фигуры

Узнавание и называние предмета по основным признакам.

31

 

Построение треугольника.

Геометрические фигуры

Узнавание и называние предмета по основным признакам.

32

 

Много – мало.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Различение геометрических фигур. Понимание словесной инструкции.

33, 34

 

Много – мало, несколько, столько же.

Выбор геометрической фигуры по названию

Различение геометрических фигур. Понимание словесной инструкции.

35

 

Сравнение групп предметов по количеству: много – немного, несколько.

Узнавание знакомых геометрических форм в пределах ближайшего окружения.

Диагностика особенностей речевой деятельности, владение фразовой речью, особенностей словарного запаса.

36

 

Порядок следования: впереди – позади.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Диагностика пространственных представлений.

37

 

Положение предметов в пространстве: слева.

Впереди – позади.

Диагностика пространственных представлений.

38

 

Положение предметов в пространстве: справа.

 

 

39

 

Положение предметов в пространстве: вверху.

Различение понятий: верхний – нижний.

Понимание словесной инструкции.

40

 

Положение предметов в пространстве: внизу.

 

 

41

 

Близко – далеко.

Найти знакомые геометрические фигуры в пределах ближайшего окружения.

Развитие фразовой речи, особенностей словарного запаса.

42

 

Близко – далеко, ближе – дальше, здесь – там.

Найти знакомые геометрические фигуры в пределах ближайшего окружения.

Развитие фразовой речи, особенностей словарного запаса.

43

 

Понятие скорости.

Найти знакомые геометрические фигуры в пределах ближайшего окружения.

Выявление словарного запаса, знаний о транспорте.

44, 45

 

Рядом, около, в центре, между, в середине.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Выявление уровня ориентации в пространстве.

46

 

Предлоги: под, над.

Размеры предметов.

Выявление уровня ориентации в пространстве.

47

 

Предлоги: у, в, за.

Размеры предметов.

Выявление уровня ориентации в пространстве

48

 

Предлоги: внутри, перед.

Размеры предметов.

Выявление уровня ориентации в пространстве

49

 

Квадрат.

Предметы квадратной формы.

Узнавание и называние геометрической фигуры по основным признакам.

50, 51

 

Порядок следования: первый последний.

Узнавание и называние предметов знакомых геометрических форм.

Понимание словесной инструкции.

54

 

Дни недели.

Различение понятий: верхний – нижний.

Диагностика временных представлений.

55

 

Временные представления: день – ночь.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Название отличительных признаков геометрической фигуры.

56

 

Понятие о сутках: утро, день, вечер, ночь.

Геометрические фигуры.

 

57

 

Распорядок дня школьника.

Выбор геометрической фигуры по названию

Развитие уровня временных представлений.

58

 

Временные представления: вчера, сегодня, завтра.

Высокий – низкий

 

59

 

Временные представления: давно – недавно.

Длинный – короткий.

 

 

 

Сравнение: медленно – быстро.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Развитие уровня временных представлений.

60

 

Старый – молодой. Сравнение: старше – моложе.

Выбор геометрической фигуры по названию

 

61

 

Прямоугольник.

Предметы прямоугольной формы.

Узнавание и называние по основным признакам. Диагностика развития мелкой моторики.

62, 63

 

Геометрические фигуры (круг, квадрат)

Правый – левый.

Диагностика зрительно-моторной координации.

 

 

Геометрические фигуры (квадрат, треугольник).

Правый – левый.

 

64

 

Повторительно-обобщающий урок: «Геометрические фигуры».

Предметы прямоугольной формы.

Выявление уровня счета предметов, умения называть цифры.

65

 

Повторительно-обобщающий урок: «Размеры предметов».

Предметы треугольной формы.

 

66

 

Повторительно-обобщающий урок: «Временные представления».

Предметы круглой формы.

 

67

 

Число и цифра 1.

Справа – слева.

 

Развитие уровня пространственных представлений.

Различение понятий «число» и «цифра».

68

 

Меры стоимости: 1 коп, 1 р.

Вверху – внизу.

 

69

 

Число и цифра 2.

Впереди – позади,

рядом, около.

Развитие уровня пространственных представлений.

Счет предметов и отвлеченный счет.

70

 

Числовой ряд. Числовая лесенка.

 

Геометрические фигуры.

 

Узнавание и называние геометрических фигур по отличительным признакам.

Выявление уровня представлений о порядковых числительных.

71

 

Состав числа 2.

Геометрические фигуры.

 

Узнавание и называние геометрических фигур по отличительным признакам.

 

72

 

Человек и его тело. (Один, два, две)

 

Впереди – позади,

рядом, около.

 Пространственные представления.

Диагностика уровня словарного запаса.

73

 

Понятие «пара».

 

Геометрические фигуры.

Конкретизация понятия, использование его в жизненных ситуациях.

74

 

Понятия: поровну, равно.

Справа – слева.

Вверху – внизу.

Уровень пространственных представлений.

 

75

 

Понятия: больше – меньше.

Предметы прямоугольной формы.

Выявления способности к конкретизации.

Умение соотносить количество и число.

76

 

Сравнение количества предметов

Геометрические фигуры.

Установление отношения больше, меньше, равно.

77

 

Точка. Линии.

Бордюр из точек и линий.

Развитие уровня графо-моторных навыков и

пространственных представлений.

78

 

Прямые линии.

 

 

Длинный – короткий.

Диагностика представлений о размерах предметов.

79

 

Кривые линии.

Длинный – короткий.

Диагностика представлений о размерах предметов.

80

 

Число и цифра 3.

Квадрат. Построение по точкам.

Нахождение геометрической фигуры по отличительным признакам.

 81

 

Образование числа 3.

 

 

Треугольник. Построение по точкам

Нахождение геометрической фигуры по отличительным признакам.

82

 

Сказка « Три медведя».

 

Треугольник. Построение по точкам.

Выявление уровня словарного запаса.

 

83

 

Числовой ряд 1,2,3. Место числа 2 в числовом ряду.

 

Длинный – короткий.

Бордюр из длинных и коротких линий.

Умение соотносить число, количество и цифру.

84

 

Состав числа 3.

Прямая линия.

Развитие графо-моторных навыков,

Умение использования линейки.

85, 86, 87

 

Сравнение чисел.

Размеры предметов: длина, ширина, высота.

Диагностика представлений о размерах предметов.

88, 89, 90

 

Сложение чисел.

Различение предметов по цвету и форме.

Выявление знаний об основных цветах.

Диагностика понимания смысла математического понятия «сложение».

91, 92, 93

 

Вычитание чисел.

Прямые линии.

Диагностика понимания смысла математического понятия « вычитание».

94, 95, 96, 97

 

Решение примеров на сложение и вычитание.

Построение прямых через одну точку.

Уровень владения линейкой при вычерчивании прямых линий.

98, 99

 

Неравенства.

Знаки «больше – меньше»

 

Построение прямых через 2 точки в разных направлениях.

Ориентировка на плоскости листа.

Порядок следования чисел в числовом ряду.

100

 

Понятие «Математическая задача».

 

Прямые линии.

Развитие графо-моторных навыков.

101, 102, 103

 

Нахождение суммы.

Квадрат. Построение по точкам

(линейка).

Нахождение геометрической фигуры по отличительным признакам.

.104, 105, 106

 

Нахождение остатка.

 

Кривые линии.

Дифференциация прямых и кривых линий. Нахождение кривых линий в окружающем пространстве.

107, 108, 109

 

Нахождение суммы и остатка

Узнавание кривых линий на рисунке.

 

110, 111, 112

 

 Составление задачи по картинке и решению.

 

Прямоугольник. Построение по точкам

(линейка)

Осмысление выбора решения задачи.

113, 114

 

Составление задач по готовому решению.

 

Прямоугольник. Построение по точкам

(линейка)

Узнавание геометрической фигуры по отличительным признакам.

115

 

Число и цифра 0.

 

Прямые и кривые линии

Развитие графо-моторных навыков.

116, 117, 118

 

Нахождение остатка, равного 0.

Прямые и кривые линии.

Выполнение орфографического режима, ориентировка на плоскости листа.

 

119

 

Сложение  чисел в пределах 3.

Предметы, имеющие геометрическую форму.

Умение находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

120

 

Вычитание чисел в пределах 3.

Предметы, имеющие геометрическую форму.

Умение находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

121

 

Сложение и вычитание чисел в пределах 3.

Предметы, имеющие геометрическую форму.

Умение находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

123

 

Контрольное задание.

Изученные геометрические формы.

Проверка усвоения геометрического материала.

124

 

Анализ и работа над ошибками.

 

 

 

125

 

Повторение. Числовой ряд в пределах 3.

Круг. Обводка, штриховка.

 Узнавание и называние геометрической фигуры по отличительным признакам.

126

 

Сложение  в пределах 3.

Треугольник. Обводка, штриховка.

Развитие пространственных представлений.

127

 

Вычитание в пределах 3.

Квадрат.  Обводка, штриховка.

Развитие пространственных представлений.

128

 

Сложение и вычитание в пределах 3.

Конструирование из счетных палочек.

 Развитие пространственных представлений.

129

 

Основные элементы арифметической задачи.

 

Кривая линия. Нахождение кривых линий.

Отличительные признаки задачи.

130

 

Число и цифра 4.

 

Квадрат, его свойства. Конструирование из 4 палочек.

 

Развитие пространственных представлений.

131

 

Состав числа 4.

 

Прямоугольник, его свойства.

 

Нахождение сходства и различия в геометрических фигурах.

132, 133

 

 Сравнение предметных множеств и чисел.

 

Построение прямоугольника по точкам.

 

Развитие графо-моторных навыков.

134

 

Сложение  в пределах 4.

Конструирование из счетных палочек.

 

Развитие пространственных представлений.

135

 

 Вычитание в пределах 4.

Конструирование из счетных палочек.

Развитие пространственных представлений.

136

 

Сложение и вычитание в пределах 4.

Конструирование из счетных палочек.

 

 Развитие пространственных представлений.

137, 138

 

Нахождение суммы

Графический диктант. Стр. 111.№46.

 

 Ориентировка на плоскости листа.

139, 140

 

Нахождение остатка.

Круг, обводка, раскраска.

 

Развитие графо-моторных навыков.

141, 142

 

Сложение и вычитание в пределах 4.

Конструирование из 4 палочек.

 

Выявление умения комментировать предметно-практическую деятельность.

143

 

Проверочная самостоятельная работа.

Овал, обводка, раскраска

Выявление уровня самостоятельности

учащихся.

144

 

Число и цифра 5. Числовой ряд.

 

Прямая и кривая линии.

 Развитие графо- моторных навыков.

145

 

Состав числа 5. Монеты: 5 копеек, 5 рублей.

 

Прямоугольник, его свойства.

 

Выделение существенных признаков геометрической фигуры.

146, 147, 148

 

Сравнение предметных множеств и чисел.

 

Конструирование геометрических фигур.

 

 

 Развитие уровня воображения учащихся.

149, 150, 151

 

Сложение и вычитание в пределах 5.

 

Построение прямоугольника по точкам.

 

 

Дифференциация знаков + и – .

152, 153

 

Таблица сложения в пределах 5.

 

Графический диктант.

 

Развитие способности к запоминанию.

154, 155

 

Таблица вычитания

в пределах 5

Прямые линии.

 

 

Развитие графо-моторных навыков.

156, 157

 

Нахождение суммы.

Кривые линии.

 

Понимание условия и объяснение выбора решения задачи.

158, 159

 

Нахождение остатка

Треугольник, его свойства.

 

Понимание условия и объяснение выбора

решения задачи.

160, 162

 

Сложение и вычитание в пределах 5.

 

Построение треугольника по точкам.

 

Развитие чертежных навыков, правильное использование линейки.

163, 164

 

Решение примеров с неизвестным числом.

Графический диктант.

 

Развитие графо- моторных навыков.

165

 

Нахождение суммы и остатка.

Овал, обводка, штриховка.

Объяснение выбора решения задачи, понимание смысла математического действия.

166, 167

 

Сложение и вычитание в пр.5.

Геометрические фигуры.

 

Проверка уровня самостоятельности при решении примеров.

168

 

Контрольное задание.

Построение знакомых геометрических фигур с помощью линейки.

Соблюдение орфографического режима .при записи примеров.

Развитие уровня чертежных навыков.

169

 

Работа над ошибками.

 

 

170

 

Повторительно – обобщающий урок

Построение знакомых геометрических фигур с помощью линейки.

Соблюдение орфографического режима .при записи примеров.

Развитие уровня чертежных навыков.