Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта: deti@deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2010 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

Рабочая программа

учебного курса «Письмо и развитие речи» в группе «Особый ребёнок» (6-й год обучения)

2010/11 учебный год

  

Учителя

Головкиной Т.М.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Письмо и развитие речи» для группы «Особый ребёнок» (6-й год обучения) СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой для 1-4  классов и учебником А.К. Аксёновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение», 2002 год.

По учебному плану количество учебных часов уроков письма и развития речи составляет 3 часа в неделю, 136 ч в год. В основе планирования лежит развитие связной письменной речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

·        составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

·        анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

·        списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

·        писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов), включающие изученные орфограммы.

 

Учащиеся должны знать:

·        алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

 


 

Тематическое планирование  уроков письма и развития речи в 6б  классе (группа «Особый ребёнок») (102 часа)

№№

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Контрольные работы

Практические работы по развитию письменной связной речи, занимающие основную часть урока

I

Повторение.

2 ч

 

Коллективное составление по вопросам письменного рассказа «Снова в школу!»

II.

Звуки и буквы

49 ч

 

 

1.

Алфавит. Звуки и буквы.

3 ч

 

 

2.

Употребление ь на конце и в середине слова

5 ч

 

Составление рассказа «Хлеб» по сюжетной картинке и вопросам.

Восстановление последовательности предложений в тексте

Изложение по вопросам «Настоящий друг»

3.

Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, и, я.

5 ч

 

Письменные ответы на вопросы по тексту «Этажи леса»

Дополнение предложений текста «Воробей по вопросам»

Составление текста по серии сюжетных картинок и по вопросам. Заголовок текста.

4.

Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

6 ч

 

Письменные ответы по тексту «Лось»

Восстановление последовательности частей текста «Мурзик»

5

 

 

Контрольный диктант за 1 четверть «Мягкий знак – показатель мягкости. Разделительный мягкий знак. Сочетание шипящих с гласными»

 

6

Правописание звонких и глухих согласных в конце и в середине слова.

8 ч

 

Коллективное изложение рассказа «Ястреб» по данному плану.

Коллективное составление рассказа «Поздняя осень» по данному началу и концу и опорным словам.

Составление рассказа «Скоро зима» из деформированных предложений

7.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вод – воды)

9 ч

 

Восстановление порядка частей текста «Солнце и ветер»

Части текста. Восстановление порядка слов в предложениях сказки «Ёлочка»

Пересказ по вопросам отрывка из сказки М. Пляцковского «Ромашки в январе»

Подбор слов и словосочетаний на тему «Зима»

Составление рассказа по опорным словам «Зима пришла»

8.

Непроверяемые безударные гласные. Умение пользоваться словарём, данным в учебнике.

2 ч

 

 

9.

 

2 ч

Контрольный диктант за 2 четверть «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова, проверяемых  и непроверяемых безударных гласных»

 

10.

Закрепление навыков правописания

5 ч

 

Установление последовательности предложений в тексте «Заяц-беляк»

Составление описания собаки по данному образцу

Восстановление последовательности слов в предложениях текста «Помощь леснику»

Составление текста «Ель и сосна» по вопросам.

Письменный пересказ текста «Поможем птицам» по вопросам.

III.

Слово

40 ч

 

 

1.

Слова, называющие предметы, действия и признаки. Их различение в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

17 ч

 

Составление рассказа по серии картинок «Дворник»

Поздравительная открытка.

Составление рассказа «Погода сегодня» по данному образцу и опорным словам.

Описание грача по картинке и данным вопросам.

2.

Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

5 ч

 

Составление рассказа «Где я живу?» по вопросам.

Адрес на конверте.

3.

 

1 ч

Контрольный диктант «Собственные имена. Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных»

 

4

Предлоги до, без, под, над, около, пере. Раздельное написание предлогов с другими словами.

6 ч

 

Описание «Лошадка» по данным вопросам.

Изложение текста «Музыка» по данным вопросам.

Тема текста и тематический словарь

 

5.

Слова с разделительным ъ.

2 ч

 

Объявление

6.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Единообразное написание корней родственных слов.

7 ч

 

Составление рассказа по серии картинок и данным словосочетаниям «Кот и грачиха»

Составление рассказа о весне по данному образцу.

Составление рассказа «Молодцы!» по серии картинок и опорным словам.

IV.

Предложение

11 ч

 

 

 

Простое предложение.

8 ч

 

Составление текста «Лесные звуки» из деформированных предложений.

Составление письменного пересказа текста по вопросам.

 

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

2 ч

 

 

 

 

1 ч

Контрольный диктант «Знаки препинания в конце предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки). Единообразное написание корней родственных слов. Разделительный ъ»

 

 

Итого

102  ч

5 уроков

37  часов

Поурочное планирование уроков письма и развития речи в группе «Особый ребёнок»  (102 ч)

№/№

п/п

Дата

Тема урока

Развитие речи

Письмо и чистописание

Изучение словарных слов

Контрольные и диагностические материалы

I

 2 ч

Повторение

 

 

 

 

1.1.

 

Слово и предложение

Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке. Выделение предложений из текста. Уточнение временных представлений (лето, осень, их признаки)

Гласные буквы: прописные и строчные (письмо в соединении)

Списывание с оформлением предложений.

 

Диктант односложных и двусложных слов на тему: лето, осень.

1.2.

 

Составление текста «Снова в школу»

Ответы на вопросы с опорой на сюжетную картинку

Комментированное письмо.

считать

решать

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 3 слов.

II

 

Звуки и буквы

 

 

 

 

2.1

 

Алфавит. Звуки и буквы.

Составление предложений с данными словами.

Письмо букв, обозначающих звонкие согласные.

 

Диктант гласных букв.

2.2.

 

Гласные и согласные. Деление слов на слоги.

Группировка слов по обобщающему значению.

Письмо букв, обозначающих глухие согласные.

 

Диктант букв.

2.3.

 

Ударные и безударные гласные

Составление предложений о школе

Письмо прописных букв Л, М, И, Ш, Ц, Щ.

пример

Диктант слогов

2.4.

 

Обозначение мягкости согласных на письме.

Составление предложений из данных слов.

Письмо гласных второго ряда.

пшеница

Диктант слогов и слов (Различение твёрдых и мягких согласных)

2.5.

 

Составление рассказа «Хлеб» по сюжетной картинке и вопросам.

Составление предложений по опорным словам и сюжетной картинке.

Верхнее и нижнее соединение букв в слогах.

 

Словарный диктант.

2.6.

 

Мягкий знак – показатель мягкости.

Узнавание слов по толкованию их значения.

Письмо ь и ъ.

 

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 2-х слов.

2.7.

 

Восстановление последовательности предложений в тексте.

Составление тематического словаря на тему «Школа»

Письмо букв, обозначающих парные непарные звонкие согласные.

корабль

Контрольное списывание с доски (письменный шрифт).

2.8.

 

Изложение по вопросам «Настоящий друг»

Составление ответов на вопросы, связь предложений в тексте.

Списывание с доски, самодиктовка под контролем учителя.

 

 

2.9.

 

Разделительный мягкий знак как показатель раздельного произношения согласного и гласного звуков.

Дополнение предложений по смыслу.

Буквы У, Ч, И, Ц.

человек

Зрительно-предупредительный диктант предложения из двух слов.

2.10.

 

Письменные ответы на вопросы по тексту «Этажи леса»

Ответы на вопросы устно и письменно

Письмо букв Фф, Оо, Юю.

 

Диктант слов из одного слога.

2.11.

 

Различение разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости.

Узнавание слов по толкованию их значения.

Письмо букв Сс, Ээ, Хх, Жж

деревня

Выборочный диктант

2.12.

 

Дополнение предложений текста «Воробей» по вопросам

Описание воробья устно по данному плану.

Письмо букв Гг, Пп, Тт

здоровье

Списывание с печатного шрифта.

2.13.

 

Составление текста по серии сюжетных картинок и по вопросам. Заголовок текста.

Озаглавливание. Составление предложений с опорой на вопрос.

Письмо букв Вв, Зз.

аптека

Словарный диктант

2.14.

 

Сочетание жи-ши в словах

Составление предложений с данными словами.

Письмо слогов жи, ши.

 

Зрительно-предупредительный диктант из 3 слов.

2.15.

 

Сочетание чу-щу в словах.

Ответы на вопросы с использованием предложного управления.

Письмо слогов чу, щу.

земляника

Выборочный диктант «Жи – ши в словах»

2.16.

 

Сочетание ча-ща.

Называние слов по толкованию их значений.

Письмо слогов ча, ща.

 

Выборочный диктант «Чу – щу в словах»

2.17.

 

Сочетание гласных с шипящими (обобщение)

Составление предложений по предметным картинкам.

Письмо букв Б, В, Д.

 

Выборочный диктант «Ча – ща в словах».

2.18

 

Письменные ответы по тексту «Лось»

Устное описание лося по данному плану.

Письмо слов б, д.

 

Зрительно-предупредительный диктант

2.19.

 

Части текста. Восстановление последовательности частей рассказа «Мурзик»

Восстановление последовательности событий по серии сюжетных картинок и в рассказе.

Письмо букв Сс, Ээ

экскурсия

Списывание текста с печатного шрифта.

2.20.

 

Контрольный диктант за 1 четверть «Мягкий знак – показатель мягкости. Разделительный мягкий знак. Сочетания шипящих с гласными»

 

 

 

 

2.21.

 

Составление и запись рецепта «Пирог с яблоками»

Восстановление последовательности действий, называние продуктов.

Письмо букв Я,я, А, а.

 

Списывание текста с письменного шрифта.

2.22

 

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Составление тематического словаря по теме: «Осень»

Письмо букв в, д.

берег

Диктант слогов с парными звонкими и глухими согласными

2.23.

 

Составление рассказа по вопросам «Осень»

Составление предложений – ответов на вопросы.

Письмо букв Н, К.

 

Словарный диктант

2.24

 

Проверка сомнительных согласных на конце слова способом изменения формы слова.

Преобразование предложений (связь слов в предложении) в связи с изменением числа.

Письмо букв Пп, Кк.

обед

Слуховой предупредительный диктант предложения из 2 слов.

2.25

 

Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.

Упражнения в образование уменьшительно-ласкательных форм слов.

Письмо букв Вв, Фф

автобус

 

Диктант слов «Правописание сомнительных согласных на конце слова»

2.26.

 

Способ проверки сомнительных согласных в середине слова («Назови ласково»)

Дополнение предложений словами по смыслу.

Письмо букв Бб, Пп

билет

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4-х слов

2.27.

 

Упражнения в проверке написания сомнительных согласных на конце и в середине слова.

Упражнения в словоизменении и словообразовании (уменьшительно-ласкательная форма слова)

Письмо букв Гг, Кк.

ястреб

Карточка «Вставь пропущенные буквы» (сомнительные согласные на конце и в середине слова)

2.28

 

Коллективное изложение рассказа «Ястреб» по данному  плану.

Составление предложений к каждому пункту плана.

 

Самодиктовка под контролем учителя и списывание с письменного шрифта (с доски)

 

Списывание с письменного шрифта.

2.29.

 

Закрепление навыков правописания (сочетания гласных с шипящими, мягкий знак после согласных, разделительный мягкий знак, сомнительные согласные на конце и в середине слова)

Работа над сравнениями. Составление предложений со сравнительными оборотами.

Письмо букв Дд, Тт.

 

Слуховой предупредительный диктант из 3-х слов.

2.30.

 

Составление рассказа «Поздняя осень» по данному началу и концовке и опорным словосочетаниям.

Составление предложений по опорным словосочетаниям.

Письмо букв Жж, Шш

вдруг

Списывание с печатного шрифта.

2.31.

 

Составление рассказа «Скоро зима» из деформированных предложений.

Порядок слов  и связь слов в предложении.

Письмо букв Зз, Сс.

 

Списывание с печатного шрифта с изменением порядка и формы слов.

2.32.

 

Ударные и безударные гласные.

Последовательность частей в тексте.

Письмо букв А, Л.

магазин

Словарный диктант

2.33.

 

Смыслоразличительная роль ударения.

Сравнение значений слов, отличающихся ударением (замок – замок). Объяснение значений слов (устно). Составление предложений с такими словами.

Письмо букв Оо, Юю, Нн.

 

Карточка «Поставь ударения в словах»

2.34

 

Проверка безударных гласных способом изменения формы слова.

Дополнение предложений словами по смыслу

Буквы Я, Л, О.

фабрика

Письмо по памяти.

2.35

 

Выбор проверочных слов для проверки безударных гласных.

Письменные ответы на вопросы по тексту «Иней».

Буквы З, Е, Ё

иней

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

2.36.

 

Восстановление порядка частей текста «Солнце и ветер».

Установление последовательности слов в предложении, частей в тексте.

Буквы Ээ, Сс.

 

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов.

2.37.

 

Части текста. Восстановление порядка слов в предложениях сказки «Ёлочка».

Составление предложений из данных слов.

Буквы Ии, Уу.

 

Словарный диктант.

2.38.

 

Пересказ по вопросам отрывка из сказки М. Пляцковского «Ромашки в январе».

Ответы на вопросы с использованием слов вопроса.

Письмо букв Рр, Гг.

 

Карточка «Вставь пропущенные буквы».

2.39.

 

Подбор слов и словосочетаний на тему «Зима»

Составление предложений с данными словами и словосочетания на тему «Зима» (устно).

Письмо букв и,ы, ь, ъ.

 

Карточка «Найди ошибку».

2.40.

 

Составление рассказа по опорным словам «Зима пришла»

Составление предложений по данным словам. Связь предложений в тексте.

Письмо букв Пп, Тт.

 

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов.

2.41.

 

Непроверяемые безударные гласные в словах.

Составление словосочетаний и предложений с данными словами по вопросам и ассоциативно.

Письмо букв Шш, Тт.

шофёр

Слуховой предупредительный диктант из 2-х слов.

2.42.

 

Слова с непроверяемыми безударными гласными.

Уточнение словаря по темам «Транспорт», «Рабочие машины», «Местожительства». Адрес школы.

Письмо букв Хх, Жж.

завтра

Заполнения бланка «Адрес школы»

2.43.

 

Контрольный диктант за 2 четверть «Парные звонкие -глухие согласные в словах, безударные гласные, проверяемые и непроверяемые»

 

 

 

 

2.44.

 

Работа над ошибками.

Письменные ответы на вопросы.

Письмо букв К, Н, Ю.

автомобиль

Словарный диктант.

2.45.

 

Установление последовательности предложений в тексте «Заяц-беляк»

Восстановление порядка слов в предложении.

Письмо букв Бб, Дд.

метро

Карточка «Вставь пропущенные буквы».

2.46.

 

Составление описания собаки по данному образцу.

Составление предложений по аналогии.

Письмо букв Сс, Хх.

трамвай

Зрительно-предупредительный диктант ряда слов.

2.47.

 

Восстановление последовательности слов в предложениях текста «Помощь леснику»

Составление предложений со словами, обозначающими профессии «Кто и что делает»

Буквы Щщ, Шш.

 

Словарный диктант «Профессии»

2.48.

 

Составления текста «Ель и сосна» по вопросам.

Составление ответов на вопросы.

Буквы Ее, Сс.

 

Карточка «Дополни предложение».

2.49.

 

Письменный пересказ текста по вопросам «Поможем птицам».

Выборочное выписывание предложений из текста по данному вопросу.

Буквы Цц, Ии.

 

 

III.

Слово

 

 

 

 

 

3.1.

 

Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

Уточнение словаря по темам: «Лесные птицы и звери», «Растения леса».  Составление предложений по сюжетной картинке и данным вопросам.

Письмо слов: кто, что.

 

квартира

 

Выборочный диктант «Кто? или Что?»

3.2.

 

Изменение формы слов, называющих предметы, по вопросам.

Составление словосочетаний (управление). Дополнение предложений словами по смыслу.

Письмо букв Вв, Бб.

портрет

Слуховой предупредительный диктант предложения из 3-х слов.

3.3.

 

Постановка вопросов к словам, обозначающим предметы.

Составление вопросительных предложений со словами «кто, что, кому, о чём, о ком»

Письмо букв г, ч.

телефон

Карточка «Поставь вопрос к слову».

3.4.

 

Слова, называющие действия предметов.

Дополнение предложений глаголами по данным вопросам.

Письмо слогов ет, ют.

 

Слуховой предупредительный диктант предложения из 3 слов.

3.5.

 

Выделение слов, называющих действия предметов, из предложений.

Составление предложений с данным глаголом.

Письмо сочетаний букв сд, сб.

телевизор

Выборочный диктант (выписать из предложений слова, называющие действия).

3.6.

 

Дополнение предложений словами, называющими действия предметов.

Составление устного высказывания «Уборка класса» по серии картинок.

Письмо сочетаний букв сс, нн.

 

Словарный диктант

3.7.

 

Составление рассказа по серии картинок «Дворник»

Подбор глаголов труда к картинкам, составление с ними предложений.

Письмо сочетаний Дв, дв

 

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов.

3.8.

 

Слова называющие действия труда, движения, звучания, речи.

Расширение словаря слов, называющих действия.

Письмо сочетаний Зв, зв.

 

Карточка «Вставь пропущенные слова (называющие действия предметов)»

3.9.

 

Составление пар предложений, связанных по смыслу, к сюжетным картинкам.

Использование межфразовых связей (местоимения, форма глагола) при составлении пар предложений.

Письмо сочетаний Тв, тв.

 

Выборочный диктант (слова, называющие действия предметов).

3.10.

 

Слова, называющие признаки предметов. Их значение в речи.

Сравнение двух описаний зверька (с прилагательными и без них). Дополнение словосочетаний признаками предметов по картинкам.

Письмо слогов Ом, ол.

огромный

Слуховой предупредительный диктант предложения из 2 слов.

3.11.

 

Упражнения в согласовании слов, называющих предметы и признаки, по вопросам.

Подбор к слову, называющему предмет, ряда признаков.

Письмо сочетаний ой, ая, яя и слов: какой, какая, какое.

 

 

Выборочный диктант (из предложений выписать слова, называющие признаки)

3.12.

 

Какие признаки могут называть слова.

Распространение предложений словами, называющими указанный признак.

Письмо сочетаний ий, ее, ые.

 

Карточка «Распредели по группам» (по характеру, по величине).

3.13.

 

Распространение текста словами, называющими признаки предмета.

Подбор слов-признаков к данному предложению.

Письмо сочетаний ый, ий.

 

Словарный диктант

3.14.

 

Поздравительная открытка.

Структура поздравительной открытки, составление открытки по плану.

Письмо сочетания ия, ая.

фамилия

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов.

3.15.

 

Изменение слов, называющих признаки предметов, по вопросам.

Связь слов в предложении, изменение формы слов, называющих признаки предмета. Заголовок текста, основная мысль (выделение из текста предложения, в котором выражена основная мысль).

Письмо букв Фф, Уу.

костюм

Карточка «Вставь пропущенные буквы»

3.16.

 

Составление рассказа «Погода сегодня» по данному образцу.

Составление предложений с использованием слов, называющих признаки предмета.

Письмо сочетаний его, ого.

 

Выборочный диктант (слова, называющие признаки предмета).

3.17.

 

Описание грача по картинке и данным вопросам.

Составление предложений по вопросам с использованием слов, называющих признаки предмета.

Письмо сочетаний гр, пр.

 

Письмо по памяти.

3.18.

 

Названия и имена предметов.  Правило написания имён собственных.

Образование полных имён людей и отчеств

Письмо А, Я, У, Ю.

 

Диктант прописных букв

3.21.

 

Названия морей, рек, озёр, гор.

Беседа о стране, в которой мы живём. Определение границ предложений в тексте.

Письмо сочетаний букв лл, сс, мм.

Россия

Словарный диктант (слова с двойными согласными).

3.22.

 

Рассказ «Где я живу» по данным вопросам.

Составление предложений – ответов на вопросы.

Письмо букв Р, П, Г.

 

Слуховой предупредительный диктант из 3 слов.

3.23.

 

Адрес на конверте

Рассказ о месте своего жительства по данному плану.

Письмо сочетаний нв, др.

 

Выборочный диктант (имена собственные).

3.24.

 

Названия книг, журналов и газет. Большая буква в заголовках, кавычки.

Дополнение предложений именами собственными.

Письмо букв Б, В, Д.

 

Карточка «Вставь пропущенные буквы»

3.25.

 

Контрольный диктант «Собственные имена. Правописание безударных гласных и парных звонких – глухих согласных»

 

 

 

 

3.26.

 

Употребление предлогов в предложении.

Составление предложений – ответов на вопросы.

Письмо сочетаний букв стн, здн, рдц.

лестница

Словарный диктант

3.27.

 

Дополнение предложений предлогами.

Установление связи слов в предложении. Упражнения в использовании предложного управления.

Письмо сочетаний нья, нье.

 

Карточка «Вставь пропущенные предлоги»

3.28.

 

Описание «Лошадка» по данным вопросам.

Составление предложений по вопросам.

Письмо сочетаний вьи, бьи.

 

Графический диктант (схемы предложений с предлогами)

3.29.

 

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Восстановление порядка слов в предложении.

Письмо  предлогов под, из, перед.

 

Карточка «Подчеркни предлоги»

3.30.

 

Изложение текста «Музыка» по данным вопросам.

Составление предложений по вопросам.

Письмо слогов аль, Оль.

 

Зрительно-предупредительный диктант из 4 слов.

3.31.

 

Тема текста и тематический словарь.

Подбор словосочетаний с предлогами к данной теме. Определение темы текста. Тематический заголовок.

Письмо слогов без, из, над, под.

русский

Карточка «Исправь ошибки» (правильность употребления предлогов в предложении)

3.32.

 

Слова с разделительным твёрдым знаком.

Узнавание слов по их толкованию. Дополнение предложений с опорой на картинки.

Письмо сочетаний въе, съе, объя

 

Карточка «Вставь, где нужно, ъ».

3.33.

 

Объявление.

Структура объявления.

Письмо сочетаний объё, подъе.

театр

Словарный диктант

3.34.

 

Понятие о родственных словах (установление общности смыла и общей части).

Объяснение значений родственных слов. Дополнение предложений родственными словами.

Письмо сочетаний букв: бьё, объё.

 

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов.

3.35.

 

Подбор родственных слов по данному образцу.

Составление предложений с родственными словами.

Письмо сочетаний букв вз, Вб.

 

Карточка «Вставь пропущенные слова» (выбрать из ряда родственных слов).

3.36.

 

Различение родственных слов и слов, близких по значению.

Подбор синонимов. Составление рядов родственных слов.

Письмо сочетаний вд, вх.

 

Карточка «Какое слово лишнее»

3.37.

 

Составление рассказа по серии картинок и данным словосочетаниям «Кот и грачиха»

Составление предложений по картинкам и опорным словам. Межфразовые связи.

Письмо букв г, ч, ъ,ь.

 

Слуховой предупредительный диктант из 3 слов.

3.38.

 

Наблюдение за единообразным написанием корней родственных слов.

Упражнения в словообразовании по данному образцу.

Письмо букв З, В.

цыплёнок

Карточка «Вставь пропущенный корень».

3.39.

 

Составление сказки о Весне по данному образцу.

Изменение предложений в соответствии с темой.

Письмо слогов Зи, Ве

 

Списывание с письменного шрифта.

3.40.

 

Составление рассказа «Молодцы!» по серии картинок и опорным словам.

Составление предложений по картинкам и опорным словам. Межфразовые связи.

Письмо букв Чч, Цц.

 

Словарный диктант.

IV.

 

Предложение

 

 

 

 

4.1.

 

Предложение как часть текста. 

Дополнение текста предложением. Нахождение предложения в тексте по данному вопросу.

Письмо букв Ии, Цц.

 

Зрительно-предупредительны диктант (предложение из 3-х слов)

4.2.

 

Определение границ предложения.

Членение текста на предложения. Интонационное оформление предложений.

Письмо букв Лл, Яя в соединении.

малина

ягода

Карточка «Сосчитай, сколько предложений».

4.3.

 

Смысловая законченность предложения. Различение предложений и словосочетаний.

Дополнение предложений словами по смыслу.

Письмо слогов ваг, вок.

вагон

вокзал

Выборочный диктант «О чём говорится в предложении?».

4.4.

 

Установление порядка слов в предложении.

Восстановление последовательности слов в предложении

Письмо слогов шо, шё.

мешок

Графический диктант (схемы предложений).

4.5.

 

Составление текста «Лесные звуки» из деформированных предложений.

Восстановление последовательности слов в предложении

Письмо слогов ес, ех.

лягушка

Слуховой предупредительный диктант (предложение из 3-х слов)

4.6.

 

Слова в предложении связаны по смыслу.

Упражнения в словоизменении для связи слов в предложении.

Письмо слогов ящ, яц.

ящерица

Карточка «Дополни предложение».

4.7.

 

Распространение предложений по вопросам.

Составление предложений по вопросам. Распространение предложений.

Письмо слогов це, ще.

полотенце

Диктант «Сколько слов в предложении?»

4.8.

 

Упражнения в изменении формы слова слов для связи слов в предложении.

Составление предложений из данных слов, по опорным словосочетаниям.

Письмо слогов эс, эх.

 

Карточка «Исправь ошибки» (формы слов в предложении)

4.9.

 

Виды предложений по интонации.

Составление вопросительных предложений к данному тексту.

Письмо слогов ля, ле, мя, ме.

 

Словарный диктант

4.10.

 

Контрольный диктант «Предложение. Единообразное написание корней родственных слов. Разделительный ъ»

 

 

 

 

4.11.

 

Составление письменного пересказа по вопросам.

Ответы на вопросы (составление предложений). Межфразовые связи.

Письмо букв Ии, Цц, Шш, Щщ в соединении.

 

Карточка «Расставь знаки в конце предложений».