Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
|
Содержание программного материала |
Развитие связной устной письменной речи |
Словарные слова |
Контрольно-диагностические материалы |
1. |
Практические упражнения в обозначении звуков на письме буквами. Определение гласных и согласных. Буквенная азбука – алфавит. |
Составление списка учащихся класса в алфавитном порядке. Составление предложения со словарным словом. |
Каникулы. |
Карточка. «Расположить слова в алфавитном порядке». |
2. |
Практические упражнения в дифференциации мягких и твердых согласных, обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я, и. |
Составление предложения со словарным словом. Сравнение: текст и предложение. |
Библиотека. |
Карточка. «Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных». |
3. |
Практические упражнения в правописании слов с ь – разделительным знаком. Слитное и раздельное произношение гласных и согласных в слогах с разделительным мягким знаком. |
Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление предложения со словарным словом. |
Желтый. |
Карточка. Поставь, где нужно, ь (разделительный). |
4. |
Практические упражнения в правописании звонких и глухих согласных их дифференциация. Упражнения в изменении формы слова для проверки написания согласных. |
Составление предложения со словарным словом. Дать понятие – текст. |
Отряд. |
Карточка. Вставить вместо точек согласную (с опорой на проверочное слово). |
5. |
Практические упражнения в правописании ударных и безударных гласных. Упражнения в изменении формы слова для проверки написания безударной гласной. |
Составление предложения со словарным словом. Текст. Озаглавливание текста. |
Лягушка. |
Карточка. Вставить пропущенные буквы (с опорой на проверочное слово). |
6. |
Практические упражнения в правописании гласных и согласных. |
Составление рассказа по серии сюжетных картин и данным предложениям. Озаглавливание текста. |
|
Карточка. Вставить пропущенную букву. |
7. |
Практические упражнения в правописании слов с непроверяемыми безударными согласными. Знакомство с орфографическим словарем. |
Редактирование текста – замена повторяющихся слов местоимениями, синонимами. Определение главной мысли. |
|
Карточка. Замени, где это возможно, повторяющиеся слова другими из данных учителем слов. |
8. |
Практические упражнения в определении границ предложения. Знаки препинания в конце предложения. |
Составление предложений из данных слов. |
|
Восстановить деформированные предложения. |
9. |
Практические упражнения в определении подлежащего и сказуемого в предложении. |
Дополнение предложений главными членами. |
Однажды. |
Карточка. Вставить предложения подходящие по смыслу слова. |
10. |
Практические упражнения в распространении предложении второстепенными членами. |
Распространение предложений по вопросам. |
|
Карточка. Дополнить предложения словами по смыслу (второстепенными членами предложения). |
11. |
Практические упражнения в сравнении текста и предложения. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Озаглавливание текста. |
|
Карточка. Восстановление деформированного текста (из зпредл.) |
12. |
Практические упражнения в составлении и распространении предложений в тексте на данную тему. |
Определение темы текста. Заглавие и тема текста. |
|
Карточка. Замена повторяющихся слов в предложениях. |
13. |
Практические упражнения в определении части слова в ряде родственных (однокоренных) слов. Дать понятие о корне слова. |
Ответы на вопросы по тексту. Подобрать заголовок из данных. |
|
Карточка. Вставит в слова корень слова. |
14. |
Практические упражнения в правописании звонких и глухих согласных в корне слова, изменяя форму слова. |
Распространение текста данными словами. Тема текста. Заглавие, выражающее тему текста. |
|
Карточка. Вставить вместо точек пропущенные буквы (опора на проверочные слова). |
15. |
Практические упражнения в правописании проверяемых безударных гласных, изменяя форму слова. |
Дополнить предложения словами по смыслу (из данных). Озаглавливание текста. |
|
Карточка. Вставить вместо точек пропущенную букву (опора на проверочные слова). |
16. |
Практические упражнения в правописании словарных слов. |
Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. |
|
Карточка. Вставить вместо точек пропущенные буквы. (используя орфографический словарь). |
17. |
Практические упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными. |
Составление предложения со словарным словом. |
Здравствуй. |
Карточка. Вставить вместо точек пропущенные буквы с опорой на данные слова для проверки непроиз. |
18. |
Практические упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными. Составление рассказа «Поздняя осень». |
Замена в тексте повторяющихся слов. |
Лестница. |
Карточка. Распространить предложения данными словами. |
19. |
Практические упражнения в правописании слов с двойными согласными. Написать слова в алфавитном порядке. Составление рассказа «Наш класс». |
Составление предложений с опорными словами. |
Аккуратно Килограмм Пассажир Коллекция. |
Карточка. Письменные ответы на вопросы по тексту. |
20. |
Практические упражнения в правописании гласных и согласных в корнях. |
Письменные ответы на вопросы. Озаглавливание текста. |
|
Карточка. «Вставить в слова вместо точек пропущенные буквы». |
21. |
Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
Связь предложений в тексте. Части текста. Озаглавливание текста. |
|
|
22. |
Диктант на правописание гласных и согласных в корне слова. |
|
|
Умение использовать полученные знания в практической деятельности. |
23. |
Работа над ошибками. |
Дополнить предложения словами по смыслу. |
|
Вставить вместо точек пропущенные буквы |
24. |
Правописание упражнения в изменении формы слов в предложениях, при изменении числа. |
Составление предложений на данную тему, используя опорные слова: город, в огороде, по городу, городом. Озаглавливание рассказа. |
|
Карточка. «Выдели изменяемую часть повторяющего слова». |
25. |
Практические упражнения в составлении предложений из данных в разбивку слов, выделение изменяемой части слова. |
Выбор заголовка. Составление предложений из данных в разбивку слов. |
Внезапно. |
Карточка. «Выдели изменяемую часть родственных слов». |
26. |
Практические упражнения в определении и выделении изменяемой части слова. |
Составление предложений по картинкам, используя данные слова. Озаглавливание текста. |
|
Карточка. «Поставить слова из скобок в нужную форму». |
27. |
Практические упражнения в наблюдении за изменением значения слова в зависимости от приставки. |
Составление предложений по картинкам, используя однокоренные слова с приставками. |
Ураган. |
Карточка. «Выделить в ряде однокоренных слов приставку». |
28. |
Практические упражнения в определении и выделении приставки в словах, имеющих один и тот же корень. |
Дополнение предложений подходящими по значению словами из ряда однокоренных. |
|
Карточка. «Выделите часть слова, которыми различаются однокоренные слова». |
29. |
Практические упражнения в написании слов с приставками и предлогами. Роль приставки и предлога в устной и письменной речи. |
Составление предложений с данными словами на данную тему. Озаглавливание текста «Осень», «Грустная пора». |
|
Карточка. «Дополнить предложения словами (из скобок) подходящими по смыслу». |
30. |
Практические упражнения в написании слов с приставками и предлогами. |
Списывание, заменяя выделенные слова на противоположные. О чём текст? Определение темы текста. |
|
Карточка. «Выделите в словах приставку, предлог». |
31. |
Практические упражнения в произношении и написании слов с разделительным ъ знаком. |
Составление предложений с данными словами. Озаглавливание текста. «На стройке». |
|
Карточка. «Выделить часть слова перед ъ знаком». Учись читать правильно. |
32. |
Практические упражнения в произношении и написании слов с разделительным ъ твердым и ь мягким знаками. |
Составление предложений, используя данные слова. (Осенью, деревья, листья, съежились). Озаглавливание текста. |
|
Карточка. «Выписать слова в два столбика по образцу». |
33. |
Практические упражнения в наблюдении за изменением значения слов в зависимости от суффикса. |
Дополнение предложений данными словами. Сравнение текстов. |
Корабль. |
Карточка. «Образовать новые слова с помощью суффиксов». |
34. |
Практические упражнения в правописании слов с уменьшительно – ласкательным значением в устной и письменной речи. |
Сравнение текстов. Дописать предложения данными словами. Выбрать заглавие из данных. |
|
Карточка. «Образовать «ласковые» формы слов по образцу». |
35. |
Практические упражнения в правописании слов с уменьшительно-ласкательным значением, в их выделении в тексте. |
Ответы на вопросы по содержанию текста. Сравнение текстов. |
|
Карточка. «Вставить в слово пропущенную часть: - еньк-, -умк-, -ик-, -ек-». |
36. |
Самостоятельное списывание текста, выбор заголовка. |
Устные ответы на вопросы по правописанию орфограмм. Умение использовать полученные знания на практике. |
|
Карточка. «Составление предложений (2) из данных в разбивку слов. |
37. |
Практические упражнения в различении и правописании слов называющих предмет, признак, действие. |
Дополнить предложения словами, называющими предмет, признак, действие. |
|
Карточка. «Составление предложений из данных слов» (2 предложения). |
38. |
Практические упражнения в различении слов, называющих предмет, признак, действие. |
Устное рисование картины. Умение ставить вопросы к словам, называющим предмет, действие, признак. Деление текста на предложения. |
Корабль. |
Карточка. «Вставить пропущенное слово в предложениях». |
39. |
Практические упражнения в различении слов, называющих предметы. Умение ставить вопросы. |
Озаглавливание текста. Поставить вопросы к выделенным словам. |
|
Карточка. «Закончить предложения. Поставить (устно) вопросы». |
40. |
Практические упражнения в различении слов различных смысловых категорий: люди, профессии, животные, растения, явления природы, состояния, предметы мебели. |
Умение подбирать обобщающие понятия, ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов. |
Человек. |
Карточка. «Написать, что называют слова каждой строчки». |
41. |
Практические упражнения в подборе и замене одних слов, называющих предметы, другими, близкими по значению. |
Подбор слов, близких по значению. |
|
Карточка. «Вставить пропущенные буквы». |
42. |
Практические упражнения в подборе и замене одних слов, называющих предметы, другими, противоположными по значению. |
Работа с пословицами. |
|
Карточка. «Дополнить предложения словами из справок по смыслу» |
43. |
Практические упражнения в употреблении сравнительных оборотов в устной и письменной речи. |
Распространение предложений сравнительными оборотами. |
|
Карточка. «Дополнить предложения данными сравнительными оборотами. |
44. |
Практические упражнения в различении слов, обозначающих предметы, отвечающих на вопросы кто?, что? |
Составление рассказа по вопросам данной сюжетной картинке. |
Берег. |
Карточка. «Напишите слова в два столбика – кто?, что?» |
45. |
Составление рассказа по опорным словам на данную тему. |
|
|
Карточка. Составить предложения (2) из данных в разбивку слов. |
46. |
Практические упражнения в различении слов, которые называют собственные и нарицательные имена предметов. |
Письменные ответы на вопросы. |
Красная площадь. Столица. |
Карточка. «Ответьте письменно на вопросы». Тема «Где я живу» (Город, село, улица). |
47. |
Практические упражнения в различении и правописании слов, обозначающих собственные имена предметов. Большая буква в именах собственных. |
Деление текста на предложения. |
Область, Желать. |
Карточка. «Написать: В какой области находится наш город? Какой главный город страны?» |
48. |
Практические упражнения в различении и правописании слов, обозначающих собственные имена предметов. |
Дополнить предложения словами, обозначающих собственными именами. |
Адрес, конверт. |
Написать фамилии, имена, отчества мамы, папы, бабушки, дедушки. |
49. |
Практические упражнения в правописании названий праздников. Практические упражнения в написании поздравительной открытки. |
Составление поздравительной открытки по образцу. |
|
Написать поздравительную открытку другу (подруге). |
50. |
Практические упражнения в написании адреса (по образцу) на конверте коллективно. |
Оформление адреса на конверте (по образцу) коллективно. |
|
Напишите адрес школы. |
51. |
Практические упражнения в изменении формы слова – единственное на множественное, множественное на единственное. |
Дополнить предложения словами, обозначающими один или несколько предметов. |
|
Карточка. «Поставить слова обозначающие множественное число». |
52. |
Практические упражнения в различении единственного и множественного числа слов, обозначающих предметы. |
Составление рассказа по вопросительному плану, данной картине. |
|
Карточка. «Определить один или несколько предметов». |
53. |
Практические упражнения в различении рода слов, обозначающих предметы. |
Заменить повторяющиеся слова, словами он, она, оно. |
Иней. |
Карточка. Дописать к каждому слову обозначающему предмет, слова он, мой; она, моя; оно, мое. |
54. |
Практические упражнения в различении рода слов, называющих предметы единственного числа. |
Найти границы предложения. Озаглавить текст. |
|
Карточка. С данными словами составить предложения на тему «Скоро новый год». Готовятся, украшенье, сияют. |
55. |
Практические упражнения в различении рода слов, называющих предметы множественного числа. |
Замена слов, называющих много предметов, на слова, называющие один предмет. |
|
Карточка. Поставить слова в форму единственного числа (по образцу). |
56. |
Практические упражнения в правописании ь знака после шипящих на конце слов, называющих предметы женского рода. |
Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. |
|
Карточка. «Ставь, где нужно, после шипящих ь мягкий знак». |
57. |
Практические упражнения в различении слов, называющих предметы женского и мужского рода с шипящими на конце. |
Дополнить предложения данными по смыслу словами. |
|
Карточка. «Ставь, где нужно мягкий ь знак». |
58. |
Практические упражнения в наблюдении за связью слов, называющих предметы, с другими словами в предложении. |
Составление рассказа по картинке, используя вопросы, опорные слова. «Незадачливый рыбак». |
|
Карточка. «Замените повторяющие слова другими словами. |
59. |
Практические упражнения в изменении слов, называющих предметы по вопросам. |
Дописать словосочетания, используя текст. Умение ставить вопросы к выделенным словам. |
|
Карточка. «Записать вопросы к словам, обозначающим предмет». |
60. |
Наблюдение за изменением окончаний слов, называющих предметы. |
Вставить в предложения слово, обозначающее предмет, изменяя его по вопросам. |
|
Карточка. «Выделить окончания повторяющего слова». |
61. |
Контрольный диктант за II четверть. Большая буква в именах собственных. Мягкий знак после шипящих на конце слов, называющих предметы. Разделительные ь и ъ. Предлоги и приставки. |
|
|
|
62. |
Работа над ошибками |
Составление предложений из данных в разбивку слов. |
|
Карточка. «Найти границы предложений». |
63. |
Практические упражнения изменяя слова, обозначающие предметы, по вопросам. |
Работа с пословицами. Составление предложений со словами шел, идти. |
Идти, шел. |
Карточка. Дописать предложения словарными словами. |
64. |
Практические упражнения в выделении из предложений словосочетаний со словами, называющих предметы. Умение ставить вопрос. |
Продолжить предложения. |
Благодарю. |
Составление предложений со словарными словами. |
65. |
Практические упражнения в постановке слов, называющих предметы, в начальную форму. |
Списывание текста. Поставить вопрос к выделенным словам. |
Иней. |
Карточка. «Дополнить предложения» Поставь вопрос к выделенным словам. |
66. |
Практические упражнения в использовании предлогов и окончаний слов для связи слов в предложении. |
Восстановление деформированных предложений в тексте. |
Забота. |
Карточка. «Составить предложения из данных в разбивку слов». |
67. |
Практические упражнения в выборе формы слов, называющих предметы, после предлогов у, из, без, до, для, около. |
Составление рассказа по опорным словосочетаниям и серии сюжетных картин. |
|
Карточка. «Списать предложения. Поставьте вопросы к словам с предлогами». |
68. |
Практические упражнения в правильном выборе формы слов, называющих предмет, после предлогов к, по, перед, под, над. |
Вставить пропущенные предлоги в предложения. |
Телефон, телевизор. |
Составление предложений с данными словами. |
69. |
Практические упражнения в выборе формы слов, называющих предметы, после предлогов с, за. |
Восстановление порядка предложений в тексте. Озаглавливание текста. |
Вместе. |
Карточка. «Закончить предложения». |
70. |
Составление рассказа по серии сюжетных картин по вопросному плану, опорным словам. |
Составление предложений по картинкам. |
|
|
71. |
Практические упражнения в правильном выборе формы слов, называющих предметы, после предлогов в, на, о. |
Составление предложений из данных в разбивку слов. Озаглавливание рассказа. |
|
Карточка. «Вставить в словосочетания предлоги». |
72. |
Практические упражнения в правильном выборе формы слов, называющих предметы, предлогов. |
Составить текст, используя данные словосочетания и репродукцию картины А. Пластова «Первый снег». |
|
Карточка. «Списать, поставить слова в скобках в нужной форме». |
73. |
Контрольное списывание с заданием: поставить вопросы к выделенному слову. Выделить окончание повторяющего слова. |
Умение ставить вопросы к словам, называющим предметы. |
|
Карточка. «Дополнить предложения словами, поставив их в нужной форме». |
74. |
Контрольная работа за III четверть. |
|
|
|
75. |
Работа над ошибками. |
Составление текста по опорным словам, по картине. |
|
|
76. |
Практические упражнения в использовании в устной и письменной речи слов, обозначающих действия предметов. |
Подобрать к словам, обозначающим предметы, слова, обозначающие действия этих предметов. Сравнение текстов. Озаглавливание. |
|
Карточка. «Продолжить предложения данными словами, обозначающими действия». |
77. |
Практические упражнения в использовании в устной и письменной речи слов, обозначающих движение, речь, мысли, труд, чувства. |
Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. Напишите: кто, что делает? Вставить в предложения глаголы. |
|
Карточки. «Напишите трудовые действия: - речевые действия: - состояния людей: -». Расположить части текста по данному плану. |
78. |
Практические упражнения в употреблении в речи слов, обозначающих действия предметов, в настоящем времени. |
Ответы на вопросы. Когда происходят действия? |
До свидания. |
Карточка. «Замените повторяющие слова, словами из справок». |
79. |
Практические упражнения в использовании в устной и письменной речи слов, обозначающих действия предметов, в прошедшем времени. |
Дописать основную часть письма. |
Случай. |
Карточка. «Выберите из скобок нужные слова, обозначающие действия предметов». |
80. |
Практические упражнения в употреблении в устной и письменной речи слов, обозначающих действия предметов, в будущем времени. |
Письменные ответы на вопросы по тексту. |
|
Карточка. «Дополнить письмо планами на воскресенье». |
81. |
Составление текста письма к родственникам (подруге, другу). Коллективная запись на доске и в тетрадях. |
|
|
Напиши записку маме. Предупреди, что ушел(а) гулять с подругой (другом). |
82. |
Практические упражнения в использовании в устной и письменной речи слов, обозначающих признак предмета: качество, форму, вкус, материал, оценочную характеристику предметов, цвет. |
Сравнение текстов описательного характера. Озаглавливание составленного текста. |
|
Карточка. «дополнить предложения словами, обозначающими признаки предметов». Озаглавлиывание текста. |
83. |
Практические упражнения в использовании в устной и письменной речи слов, обозначающих цвет, качество, форму, вкус, материал, оценочные характеристики предмета. |
Чтение по ролям. Вставить в предложение слова, которые называют указанный признак предмета в скобках. Найти начало, конец текста. |
Огромный. |
Карточка. «Распределить слова, обозначающие признаки, по группам». |
84. |
Практические упражнения в образовании слов, обозначающих признаки, от слов, обозначающих предметы. |
Заменить выделенные слова словами, обозначающими признаки (по образцу). |
Свобода. |
Карточка. «Распространить предложения словами, обозначающими признаки предметов». |
85. |
Практические упражнения в использовании в устной и письменной речи слов, обозначающих признаки предметов, для выражения художественных определений, переносного значения, сравнения. |
Сравнение предложений. Составление текста по опорным словосочетаниям на тему «Весна на пороге». |
Беседа. |
Карточка. «Дописать пропущенные сравнения (по образцу)». |
86. |
Практические упражнения в постановке вопросов от слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим признаки этих предметов. |
Подобрать к словам, обозначающим предметы, слова, обозначающие разные признаки этих предметов. Поставьте вопросы. |
|
Карточка. «Запишите в скобках вопросы к словам, обозначающим признаки предметов». |
87. |
Коллективное изложение текста по вопросам после самостоятельного чтения. Запись текста на доске и в тетрадях. |
|
|
|
88. |
Наблюдения за родовыми окончаниями слов, обозначающих признаки предметов мужского, женского среднего рода. |
Подбор к словам, обозначающим предметы, слова, обозначающие их признаки (из данных). Составить рассказ о своем брате (друге). |
Минута. |
Карточка. «Списать, выделить окончания вопроса, слов, обозначающих признаки предметов». |
89. |
Практические упражнения в правописании окончаний слов, обозначающих признаки предметов в мужском, женском, среднем роде. |
Подобрать для описания предмета слова, обозначающие признаки предметов. Составить рассказ о своей подруге (сестре). |
|
Карточка. «Дополнить предложения словами обозначающими признаки предметов». |
90. |
Практические упражнения в правописании окончаний слов, обозначающих признаки предметов в мужском, женском, среднем роде. |
Подобрать для описания предмета слова, обозначающие признаки предметов. Описание любимой игрушки. |
|
Карточка. «Вставить в текст подходящие по смыслу слова». |
91. |
Предложение. Текст. Практические упражнения в различении распространенных и нераспространенных предложений. |
Чтение по ролям. Восстановление деформированных предложений. Письменные ответы на вопросы. |
Охрана. |
Карточки. «Дополнить предложения словами по смыслу». |
92. |
Практические упражнения в распространении предложений, в установлении связей слов в предложении. |
Изменение порядка слов в предложении. Выписать словосочетания по образцу. |
|
Карточка. «Составление предложений из данных в разбивку слов». |
93. |
Практические упражнения в установлении связей слов в предложении. |
Составление предложений на данную тему. Озаглавливание текста. |
Космос, космонавт. |
Карточка «Составление предложений на тему «Космос». |
94. |
Практические упражнения в правильном интонировании и правописании повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. |
Упражнения в правильном интонировании предложений. |
|
Карточка. «В конце предложения поставьте нужный знак». |
95. |
Практические упражнения в составлении повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. |
Составление предложений с данными словами. Найти конец предложения, поставьте нужный знак. |
Граница. |
Карточка. «Дописать предложения. Озаглавить текст». |
96. |
Дать понятие о диалоге. Практические упражнения в составлении диалога. |
Чтение по ролям. Составление диалога: «В магазине». |
Диалог. |
Карточка. Составьте диалог к ситуации. Вы приехали в другой город, не знаете, как найти нужную улицу. |
97. |
Практические упражнения в составлении диалога с опорой на картинку, текст, ситуацию. |
Чтение диалога. Составление диалога: «В аптеке». |
|
Карточка. Составьте диалог к ситуации. У друга День рождения и ты затрудняешься в выборе подарка. |
98.
|
Практические упражнения в составлении диалога на данную тему. |
Дополнить диалог предложениями из текста. Составление диалога: «Разговор по телефону». |
|
Карточка. Составление диалога к ситуации. Тебе поручили купить билеты в кино. |
99. |
Практические упражнения в использовании в устной и письменной речи предложений с однородными членами. |
Письменные ответы на вопросы по тексту. |
|
Карточка. «Дополнить предложения однородными членами предложения». |
100. |
Практические упражнения в расположении частей текста в соответствии с данным планом. |
Восстановление порядка частей текста по плану. Озаглавливание текста. |
|
Карточка. «Восстановить порядок частей в тексте согласно плану». |
101. |
Восстановление последовательности частей текста. Связь частей текста с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. |
Расположить части текста по плану, соблюдая красную строку. |
|
Карточка. «Деление текста на части по данному плану». |
102. |
Контрольный диктант за год. |
|
|
Карточка. «Составьте диалог на тему: «Скоро каникулы». |
103. |
Работа над ошибками. |
Объяснение ошибок, которые допустили в работах. Составление диалога к ситуации. |
|
|