МСКОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
г. Переславль-Залесский
Ярославской области, 2004 год
В целях социальной защиты детей инвалидов с детства и обеспечение их права на образование, согласно Закона РФ «Об образовании» и Закона РФ «О социальной защите инвалидов» в СКШИ открыт 10 класса для учащихся с умеренной умственной отсталостью, большинство из которых к тому же имеют сложные нарушения.
Цель
организации образовательного процесса
Приоритетными направлениями
образовательной работы
- формирование и развитие
коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие
продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- формирование навыков
хозяйственно-бытового труда;
- совершенствование
социального поведения, расширение знаний о себе, других людях, нравственных
нормах, правилах взаимоотношений людей;
- совершенствование навыков
счёта, чтения, письма;
- обучение доступным знаниям
по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и
соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;
- обучение доступным видам
труда.
Наибольшее внимание при организации учебного
процесса
(102 часа)
В 10 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только фактуальное, но концептуальное содержание текстов. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить целенаправленную работу по пониманию образного языка литературных произведений.
Большое внимание уделяется работе с текстом, которая направлена на совершенствование навыков учащихся проводить, под руководством учителя, анализ текстов, высказывать суждения по поводу описываемых событий, поступков героев.
Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, улучшение таких показателей, как беглость, правильность и выразительность чтения.
Основным видом чтения остаётся чтение вслух. Вместе с тем учитель должен постепенно приучать учащихся к чтению про себя, увеличивая объём читаемого текста и самостоятельность чтения.
Большое значение придаётся таким видам работы, как участие в диалоге по прочитанному, чтение по ролям, драматизации, полный, краткий, выборочный пересказ текста.
В ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:
- совершенствование техники чтения;
- способности понимать прочитанное;
- формирование интереса к чтению;
- развитие устнойречи.
На уроках чтения проводится работа над более осознанным восприятием социальных связей и отношений, решаются задачи нравственно-этического воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения в обществе.
В программе 10 класса для учащихся с умеренной умственной отсталостью используется тематический принцип подбора литературного материала. Произведения становятся более объёмными и сложными по содержанию, содержат материал для расширения социального опыта учащихся, формирования социально-нравственных ценностей и ориентиров.
Легенды, сказания о реках,
горах родной страны. Связь с историческими событиями, с взаимоотношениями
людей. Отражение этических ценностей народа в сказаниях и легендах. Сравнение
разных легендах на одну тему.
Примерный материал: «Легенда
о Медведь-горе», «Волга и Кама» (сказание), «Утёсы над Волгой», «Легенда о
Молодецком кургане и Девьей горе».
Ваши имена. Ваши имена в
истории.
Знакомство с этимологией своего имени. Чтение биографических статей об исторических героях, тёзках. Рассуждения о соответствии имени и поведения человека.
Примерный материал: Головин
Н.Н. «Рассказы по истории для детей», Пушкин А.С. «Что в имени тебе моём?»
Знакомство с детскими рассказами, сказками, стихотворениями, рассказами классиков мировой литературы о любви. Рассуждения об отношениях людей, нравственно-этических ценностях, видах любви, её проявлениях. Юмор, драматизм, трагизм событий.
Примерный материал: В.
Драгунский «Что я люблю…», Г.-Х. Андерсен «Русалочка», А.С. Пушкин «На
холмах Грузии…», «Я помню чудное
мгновенье», «Я вас любил…», «Барышня-крестьянка», О. Генри «Дары волхвов»,
«Комната на чердаке», А. Грин «Алые паруса», А. Чехов «С женой поссорился»
Чтение и анализ литературных произведений о природе, взаимоотношениях людей, людей и животных с точки зрения автора или постороннего наблюдателя происходящих событий. Описание места, действия, человека, животного. Оценка поступков и характера действующих героев. Юмор, драматизм, трагизм событий, отношений.
Примерный материал: Н.
Сладков «Неслух», «Медвежья горка», В. Драгунский «Куриный бульон», «Похититель
собак», «Бы», А.И. Куприн «Чудесный доктор», «Белый пудель», А. П. Чехов
«Толстый и тонкий», «Злоумышленник».
Чтение произведений, помогающих увидеть взаимоотношения людей, стили поведения, умения решать конфликтные вопросы, регулировать своё поведение и поведение окружающих. Чувства и мысли собственные и других людей. Разный взгляд на одну и ту же ситуацию.
Рассказы, стихотворения, содержащие краткие и доступные сведения о знаменитых людях прошлого и настоящего России, о их делах и подвигах.
Навыки
чтения
Работа над правильным, сознательным и выразительным чтением. Коллективное чтение и разбор текстов (объяснительное чтение). Чтение про себя по предварительному заданию учителя.
Выразительное чтение после коллективного разбора авторских ремарок, логических ударений, синтаксических паз, тона, громкости и темпа речи.
Работа с
текстом
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к событиям текста и поступкам героев.
Выделение темы и основной мысли произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Деление текста на смысловые части, составление плана. Осознание последовательности и причинности событий
Пересказ по плану полный, краткий, выборочный.
Чтение по ролям и драматизации диалогов.
Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку.
Формирования внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов, нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений. Определение отношения автора к своим героям и событиям.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Практическое знакомство с литературными жанрами и художественными приёмами.
Самостоятельное чтение отрывков художественных произведений.
Основные
требования к умениям учащихся
- читать вслух целыми словами и по слогам;
- читать про себя доступные по содержанию тексты с учётом заданий учителя;
- принимать участие в коллективном обсуждении и анализе прочитанных произведений;
- называть главных и второстепенных действующих лиц, находить в тексте отрывки с описанием внешности героя, высказывать собственное отношение к герою и его поступкам;
- пересказывать по плану литературные произведения;
- объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью учителя;
- заучивать наизусть небольшие по объёму стихотворения (4-6 знать наизусть);
- ориентироваться в содержании книги по заголовку, иллюстрациям, оглавлению.
ТВОРЧЕСКОЕ И ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО
(102 часа)
Программа
«Творческого и делового письма»
Первостепенное значение уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность курса предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового содержания с помощью этих единиц.
Работа над закреплением (новый материал не изучается) орфографических и грамматических знаний, умений и навыков реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Учащиеся учатся применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в её устной и письменной форме.
Повторение грамматико-орфографического материала и речевые высказывания учащихся основываются на тематике социально-бытовой ориентировки. Предлагаемая программа представляет из себя интегрированный курс творческого и делового письма, социально-бытовой ориентировки. Содержание программы определяется с учётом личного опыта и переживаний учащихся.
Значительное место в процессе обучения занимает работа, связанна с обогащением и уточнением словарного запаса учащихся. Используется составление тематических словарей, проводится практическая работа с синонимами, антонимами, образными выражениями, сравнительными оборотами.
Программа направлена на формирование у учащихся навыков оформления деловых и повседневных бумаг, что является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Большое внимание уделяется развитию диалогической речи в различных жизненных ситуациях.
Помимо умения оформлять деловые бумаги, учащиеся обучаются сообщать определённую информацию близким, друзьям, официальным лицам, выражать своё мнение и описывать происходящие (произошедшие) события. На практике используют различные типовые фрагменты речи: описание, повествование, рассуждение.
Творческое
письмо
Коллективное сочинение по личным впечатлениям (каникулы, праздники, подготовка к праздникам).
Коллективное сочинение о значительных событиях в стране и мире (по материалам телевизионных информационных сообщений и прессы) Выражение собственного отношения к происходящему.
Коллективное составление высказывания на одну тему, но отличного по смыслу и содержанию. Например, на тему «Перемены». Сравнение двух получивших текстов.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картине.
Коллективное составление сочинений-рассуждений на доступную учащимся тему (например, «Почему вредно курить», «Что можно подарить другу», «Зачем людям живопись»).
Коллективное составление описаний домашних животных, комнатных растений, помещения и т.п.
Составление коллективного отзыва о прочитанной книге, просмотренном спектакле, приготовленном блюде.
Изложение повествовательных и описательных текстов по данному плану и опорным словам.
Записка. Структура записки. Составление записок на различные темы, разным лицам. Обращение. Виды записок: сообщение, напоминание, просьба, благодарность, приглашение.
Поздравительная открытка. Её структура, используемые для её оформления клише. Обращение.
Адрес на конверте.
Телеграмма. Адрес. Оформление текста. Виды телеграмм: поздравительная, сообщение, просьба, приглашение, подтверждение, запрос, соболезнование.
Письмо, его структура. Письмо другу. Письмо родным. Определение содержания каждой части письма. Определение содержания основной части письма с учётом событий жизни пишущего человека. Определение содержания вопросов и пожеланий с учётом обстоятельств жизни адресата. Обращение.
Составление инструкций по технике безопасности и соблюдению личной гигиены.
Деловое
письмо
Заполнение ученического дневника.
Составление и запись еженедельного меню.
Заявление о приёме на работу (произвольная форма и на бланке), увольнении с работы, предоставлении очередного отпуска и за свой счёт, по уходу за ребёнком, материальной помощи, в Пенсионный Фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования.
Трудовой договор (контракт) с работодателем.
Заявления в милицию, суд, бюро медико-социальных экспертиз.
Доверенность на получение денежных средств, материальных ценностей, распоряжение имуществом, защите прав в суде.
Расписка.
Объяснительная записка.
Автобиография.
Листок личного учёта кадров.
Почтовые отправления: бланки отправления бандеролей, посылок, почтовые и телеграфные переводы, письма, открытки, телеграммы, опись вложения к ценным отправлениям, подписка на газеты и журналы.
Объявление о мероприятии, о пропаже или находке животного, вещей, продаже собственности. Афиша.
Бланки оплаты коммунальных услуг.
Социально-бытовая
тематика
Почта: тематический словарь, продолжение диалогов, составление рассказов о почте, о работе почтальона, оформление бланков почтовых отправлений.
Телеграф: составление текста телеграмм, составление диалогов.
Аптека: тематический словарь, записка, диалог в аптеке.
Поликлиника, больница: тематический словарь, записка, составление диалогов, вызов скорой помощи, врача по телефону.
Поездки на транспорте: тематический словарь, записки, составление рассказа по личным впечатлениям, по сюжетной картине, диалоги, телеграммы.
Учреждения культуры: тематический словарь, составление рассказа по личным впечатлениям, оформление объявления о мероприятии, афиша, записка-приглашение, диалог в библиотеке.
Государственные праздники: названия, даты, поздравительные открытки, телефонные диалоги-поздравления с праздником.
Магазины и покупки: тематические словари, виды магазинов, диалоги, составление описаний предметов, животных и т.д.,
Жильё: тематический словарь, заполнение платёжных бланков, описание помещения.
Сберкасса: заполнение платёжных бланков, составление диалогов, договор о вкладе, доверенность на получение вклада.
Питание: тематический словарь, составление рецептов приготовления супов, гарниров, блюд из мяса, рыбы, теста, восстановление последовательности действий, составление плана действий, составление записок, составление инструкций по технике безопасности, личной гигиене.
Образовательные учреждения: заявления о приёме в учреждение, об отчислении из учреждения, заполнение анкет, дневника, составление рассказов, записок, объявлений, составление диалогов, телефонные разговоры.
Основные
требования к умениям учащихся
- вести диалог в соответствии с задачами речевого общения;
- пользоваться на письме изученными орфографическими правилами (с помощью учителя);
- составлять и писать по образцу деловые бумаги;
- составлять и писать поздравительные открытки;
- составлять записки, письма;
- оформлять адрес на конверте;
- писать изложение несложных повествовательных или описательных текстов (до 50 слов) после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
МАТЕМАТИКА
И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
(68 часов)
Пояснительная
записка
Задача обучения учащихся с умеренной умственной
отсталостью
Курс математики тесно связан с другими образовательными предметами. Например, ля трудового обучения большое значение имеют не только вычислительные умения учащихся, но измерительные и чертёжные навыки. Поэтому геометрический материал занимает значительное место в программе обучения математике.
Важную роль в обучении учащихся математике выполняют задачи. Их решение позволяет раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связывать математические умения с разрешением разнообразных жизненных ситуаций. Учителю следует правильно подбирать содержание задач. Они должны быть понятными. Доступными для детей, связанными с предметно-практической деятельностью или жизненными ситуациями.
Необходимо продолжить работу по формированию пространственно-временных знаний, умений и навыков. Учить учащихся оперировать числами, полученными при измерении, понимать соотношения единиц измерений.
В процессе обучения
Содержание
Повторение
и закрепление изученного материала
Нумерация в пределах 1 000 000. Сравнение многозначных чисел. Счёт в прямом и обратном направлении. Соотношения чисел в ряду. Увеличение и уменьшение чисел на одну разрядную единицу.
Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. Алгоритм письменных вычислений.
Сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд в пределах 10 000. Алгоритмы письменных вычислений.
Таблица умножения и деления. Решение задач на умножение, деление по содержанию и на равные части. Умножение многозначных чисел на однозначное число, на круглые десятки, сотни, тысячи. Деление многозначных чисел на однозначное число, на круглые, десятки, сотни, тысячи с получением целых чисел. Умножение многозначных чисел на двузначное число.
Числа, полученные при измерении длины, расстояния, массы, стоимости, ёмкости. Их соотношение. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Меры времени. Их соотношение. Определение времени по часам с точностью до 5 минут.
Решение задач на разностное сравнение, нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Решение задач на соотношения: стоимость, цена, количество; расстояние, скорость, время. Решение простых и составных задач на все арифметические действия.
Понятия «дороже - дешевле», «больше на… - меньше на …», «тяжелее – легче», «быстрее – медленнее», «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже»
Геометрический
материал
Построение прямых, отрезков, прямоугольников заданной длины, треугольников по трём сторонам. Вычисление периметра многоугольников. Вычисление площади квадрата, прямоугольника.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых.
Окружность, радиус, диаметр.
Геометрические тела: конус, параллелепипед, куб, пирамида.
Прямая, луч, отрезок.
Виды углов. Транспортир. Построение углов. Измерение углов. Градус – единица измерения углов. Виды треугольников.
Практические
работы
Взвешивание. Определение количества собранного урожая овощей. Определение количества продуктов питания.
Определение стоимости товара, стоимости покупки.
Определения массы продуктов, ёмкости жидкостей при увеличении количества порций при приготовлении пищи.
Измерение длины и ширины участка прямоугольной формы (стены, пола), определение его периметра. Расчёт количества линолеума определённой ширины для покрытия пола, напольного покрытия, количества обоев для оклеивания стены.
Вычисление количества метров ткани для изготовления штор, покрывала.
Вычисление количества плинтуса для пола, потолка, утеплителя для окон.
Определение ёмкости различных видов посуды. Соотношения миллилитра и литра.
Подсчёт общеё суммы коммунальных платежей.
Вычисление возраста по дате рождения и текущему году (полных лет), возраста на момент окончания школы, затрат времени на дорогу в определённое место, определение выхода из дома до начала какого-либо мероприятия, составление режима дня, расчёт выхода на работу после отпуска.
Пропорциональное увеличение количества продуктов в определённом рецепте.
Основные
требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- таблицу классов и разрядов;
- единицы измерения стоимости, ёмкости, веса, длины, расстояния, времени;
- измерительные инструменты: линейку, транспортир, рулетку.
- основные геометрические фигуры и геометрические тела.
Учащиеся должны уметь:
- производить письменное сложение и вычитание в пределах 10 000;
- решать простые арифметические задачи практического содержания;
- измерять отрезки;
- строить прямоугольники по заданным размерам;
- строить окружности заданного радиуса;
- строить параллельные и перпендикулярные прямые;
- с помощью учителя умножать и делить многозначные числа на однозначное число.
«Обществознание» 10 класс.
(34 часа)
Пояснительная записка.
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико- правовой пропедевтики. Курс даёт и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно всё же сохраняет структурную целостность.
Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности; повышение уровня общего развития учащихся.
Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей детей с интеллектуальным недоразвитием.
Курс рассчитан на 34 учебных часа. Одним из основных методов работы с учащимися является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Закрепление изучаемого материала должно осуществляться через выполнение практических заданий.
Примерная схема распределения учебного времени по
темам:
Введение – 1 час.
Тема I Государство, право, мораль
– 8 часов.
Тема II Конституция РФ – 5 часов.
Тема III Права и обязанности
гражданина России – 17 часов.
Заключение – 3 часа (Повторение).
Введение. Кто такой
гражданин?
Страна, в которой мы живём –
РФ. Символика РФ. Что такое государство, его признаки. Нормы жизни в обществе.
Что такое власть? Что такое
право? Правонарушение. Преступление, его признаки. Ответственность
несовершеннолетних. Правоохранительные органы.
Что такое мораль? Основные
нормы морали. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности.
Нравственная основа права. Естественные и неотчуждаемые права человека.
II.
Конституция РФ. (5 часов).
Конституция РФ - Основной
закон государства. Гражданство РФ. Избирательная система. Законодательная
власть РФ. Исполнительная власть РФ. Судебная власть РФ. Институт
президентства.
III.
Права и обязанности гражданина России (17 часов).
Ответственность государства
перед гражданами. Конституционные обязанности граждан России.
Основные конституционные
права человека в РФ: экономические, социальные, политические, культурные.
Труд и трудовые отношения.
Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права
несовершеннолетних. Статус безработных. Понятие заработной платы.
Что значит быть
собственником? Собственность и имущественные отношения. Купля-продажа. Права
потребителя. Защита прав потребителей.
Роль семьи в жизни общества
и человека. Заключение брака. Трудная должность – родители. Мужчина в обществе
и семье. Женщина в обществе и семье. Этика семейных отношений. Права ребенка.
Декларация прав ребенка.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и
свободы. Культурные права. Право на образование. Право на доступ к культурным
ценностям.
Требования к знаниям и
умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- название родной страны,
столицу;
-
символику государства;
-
признаки государства;
-
ветви власти;
-
основные конституционные права и
обязанности граждан РФ.
Учащиеся должны уметь:
- написать заявление,
расписку;
- обращаться при
необходимости в соответствующие правовые и социальные органы.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО
СРЕДА
(68 часов)
Пояснительная
записка
Человек и его среда» преподаётся в 10 классе для учащихся с умеренной умственной отсталостью специальной (коррекционной) школы и рассчитан на 68 занятий (2 часа в неделю).
Содержание
курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной
гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество
рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет
формировать у школьников целостные представления об окружающем мире, о месте в
нём человека.
Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Школьники узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранения многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
Курс нацелен
на формирование социально активной личности, бережно, ответственно относящейся
к богатствам природы и общества.
При этом
средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на
развитие у учащихся речи и познавательных
процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания).
Данный курс
открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой полушарий,
учащиеся систематизируют общие представления о Земле - её форме, размерах, вращении вокруг своей
оси и т.д., о материках и океанах. Школьники на конкретных примерах знакомятся
с экологическими проблемами планеты.
Продолжается изучение курса темами «Наша страна – Россия» и «Наш край». Учащиеся учатся находить Россию на карте мира; получают знания о полезных ископаемых, добываемых на территории России; изучают природные и климатические условия Ярославской области. Изучение природы региона идёт последовательно: неживая природа – охрана недр, водоёмов, почв – растения и их охрана – животные и их охрана – труд людей и использование природных богатств области. При изучении данных тем важно показать учащимся взаимосвязь природных факторов и на этой основе раскрывать, как комплекс природных условий влияет на трудовую деятельность людей.
Содержание темы «Человек и природа» посвящено прежде всего вопросам экологии: в нём сообщается о влиянии состояния воздушной среды, почв, водоёмов на здоровье человека.
При изучении
темы «Мир людей» раскрывается вопрос взаимоотношений в системе
«человек-человек». Учащиеся знакомятся с понятием «родословная», анализируют
взаимоотношения участников образовательного процесса, отношения людей в
трудовой деятельности.
Изучение
курса завершается темой «Человек и его здоровье». На данном этапе школьники систематизируют, закрепляют
знания об организме человека. Получают представление
о возможных травмах, заболеваниях органов и систем человека. На
практическом уровне учатся оказывать первую помощь при травмах
опорно-двигательного аппарата, кровотечениях различного рода отравлениях;
учатся измерять пульс и кровяное давление.
Особенностью данной программы является её практическая направленность. Отбор содержания курса осуществляется с учётом усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности (экскурсии, составление таблиц, схем, зарисовки, моделирование, внесение удобрений и др.)
I.
Мы – жители Земли. 1.Наша планета среди
других планет. Форма и размеры Земли. Движение Земли вокруг Солнца. 2.Глобус и карта полушарий. Стороны горизонта. Северный и южный полюсы, экватор. 3.Воздушная оболочка
Земли. Значение
воздуха для жизни на Земле. Состав воздуха. Дыхание растений, животных и
человека. Значение растений в газообмене. Охрана воздуха. 4.Вода и суша на Земле. Материки и океаны. Круговорот
веществ в природе. Легенда физической карты. Охрана водных ресурсов. Практическая работа: карта полушарий (материки и
океаны). |
1
ч. 1
ч. 2
ч. 2
ч. |
II.
Наша страна – Россия. 1.Россия на карте мира. Столица России.
Сопредельные государства. 2.Москва – столица России. Контурная карта Евразии
(России). Заочная экскурсия по Москве. 3.Герб, флаг и гимн России. Практическая работа. Аппликация флага. Заучивание слов гимна наизусть. 4.Водные ресурсы России: моря, озера, реки.
Значение водоёмов для хозяйственной жизни человека. Водный транспорт, порты.
Сохранение запасов пресной воды. Охрана водных богатств. Практическая работа: контурная карта России.
Заполнение таблицы «Виды водного транспорта». Составление памятки «Береги
воду». 5.Полезные ископаемые – богатство России.
Добывающие отрасли народного хозяйства. Отрицательные последствия
деятельности промышленных предприятий. Практическая работа: таблица «Добывающие отрасли
России». Контурная карта «Крупнейшие месторождения России». |
1
ч 1
ч 1
ч 2
ч 2
ч |
III.Наш край 1.Наш Ярославский край на карте России. Практическая работа: полит. России, обозначение
Ярославской области и граничащих с нею областей. 2.лимат и погода нашего края. Связь погоды с
положением Солнца над горизонтом и движением воздушных потоков. Местные
признаки изменений погоды. Практическая работа: Оформление дневника
наблюдений за погодой, условные обозначения. Чтение карты прогноза погоды по
Ярославской области. 3.Поверхность края. Изменения поверхности края в
результате деятельности человека (овраги, карьеры). Восстановление земель на
месте карьеров, борьба с оврагами. 4.Почва и её состав. Плодородие почвы. Виды почв
края. Практическая работа: модель строения почвы. 5.Расположение в разных слоях почвы корней
травянистых растений, кустарников, деревьев. Обитатели почвы. Роль растений в
защите почвы от разрушения. 6.Что разрушает почву в природе (ветер, потоки
воды) и разрушение почвы в результате деятельности человека. (загрязнение,
истощение, засоление). Как сохранить и повысить плодородие почвы. Практическое занятие внесение минеральных
удобрений, рыхление почвы. 7.Водоёмы края, их значение в природе и
хозяйственной деятельности человека. Природное сообщество водоёма. Охрана
водоёмов. Практическая работа: обозначение на карте Волги,
Рыбинского водохранилища. 8. Лес как природное сообщество. Его охрана.
Значение леса для хозяйственной деятельности человека. Практическая работа «Поведение в лесу», «Береги
лес». 9. Луг как природное сообщество. Его значение для
хозяйственной деятельности человека. Охрана лугов. Практическая работа: Зарисовка схем отн. животных
и растений на лугу. 10. Международная Красная книга. Животные и
растения нашего края, занесённые в Красную книгу. Восстановление исчезающих
видов растений и животных. Практическая работа: картотека животных и
растений, занесённых в Красную книгу. 11. Сельское хозяйство нашего края. Отрасли
сельского хозяйства. 12. Растениеводство, его отрасли: полеводство,
овощеводство, плодоводство. Основные культуры. Представление о сортах культурных
растений (на примере яблонь). Практическая работа: гербарии, коллекции муляжа
овощей и плодов. 13. Поле и сад – сообщества, созданные человеком.
Взаимосвязь между растениями и животными; представления о биологической
защите урожая. Экскурсия (весна)6 Защита растений биологическая и
химическая. Сорта яблонь. 14.Отрасли животноводства. Основные
сельскохозяйственные животные. Представления о породах домашних животных. 15. Отрасли промышленности Ярославской области. Практическая работа. Составление таблиц. «Отрасли
промышленности». 16. Промышленные предприятия родного города. Экскурсия на одно из предприятий. 17. Достопримечательности родного города. Экскурсия по валам. |
1
ч 1
ч 1
ч. 1ч. 1
ч. 2
ч. 2
ч. 2
ч. 1
ч. 2
ч. 1
ч. 2
ч. 2
ч. 1ч. 1
ч. 2
ч. 2
ч. |
IV Мир людей. 1.Твоя семья. Родословная. Что ты знаешь о своих
близких? 2.Школа. Взаимоотношения участников
образовательного процесса. Необходимость соблюдения определённых правил. 3.Общественные учреждения города. Правила поведения в них. 4. Транспорт. Правила дорожного движения. Правила
поведения в транспорте. 5.Человек и труд. Выбор профессии. Отношения людей
в трудовой деятельности. |
1
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. |
V. Человек и природа. 1.
Природа живая и неживая. Человек – часть живой природы. Значение
Солнца, воздуха, воды, растений, животных для жизни человека. 2.Изменение погоды и
самочувствие человека. Опасности для здоровья. Первая помощь при тепловом
и солнечном ударе, солнечном ожоге, обморожении, переохлаждении. Составление памяток
оказания первой помощи. 3.Природные явления:
гроза, землетрясения, извержения вулканов, тайфуны, смерчи, ураганы, лавины,
наводнения. Поведение человека во время грозы, урагана, наводнения.
Взаимопомощь. Первая помощь при
поражении молнией, утопающим. 4.Состояние воздушной
среды и заболевания человека (аллергии, бронхит, бронхиальная астма). Первая помощь при
аллергических отёках. 5.Чистота водоёмов и здоровье человека. Какие болезни передаются водным путём? (химические отравления, кишечные инфекции, гельминтозы). 6.Состояние почв и
здоровье человека. 7.Гибель лесов, и её
отрицательные последствия для природы и здоровья человека. VI. Человек и его здоровье. 1. Понятие о здоровье.
Режим дня и самочувствие. Цикличность деятельности систем органов человека. 2. Необходимость движения для здоровья человека. Предупреждение нарушений осанки, плоскостопия, мышечной слабости, ломкости костей. Значение утренней зарядки
и занятий физкультурой. Практическая работа:
составление комплекса утренней гимнастики. 3. Виды травм. Первая
помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Практическая работа:
наложение тугой повязки при растяжении и вывихах. Вызов скорой помощи. 4.Значение правильного
питания для здоровья человека. Восполнение энергетических потерь организма.
Соотношен6ие белков, углеводов и жиров в рационе питания человека. 5. Значение витаминов для
жизнедеятельности человека. 6. Режим и качество
питания и профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта. 7. Причины и признаки
пищевых отравлений и кишечных инфекций. Первая помощь при пищевых
отравлениях, отравления лекарственными препаратами и средствами бытовой
химии. Предупреждение отравлений. 8. Система кровообращения
и её роль для здоровья человека. Участие крови в транспорте питательных веществ
и кислорода, защите организма от
инфекций. 9.Сохранение здоровья
сердца и сосудов. Пульс как отражение работоспособности и утомления
организма. Практическая работа:
Измерение пульса в спокойном состоянии и после нагрузки. 10.Гипотония и гипертония
как показатель работы системы кровообращения. Измерение кровяного давления.
Профилактика гипертонии и гипотонии. 11.Виды кровотечений.
Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови. Группа крови. 12.Табакокурение и его
вред для здоровья человека и окружающей среды. 13.Алкоголизм и наркомания
как разрушители организма. Признаки зависимости. 14.Факторы риска для
здоровья и жизни человека. Взаимосвязь с природой и окружающими людьми.
Техногенные катастрофы и террористические акты. |
1
ч. 2
ч. 2
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 1ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 2
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 1
ч. 2
ч. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу года учащиеся должны знать:
-что такое
природа; природа живая и неживая;
-значение
природы в жизни человека;
-признаки
природных явлений: гроза, смерч, ураган, наводнение; правила охраны здоровья во
время грозы, урагана;
-способы
изображения Земли, её поверхности – глобус, географическая карта;
-названия
океанов и материков;
-положение
России, Ярославской области на карте;
-названия
морей, омывающих Россию, крупных рек, озёр;
-особенности
природы края: поверхность, водоёмы, природные сообщества;
-сельскохозяйственные
и промышленные отрасли края (города);
-причины
экологического неблагополучия края;
-названия
органов и систем человека;
-виды травм,
кровотечений, отравлений;
-способы
сохранения и укрепления здоровья;
-состав
семьи;
-виды транспорта. Правила дорожного движения.
К концу года учащиеся должны уметь:
-вести
наблюдения в природе;
-находить и
показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, материки, океаны;
-показывать
положение России и своего края на карте;
-характеризовать
символику России;
-называть и
показывать на карте некоторые моря, крупные реки и озёра России;
-показывать на карте крупнейшие месторождения полезных ископаемых (на физической карте России);
-называть
основные водоёмы Ярославской области;
-называть
растения и животных края (несколько примеров), занесённых в Красную книгу;
-называть
общественные учреждения города;
-выполнять
правила экологически грамотного поведения в быту и в природе;
-оказывать
первую доврачебную помощь при травмах, кровотечениях, отравлениях,
аллергических отёках;
-измерять
пульс, кровяное давление;
-соблюдать
правила здорового образа жизни;
-соблюдать правила поведения в общественных местах.
ИСТОРИЯ И
КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ
(68 часов)
Пояснительная
записка
Учебный курс «История и культура родного края» преподаётся в 10 классе для учащихся с умеренной умственной отсталостью специальной (коррекционной) школы и рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
История в школе для детей с нарушениями интеллектуального развития рассматривается как учебный предмет, в процессе изучения которого учащиеся овладевают элементарными историческими знаниями, учатся ориентироваться в исторических фактах и явлениях современности, совершенствуют навыки работы с текстами, участия в диалоге. На уроках истории большое внимание уделяется гражданскому воспитанию учащихся.
Преподавание истории имеет также важное коррекционное значение, что находит отражение в целенаправленной работе над формированием понятийного мышления, временных ориентировок, развитием устной связной речи.
Поскольку особенности развития познавательной сферы умственно отсталых школьников затрудняют овладение систематическим курсом истории, целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, истории родного края. В процессе хронологического изучения важнейших исторических событий целесообразно познакомить учащихся с яркими деятелями определённой эпохи, олицетворяющими данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности и смысла.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой.
Важной составной частью курса «История и культура родного края» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, культуре людей, живших в древнем Переславле (IX-XVIII в.в.) Особое внимание уделяется памятникам истории и архитектуры, сохранившимся в городе и его окрестностях до наших дней. Это курганные могильники и стоянки первобытного человека, оборонительные сооружения – земляные валы, древние храмы и монастыри, старинные произведения живописи и прикладного искусства, хранящиеся в музее.
В ходе изучения истории родного края учащиеся прослеживают роль выдающихся деятелей истории, чьи судьбы связаны с Переславлем-Залесским (Юрий Долгорукий, Александр Невский, Иван III, Иван Грозный, Борис Годунов, Пётр I).
В изучении курса «История и культура родного края» выделены следующие темы: «Киевская Русь», «Падение Киевской Руси», «Борьба России с иноземными завоевателями», «Период объединения русских земель», «Централизованное Российское государство в XVI-XVIII в.в.», «Великие преобразования России в XVIII в.», «Основные события XIX в.», «Революционное движение в начале XX в.», «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.» Например, материал по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. рассматривается на примере героической борьбы фронтовиков-переславцев: Философова А.А., Галеева А.Ф., Вагурина А.А., Дорикова М.Г. и др.
Завершается изучение курса темой «Современный Переславль». Учащиеся находят отражение истории в облике города, названиях улиц, архитектурных сооружениях, памятниках, отмечаются произошедшие изменения.
В ходе изучения истории даётся понятие о хронологии событий, их закономерностях и взаимосвязях. Ведению специальной работы по изучению хронологии помогают «Лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
На уроках применяются разнообразные приёмы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, историческими картами, картинами, схемами. Особое внимание следует уделять экскурсиям, которые способствуют созданию чётких, ярких образов; дают возможность убедиться, что источниками познания являются и природа, и материальная культура, и явления общественной жизни.
Использование наглядных средств на уроках истории способствуют формированию более точных исторических представлений. Наглядные средства помогают представить учащимся, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.
При изучении курса «История и культура родного края» реализуются межпредметные связи: история – литература (былины Киевского периода, Владимиро-Суздальского периода, Новгородские былины; произведения русских писателей и поэтов об исторических событиях), история – география (карты, географическое положение, природные условия), история – изобразительное искусство (знакомство с жанрами живописи, с иконописцами, художниками, архитекторами), история – математика (последовательность чисел, сравнение чисел, вычисление продолжительности событий).
Содержание
Ведение (2 часа)
1. История – наука о прошлом. Исторические памятники. Историческая карта.
2. Наша Родина – Россия. Россия на карте. Страны – соседи России.
Киевская Русь (11 часов)
1. Легенды о происхождении земли русской. Славяне.
2. Хозяйство, основные занятия, быт восточных славян. Основание славянского посёлка на озере Клещине.
3. Верования восточных славян. Легенды о Яриловой плеши и Синем камне.
4. Образование государства восточных славян – Киевской Руси. Князь Рюрик.
5-6. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, Ольга. Княжеская дружина. Оборона Руси от врагов.
7. Крещение Руси при князе Владимире.
8. Былины – источники знаний о Киевской Руси. Былины о Добрыне Никитиче.
9. Культура и искусство Киевской Руси (зодчество, иконопись, мозаиа).
10. Правление Ярослава Мудрого. Основание города Ярославля.
11. Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы.
Распад Киевской Руси (6 ч)
1-2. Причины распада Киевской Руси. Образование самостоятельных княжеств. Враги Киевской Руси. Былины об Илье Муромце.
3. Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Строительство новых городов.
4. Основание города Переславля-Залесского. Памятники древнего зодчества. Спасо-Преображенский собор. Земляные валы.
5. Быт и культура древнего Переславля.
6. Великий Новгород. Хозяйство. Ремесло. Торговля. Былины о Садко.
Борьба Руси с иноземными захватчиками (6 ч)
1. Держава Чингисхана. Нашествие монголо-татар на Русь (XII в.) Битва на реке Калке. Подвиг Евпатия Коловрата.
2. Русь и моноголо-татарское иго. Битва на реке Сить.
3. Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы.
4. Переславский князь Александр Ярославович и его дружина. Невская битва.
5. Ледовое побоище. Личность Александра Невского и её роль в истории.
6. Былины периода упадка Киевской Руси. Алёша Попович.
Период объединения русских земель (6ч)
1.Возрождение хозяйства Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Строительство Москвы и Московского Кремля.
2. Переяславль-Залесский в союзе с Москвой. Князь Даниил Александрович.
3. Московский князь Иван Калита, его успехи.
4-5. Противостояние Москвы и Золотой Орды. Личности Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
7. Битва на Куликовом поле. Переславцы в Куликовской битве. Значение битвы для русского народа.
Централизованное Российское государство в XVI-XVII в.в. (12 часов)
1. Первый русский царь Иван IV Грозный. Опричнина.
2. Переславль в «опричнине». Расширение строительства и укрепления монастырей: Горицкого, Фёдоровского, Даниловского.
3. История создания Никитского монастыря. Никита Столпник. Хозяйственная деятельность монастырей.
4. Расширение границ России. Покорение Сибири. Ермак Тимофеевич.
5. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».
6. Развитие культуры в XVI-XVII в.в.: архитектура (местный материал), иконопись (А. Рублёв, Ф.Грек), первопечатник Иван Фёдоров. Иконописное мастерство переславцев.
7. Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия. Смутное время.
8. Переславский край в Смутное время.
9. Народное ополчение. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Участие переславцев в народном ополчении. Ярославль – столица Российского государства. «Совет всея Руси».
10. Хозяйственная жизнь Переславля в XVII веке.
11. Культура Переславля в XVII веке.
Великие преобразования России в XVIII веке (7 часов)
1-2. Начало правления династии Романовых. Пётр I – яркий представитель династии Романовых. Детство и юность Петра. Переславская потешная флотилия. Ботик Петра. Первый указ об охране исторических памятников.
3.Личность Петра I. Реформы Петра Великого.
4. Век Просвещения. М.В. Ломоносов – русский учёный.
5. Русская литература и театр. Первый русский театр.
6. Архитектура и живопись в XVIII веке.
7. Хозяйственная жизнь Переславля в XVIII веке.
Основные события XIX века (6 ч)
1. Отечественная война 1812 года. Личность М.И. Кутузова.
2. Восстание декабристов. Участие переславцев в декабристском движении.
3. «Золотой век» русской культуры.
4. Отмена крепостного права и промышленный переворот в России.
5. Хозяйственная жизнь Переславля в XIX веке.
6. Н.А. Некрасов – поэт земли Ярославской.
Революционное движение в начале XX века. Строительство социализма. (6 ч)
1. Первая русская революция 1905 года: причины, события, результаты.
2. Отголоски революции 1905 г. в Переславском крае (Ленинские Горки, 1-ая маёвка, забастовки).
3. Февральская и Октябрьская революции. Создание Советов народных депутатов. Изменения в жизни страны и родного края.
4. Гражданская война. Ярославцы – участники гражданской войны.
5. Создание колхозов и планы развития промышленности в первые годы Советской власти. Ярославская область в период коллективизации и индустриализации.
6. Репрессивный режим и судьбы наших земляков.
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. (5ч)
1. Основные события Великой Отечественной войны.
2. Переславцы в битве за Москву.
3. Сталинградская битва. Курская дуга. Герои-переславцы.
4. Переславцы – участники битвы за Берлин.
5. Окончание Великой Отечественной войны. Роль Совесткого Союзе в исходе II Мировой войны.
Современный Переславль (1 час)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся
Учащиеся должны знать:
- некоторые исторические даты (988, 1152, 1242, 1812, 1917, 1941-1945);
- некоторых исторических деятелей и полководцев (князь Владимир, Юрий Долгорукий, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Пётр I, М. Ломоносов, М. Кутузов, В.И. Ульянов-Ленин, И. Сталин, Г. Жуков)
Учащиеся должны уметь:
- пересказывать исторический материал с опрой на наглядность, на план;
- пользоваться «Лентой времени»;
- правильно употреблять в речи исторические понятия, термины.
ЭТИКА И
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
(34 часа)
Основная задача учебного курса «Этика и психология семейной жизни» - научить умственно отсталого школьника производить сознательную оценку своих поступков, чувств, настроения, учитывать желания, чувства, настроения других людей в общении с ними.
На данных занятиях десятиклассники получают элементарные сведения о правилах взаимоотношений между людьми, приёмах эффективного общения, учатся осознавать нравственные ценности и важность таких человеческих характеристик, как совесть, справедливость, ответственность, терпимость, доброта и др.
Учебный предмет «Этика и психология семейной жизни» направлен на развитие социального опыта, в первую очередь во взаимоотношениях с ближайшим окружением – с семьёй, а также когнитивной и эмоциональной сферы учащихся. Цель данной программы – формирование представлений о семье, её значении в жизни человека. Помимо этого работа по данной программе должна быть направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с людьми.
В процессе работы по данной программе решаются следующие задачи:
- Формировать представления о семье, её роли в жизни человека;
- Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, дочь, сестра, бабушка, муж, отец и т.д.
- Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.
- Формировать представления о своих личностных качествах и качествах окружающих людей, значение учёта личностных качеств при выборе спутника жизни.
- Сообщить необходимые знания о роли семьи, её структуре. Особое внимание уделить воспитательной функции семьи, ответственности родителей за здоровье и воспитание детей.
- Формировать представления о спосбах эффективного взаимодействия с родственниками и близкими людьми.
При проведение уроков используются различные приём работы: беседы, рассказ учителя, работа с текстом статьи, литературного произведения, просмотр кинофрагментов, репродукции картин, фотографии, элементы деловых игр, частично-поисковые задания, анкеты, драматизации, моделирование жизненных ситуаций, проективные рисунки, сюжетно-ролевые игры, решение «этических задач».
Важно помнить, что в ходе занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. Учащиеся в процессе занятий должны научиться участвовать в обсуждении проблем, высказывать свою точку зрения, слушать других участников беседы, рассуждать о поступках и характерах других людей и своих собственных, учатся находить мотивы того или иного поведения, поступка, выбирать нужное нравственное решение в сложных жизненных ситуациях.
Содержание
Твои представления о семье и семейных отношениях. Рисунок «Моя семья».
Социальное положение членов семьи, род занятий, материальный статус, взаимоотношения между родственниками.
Ты и твои родственники. Родовое (генеалогическое) дерево.
Организация жизни семьи. Какие роли возникают в семье.
Связи в семье: материальные, духовные, дружеские (общность взглядов, привычек, традиции семьи).
Распределение обязанностей в семье. История одного дня в семье. Рисунок «Воскресное утро в семье».
Представления о спутнике жизни. Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. Рисунок «Идеальная жена».
Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. Рисунок «Идеальный муж».
Твои нравственные качества и жизненные умения. Рисунок «Автопортрет».
Что во мне хорошее, а что хорошее? Идеал и антиидеал. Сочетание в человека хорошего и плохого. Что можно изменить в себе?
Как люди относятся друг к другу. Как изменить плохие отношения на хорошие. Почему отношения портятся? Как поддерживать отношения с родственниками.
Что ты знаешь о себе и других: внешность, занятия, увлечения, чувства, настроение, привычки.
Поведение людей в ситуациях знакомства. Поддержание знакомства. Правила поведения в общественных местах. Сюжетно-ролевые игры «Совместное посещение общественных мест», «Знакомство».
Совместные занятия людей в семье, при поддержании знакомства. Встречаем праздник в семье и с новыми знакомыми.
Симпатия, уважение, дружба, любовь и противоположные чувства.
Причины создания семьи. Зачем нужна семья человеку? Готовность человека к созданию семьи: материальная, нравственная, физиологическая.
Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие, наличие условий для создания семьи).
Какие бывают свадьбы. Рисунок «Моя свадьба». Работа с фотографиями «Свадьба моих родителей»
Влюблённость и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки.
Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями юноши (девушки). Почему родители могут быть против вашего брака?
Функции семьи. Освоение новых социальных ролей: муж, жена.
Эмоциональная функция семьи. Как могут изменяться отношения между мужем и женой? Как сохранить хорошие отношения, любовь и уважение друг к другу? Отношения с родственниками. Какие чувства, настроения могут быть у близких людей? Как улучшить настроение? Из-за чего настроение может портиться?
Хозяйственно-бытовые функции семьи. Организация жизненного пространства семьи. Необходимость материальных затрат. Экономия. Организация домашнего хозяйства. Распределение обязанностей. Сравнение семьи родителей и представлений об идеальной семье. Режим семьи. Отдых и развлечения в семье. Распределение обязанностей на неделю. Планирование рабочих и выходных дней.
Функция первичного социального контроля. Нормы поведения, принятые в семье. Что можно и что нельзя. Запреты. Что можно разрешать.
Воспитательная функция семьи. Пример поведения родителей. Родители – опора и защита для детей. Власть родителей. Наказания и поощрения в семье. Взаимоотношения детей и родителей. Забота родителей о здоровье детей. Помощь родителей в образовании детей. Роль родителей в формировании характера ребёнка, его привычек и отношений с окружающими людьми. Мать и отец – новые социальные роли. Обязанности родителей по отношению к ребёнку. Обязанностей детей по отношению к родителям и друг другу.
Сексуально-эротическая функция семьи. Сексуальность и нравственность. Планирование семьи. Репродуктивное здоровье, его сохранение. Нормы поведения во взаимоотношениях лиц разного пола.
Требования
к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны
- иметь представление, что такое «семья», оеё составе, функциях.
Учащиеся должны знать
- родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников;
- основные этические правила взаимоотношений между людьми, в том числе лицами разного пола;
- какие условия необходимы для вступления в брак;
- основные обязанности членов семьи.
Учащиеся должны уметь:
- участвовать в беседе на нравственно-этические темы;
- составлять расписание дел на неделю;
- делать выводы о правильности-неправильности поведения людей после совместного обсуждения.
КАРТОНАЖНО-ПЕРЕПЛЁТНОЕ
ДЕЛО И ОФИСНАЯ ПОЛИГРАФИЯ
(136
часов)
Пояснительная
записка
Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса с умеренной умственной отсталостью работе в условиях офиса или мастерской, предоставляющей населению услуги малой полиграфии: распечатка текстовых материалов на принтере, брошюрование, ламинирование, копирование текстов с помощью ксерокса.
Поэтому значительное место в обучении занимают такие виды работ, как набор текстов в программе Word, поиск нужных документов на жёстком диске компьютера, на CD-дисках, дискетах, распечатка материалов на лазерном и струйном принтере, сравнение качества печати, ламинирование печатных материалов, графических изображений на ламинаторе, брошюрование сборников, документов на брошюровщике, с помощью степлера (используются степлеры, имеющие разную длину плеча, в зависимости от формата документа), копирование документов с помощью копира (ксерокса), осуществление односторонней и двусторонней печати.
Помимо работы на специальном оборудовании, программа предусматривает ручную работу по изготовлению различной картонажно-переплётной продукции, имеющей практическое применение в школьных условиях: коробки, конверты, папки, альбомы, тетради для черчения, записные книжки. В процессе изготовления картонажно-переплётных изделий учащиеся знакомятся с некоторыми технико-технологическими сведениями: виды бумаги, картона, клея, их свойства, инструменты, необходимые для работы, последовательность изготовления изделий, учёт свойств материалов.
Занятия по данной программе носят коррекционно-развивающую направленность: совершенствуется мелкая и общая моторика учащихся, их орудийные действия, развивается наглядно-образное, предметно-практическое и вербально-логическое мышление, зрительно-пространственное восприятие, общие трудовые умения и навыки, навыки речевой деятельности, опосредующей практические виды работ, оценочная деятельность.
В ходе обучения осуществляется и нравственно-этическое воспитание. Учитель стремится развить у школьников активную жизненную позицию, инициативу, умение работать коллективно, чувство товарищества, доброжелательное отношение друг другу, волевые качества, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе обучения используются такие приёмы обучения, как демонстрация образцов изделий, способов и приёмов выполнения работы, объяснение учителя, фронтальная беседа, предметно-технологические карты, таблицы, показывающие те или иные приёмы труда, планы последовательности изготовления изделия, чертежи, рисунки и т.д.
Содержание
программы
Вводное занятие. Знакомство с мастерской, оборудованием, инструментами. Назначение оборудования и инструментов. Техника безопасности при работе в мастерской. Порядок хранения изделий. Материалов, инструментов.
Картонажно-переплётные
изделия
Изготовление пакетов и конвертов
Изделия. Конверты для писем, пакеты для семян, документовЮ дидактических карточек.
Теоретические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Понятие базовая поверхность. Боковые и нижние клапаны. Название деталей и операций при изготовлении конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности.
Инструменты. Гладилка, нож, ножницы, измерительная линейка, кисть.
Практические работы. Разметка развёрток пакетов и конвертов при помощи измерительной линейки и по шаблону. Вырезка развёрток. Сборка и подклейка боковых и нижних клапанов. Обжимка готовых изделий. Подсчёт и обандероливание готовых изделий.
Склеивание как основной способ соединения деталей
картонажно-переплётного изделия.
Объект работы. Карточки. Наглядные пособия.
Теоретические сведения. Общие сведения о клее как о свзующем материале. Основные виды клея, применяемого в картонажно-переплётном деле (животного и растительного происхождения, синтетический), и их свойства. Основные сведения о приготовлении клея. Подготовка рабочего места для работы с клеем (намазка бумажных или тканевых изделий). Способ нанесения клея на поверхность детали (ровным слоем от середины детали к краям). Степень густоты клея для соединения деталей из различных материалов. Выдержка деталей после склеивания. Работа кистью (положение рук, вращение кисти при намазке детали клеем). Использование обжимки для склеивания и просушки изделия. Правила безопасной работы с электроплитой.
Умения. Пользование ножом, фальцлинейкой при раскрое материала и рицовке. Анализ технологического процесса изготовления карточек.
Лабораторная работа. Подготовка клея к работе. Получения клея необходимой густоты и вязкости.
Упражнения. Нанесение клея на поверхность детали (разные приёмы), укладка деталей в стопу на бумажную подстилку.
Практические работы. Наклейка карточек и наглядных пособий на картон.
Наклейка таблицы и наглядного пособия.
Изделия. Таблица и наглядное пособие для классных помещений.
Теоретические сведения Организация рабочего места при наклеивании таблицы и наглядного пособия: размещение стоп иллюстративного материала, картона, банки с клеем, щёток и кистей. Виды картона для наклейки таблицы. Учёт и определение направления волокон у картона и бумаги. Вид и качество клея для обработки таблицы. Приёмы работы с клеем. Приёмы окантовки таблицы. Опрессовка. Хранение изделий.
Упражнения Подготовка рабочего места и инструментов для работы. Нанесение клея на поверхность таблицы.
Практические работы. Окантовка картона тканевыи полосками. Укладка таблиц в стопу, Смазывание таблиц клеем. Наклейка таблицы на картон. Опрессовка таблицы. Выклейка таблицы с обратной стороны бумагой.
Изготовление открытой коробки для карточек с
крышкой «внахлобучку»
Изделия. Коробки с крышками «внахлобучку»
Теоретические сведения. Чертёж и эскиз детали. Чтение и выполнение простых чертежей и эскизов деталей. Определение направления волокон у картона и бумаги при крое деталей и развёрток коробок. Назначение фальцлинейки. Положение рук при рицовке. Правила безопасной работы картонажным ножом при рицовке и нарезке деталей. Виды и свойства картона и бумаги, применяемых для изготовления коробок.
Упражнения.Надписывание названий деталей коробки на рисунке и образце. Рицовка ножом по фальцлинейке по внешней стороне разметочных линий. Разметка деталей для оклейки и выклейки коробки и нарезка их двумя способами: на глаз (путём прикладывания деталей к коробке) и по заданным размерам, обозначенным на техническом рисунке. Образование внутреннего канта при выклейке коробки.
Практические работы. Расчёт и разметка развёрто по заданным размерам. Рицовка развёрток, вырезка углов и их склеивание. Заготовка деталей для оклейки и выклейки. Контроль размеров деталей. Оклеивание и выклейка коробки. Укладка коробки для просушки. Подгонка и соединение «внахлобучку» крышки с корбкой. Оформление коробки.
Изготовление футляра и коробки для документов
Изделия. Открыта коробка с плинтусами для бумаг. Футляр для хранения папок с документами.
Теоретические сведения. Виды и назначение коробо и футляров. Детали коробки и футляра. Разница в технологии изготовления коробки и футляра. Рицовка как специальная операция в картонажном деле. Целиковая и составная развёртки. Правила безопасности при пользовании ножом во время рицовки и подрезки деталей.
Упражнения. Ориентировка по чертежу. Планирование работы. Заполнение технологических карт на изделие.
Практические работы. Заготовка развёрток. Рицовка. Размещение деталей по шаблону. Сборка стенок и склейка углов. Оклейка и внутренняя выклейка изделия. Расчёт поддона коробки под плинтусы. Снятие с поддона фасок. Приклейка коробки к поддону.
Практическое повторение. Изготовление открытых и закрытых коробок с крышкой «внахлобучку», футляров для бумаг.
Фальцовка бумаги с подборкой и шитьём внакидку
нитками
Теоретические сведения. Свойства и виды бумаги.
Производство бумаги из древесины. Определения направления волокон бумаги.
Форзацная бумага для изготовления записной книжки. Назначение и приёмы
фальцовки бумажных листов. Элементы сгибов в сфальцованной тетради. Гладилка –
инструмент для ручной фальцовки бумаги.
Упражнения. Фальцовка листов в два и три сгиба.
Комплектовка вкладкой.
Выполнение брошюровочных работ.
Изделия. Словарик. Записная книжка.
Теоретические сведения. Понятия брошюровка,
брошюровочное изделие, тетрадь и блок. Технология изготовления брошюры
(обложка, тетрадь). Способ соединения однотетрадных переплётов (шитьё внакладку
нитками вручную, скрепление степлером). Материал изготовления и назначение
скоб. Порядок шитья в две кобы. Техника безопасности при работе с шилом, иглой,
степлером. Название обрезов и порядок обрезки брошюры с трёх сторон. Техника
безопасности при работе на резаке.
Упражнения. Шитьё изделия на глаз и по меткам от краёв
тетрадей. Разметка обрезки и обрезка с трёх сторон сшитых однотетрадных
изделий.
Изготовление беловых товаров
Изделия. Карманный блокнот в гибком обрезном
переплёте. Открытый блокнот на стенке.
Теоретические сведения. Виды блокнота по
назначению и конструкции (карманный, настольный, открытый, закрытый, обрезной,
с кантами, в твёрдом или гибком переплёте). Материалы, применяемые для
изготовления блокнота. Детали блокнота (блок, корешок, обложка). Основные
операции при изготовлении блокнота. Устройство и принцип работы степлера. Шитьё
втачку блока листов. Устройство и принцип работы брошюровщика. Перфорирование
листов на брошюровщике. Подготовка пружин для брошюрования.
Упражнения. Перфорация бросового материала шилом. Разметка
листов блока для перфорации. Подготовка степлера к работе. Шитьё втачку
бросового материала.
Практические работы. Нарезка стопы бумаги на
блок. Перфорирование блока на брошюровщике, вручную шилом. Брошюрование
платиковой пружиной, металлическими скобами, нитками. Нарезка обложки из
картона или тканевого заменителя. Обрезка блока с трёх сторон. Изготовление
задней стенки блокнота. Приклейка блока к задней стенке. Обжимка блокнота в
прессах.
Практическое повторение. Изготовление закрытого
блокнота в гибких обрезных переплётах, открытого настольного блокнота,
однотетрадной записной книжки в гибком переплёте, открытой коробки для
карточек.
Способы соединения блока.
Теоретические сведения. Понятие швейное и
бесшвейное клеевое соединение блока. Шитьё блока нитками (взахват, вприхват).
Шитьё блока проволокой (втачку, внакидку). Бесшвейное клеевое соединение блока.
Способы соединения блока в блокноте, записной книжке, ученической тетради,
книге. Виды бумаги для блока переплётного изделия (писчая, линованная, печатная).
Учёт направления волокон в тетрадях блока и стоп.
Упражнения. Отработка
на технической марле приёмов соединения блока при многотетрадном шитье взахват
нитками.
Практические работы. Скрепление блока швейным
способом. Определение по предложенным образцам способа соединения блока.
Изготовление записной книжки.
Изделия. Записная книжка в гибком обрезном переплёте и
твёрдом составном и цельнотканевом переплёте с кантами.
Теоретические сведения. Виды и назначение записной
книжки. Детали записной книжки (блок, форзац, переплётная крышка). Детали
переплётной крышки (картонные сторонки, шаблон для шпации, отстав, корешок,
обложка). Детали блока (тетрадь, форзац, тесьма). Элементы соединения блока при
многотетрадном шитье (схема). Правила шитья блока нитками. Приспособления для
шитья блока. Зависимость качества переплёта от прочности шитья блока. Названия
обрезов блока (передок, хвостик, головка). Порядок обрезки блока. Понятие корешок
блока (корень блока и тканевый корешок переплётной крышки в составном переплёте).
Детали и способы выполнения составного и цельнотканевого переплёта. Виды и
назначение форзаца. Устройство и принцип действия бумагорезательной машине.
Упражнения. Приклейка форзацев. Шитьё блока нитками по
одной из принятых схем. Отработка приёмов шитья. Обрезка блоков на
бумагорезательной машине. Вставка блок в переплётную крышку.
Практические работы. Фальцовка листов бумаги в
тетрадь. Приклеивание форзацев. Шитьё блока. Заклеивание корешка блока. Обрезка
блока с трёх сторон. Изготовление переплётной крышки (крой сторонок, отстава,
шаблона для шпации). Сборка составного или цельнотканевого переплёта. Крытьё
обложкой в сотсавном переплёте. Просушка полуфабрикатов записной книжки (блока
и переплётной крышки). Отделка переплётной крышки. Подгонка и вставка блока в
переплётную крышку. Обжимка готового изделия в прессе.
Изготовление блокнота в твёрдом переплёте с кантами
Изделия. Закрытый блокнот в составном переплёте.
Закрытый блокнот в цельнотканевом переплёте.
Теоретические сведения. Понятия переплёт гибкий,
твёрдый, обрезной и с кантами. Виды блокнота в твёрдом переплёте с кантами по
конструкции и назначению. Обложка и детали переплётной крышки. Способы
крепления блока.
Лабораторная работа. Определение волокон
бумаги.
Практические работы. Подборка бумаги с учётом
направления волокон в стопу. Перфорирование листов блока на брошюровщике.
Изготовление блокнота разными способами.
Виды форзаца и их назначение в разных переплётах.
Теоретические сведения. Понятие форзац. Назначение
форзаца в переплёте. Виды форзаца по конструкции (приклейной, пришивной,
прошивной, пришивной с фальчиком, накидной, составной выклейной с фальчиком) и
по оформлению (простой, цветной, декоративный и тематический). Назначение
фальчика.
Упражнения. Определение на образцах переплётного изделия
видов форзацев.
Практические работы. Подборка бумаги и ткани на
разные виды форзаца. Выполнение разных форзацев. Выполнение форзацев с
фальчиками (прошивного, пришивного и составного выклейного).
Изготовление блоков с разными видами форзаца.
Изделия. Записная книжка. Общая тетрадь. Книга.
Теоретические сведения. Ознакомление с разными
конструкциями блока и применением в них форзаца. Принципиальная разница между брошюрной и
книжно-журнальной продукциями. Разница
между однотетрадными и многотетрадными соединениями блока. Подвижные детали и
участки переплёта. Роль раставов в переплётной крышке. Понятие роспуск.
Практические работы Шитьё взахват нитками
многотетрадного блока. Выполнение изделия с составным выклейным форзацем с
фальчиком. Разметка и обрезка блока. Соблюдение правил безопасности при
обращении с иглой и колющими инструментами. Соблюдение технологических
требований при обрезке блока и изделия на бумагорезательной машине.
Соединения в книжном и брошюрном изделиях.
Изделия. Книга. Записные книжки в однотетрадном и
многотетрадном переплётах.
Теоретические сведения. Обложка и переплётная
крышка. Технические требования к качеству соединения или вставке блока в
переплётную крышку. Разница между понятиями сброшюровать и соединить блок с
переплётной крышкой.
Практические работы Изготовление переплётной крышки разных
конструкций в гибком и твёрдом переплётах и вставка в них блоков. Изготовление
однотетрадного переплёта. Шитьё внакидку однотетрадного переплёта. Отделка
переплётной крышки.
Окантовка картины
Теоретические сведения. Виды и назначение деталей
(паспарту, задняя стенка, подвески, окантовка) для окантовки картины. Материалы
для окантовки картины.
Упражнения. Нарезка ножом полос ткани или её заменителя
для окантовки. Окантовка бросового картона, заправка уголков
Практические работы Организация рабочего места
при окантовке картины. Крой деталей для окантовки. Крепление подвесок к задней
стенке. Размещение картины на паспарту. Окантовка картины со срезом на угол.
Учащиеся
должны знать:
-
названия оборудования мастерской, его
предназначения;
-
название инструментов и их назначение;
-
видов клея, применяемых в
картонажно-переплётном деле.
Учащиеся
должны уметь:
-
изготавливать конверты, коробки разных
конструкций;
-
изготавливать блокноты и книги с некоторыми
видами переплётов;
-
работать на брошюровщике, ламинаторе,
бумагорезательной машине;
-
работать на ксероксе, принтере;
-
набирать тексты в программе Word;
-
производить поиск нужных документов разными
способами в различных папках компьютера.