Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20___ года
Директор школы: ___________________
по курсу «Развитие устной речи на основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в группе
«Особый ребёнок» (2-й год обучения)
в
________ учебном году
Учителя начальных классов
_________________________
Пояснительная записка
Программа по «Развитию речи» имеет полифункциональную направленность, так как решает многочисленные коррекционно - развивающие задачи. На занятиях идёт обучение детей по следующим направлениям:
-обогащение предметно- практического, чувственного опыта;
-обогащение опыта взаимодействия с предметным миром и окружающими людьми;
-развитие навыков общения;
-гармонизация эмоциональной сферы;
-формирование навыков саморегуляции;
-повышение общего психического тонуса и целенаправленной активности;
-развитие общей и мелкой моторики;
-развитие пространственной ориентировки;
-формирование интеллектуальных операций и умений;
-обогащение представлений об окружающем мире;
-развитие процессов слушания и говорения;
-расширение словаря, называние предметов, их характеристика по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу;
-построение коротких связных высказываний на доступные темы;
-овладеть диалогической речью;
-овладеть некоторыми грамматическими категориями: образование множественного числа сущ- х, род.пад.сущ- х., согласование сущ- х с числительными и прилагательными, построение простых предложений.
На занятиях расширяется социальный опыт детей, развивается воображение, мышление, произвольная деятельность. Дети учатся отвечать и действовать в разных игровых ситуациях сначала под руководством и совместно со взрослым, постепенно инициатива всё больше переходит в их руки.
Также на занятиях используется драматизация сказок, произведений для детей. Самостоятельное театральное творчество благотворно влияет на эмоциональное развитие детей, позволяет детям переживать различные настроения, чувства, особенности взаимоотношений героев, смену событий. Дети могут опосредованно отыгрывать собственные тревоги, страхи, агрессию.
При проведении занятий по развитию речи важна повторяемость сюжетных линий, ритуалов. Это обеспечивает детям чувство безопасности, уверенности и защищённости.
Для организации уроков развития устной речи может использоваться учебник «Развитие речи. 1 класс» для СКОУ 8 вида Е.Д. Худенко, С.Н.Кремнёвой, М., «Аркти», 2003 год.
Основные требования к
знаниям, умениям учащихся:
-называть предметы, их части; характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
-участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
-составлять простые нераспространённые предложения;
-образовывать множественное число сущ- го, сущ. Р.п.;
-согласовывать сущ. с числит. и прил. в роде, числе и падеже.
Тематическое планирование уроков
развития устной речи во 2б классе (группа «Особый ребёнок» - 68 часов
№ |
Тематика. |
Количество часов. |
Экскурсии. |
Практические работы. |
1. |
Школа. |
2ч. |
Экскурсия по школе. |
|
2. |
Сезонные изменения. |
8ч. |
Экскурсия по школьному двору. |
|
|
Осень. |
2ч. |
Изменения в природе осенью. Изменения погоды осенью. |
|
|
Зима. |
3ч. |
Изменения в природе зимой. Изменения погоды зимой. |
|
|
Весна. |
1ч. |
Изменения в природе ранней весной. Изменения в природе в конце весны. |
|
|
Времена года. |
2ч. |
|
|
3. |
Овощи. |
2ч. |
Экскурсия по школьному огороду. |
|
4. |
Игрушки |
2ч. |
|
Наведение порядка в игровом уголке. |
5. |
Фрукты. |
2ч. |
Экскурсия по школьному саду. |
Сбор яблок. |
6. |
Посуда. |
2ч. |
|
Мытьё своей чашки. |
7. |
Одежда. |
2ч. |
|
Застёгивание и расстегивание пуговиц на жилетке. Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение). |
8. |
Обувь |
2ч. |
|
Одевание ботинок на правую и левую ноги, завязывание шнурков. Уход за обувью (чистка щёткой, протирание тряпочкой). |
9. |
Деревья. |
2ч. |
Экскурсия по школьному саду. |
Уборка осенних листьев. |
10. |
Дом. |
2ч. |
|
|
11. |
Мебель. |
2ч. |
|
Наведение порядка в классной комнате. |
12. |
Охрана здоровья. |
2ч. |
|
Уход за руками (мытьё рук). |
13. |
Человек. |
2ч. |
|
|
14. |
Дикие животные и их детёныши. |
3ч. |
|
|
15. |
Домашние животные и их детёныши. |
3ч. |
|
|
16. |
Домашние птицы. |
2ч. |
|
|
17. |
Ягоды. |
2ч. |
|
|
18. |
Пищевые продукты |
3ч. |
|
Накрытие стола к обеду. |
19. |
Транспорт. |
2ч. |
|
|
20. |
Папин праздник |
1ч. |
|
Изготовление кораблика из цветной бумаги. |
21. |
Весна. Мамин праздник |
1ч. |
|
Сборка бус. |
22. |
Семья. |
2ч. |
|
|
23. |
Птицы. |
2ч. |
Экскурсия по территории школы. |
|
24. |
Растения |
2ч. |
Экскурсия по территории школы. |
Полив и рыхление цветов. |
25. |
Насекомые. |
2ч. |
|
|
26. |
Комнатные растения. |
1ч. |
|
Полив комнатных цветов. |
27. |
Рыбы. |
2ч. |
|
|
28. |
Профессии. |
3ч. |
|
|
29. |
Головные уборы. |
2ч. |
|
Завязывание бантика на шапке. |
30 |
Лето. |
2ч. |
Экскурсия по школьному двору. |
|
32. |
Школа. |
1ч. |
|
|
|
Итого |
68ч. |
10ч. |
15 практических работ. |
Поурочное планирование уроков развития
устной речи во 2б классе (группа «Особый ребёнок») - 68 ч
№ |
Дата. |
Раздел |
Тема. |
Содержание урока. |
1. |
3. 09 |
Школа. |
Экскурсия «Наша школа». |
Экскурсия «Наша школа». Называние помещений школы. Что делают в этих помещениях? Называние увиденных предметов (школьная мебель, спортивный инвентарь, книги, посуда), людей (профессии, Ф.И.О.)-ознакомительно. Знакомство с классной комнатой, ориентировка в пространстве классной комнаты. Словарь: имена учеников, И.О. учителей, школьная мебель, помещения школы и предметы, которые находятся в этих помещениях. Игры: «Найди спрятанную вещь», «Кто тебя позвал». Игры за столом (развитие мелкой моторики, пространственного восприятия). Составление простых нераспространённых предложений. |
2. |
4.09 |
Школа. |
«Учебные вещи». |
Беседа по материалам экскурсии (узнавание на картинках помещений школы). Составление предложений, что делают школьники в каждом из помещений. Составление предложений по предметным картинкам: «Откуда эти предметы?» (использование предлога «из»). Знакомство со школьными принадлежностями. Называние учебных вещей, узнавание их среди других. Использование обобщающего понятия «учебные вещи». Называние частей учебника, тетради (обложка, листы), карандаша (грифель), ручки (стержень, колпачок). Отгадывание загадок. Составление предложений «Для чего нужна эта вещь», «Где лежат учебные вещи» (предлоги: на, в), «Из чего сделали эту вещь?» Игры: «Собери портфель» |
3. |
10.09 |
Сезонные изменения. |
Экскурсия «Осень в школьном дворе». |
Словарь: осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт. Изменения в природе осенью: похолодание, листопад, перелёт птиц, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав. Отгадывание загадок. Называние деревьев в школьном саду: ели, клёны, берёза, липа, дуб. Еловые шишки и жёлуди. Рассматривание и называние цвета и формы листьев. Классификация деревьев на лиственные и хвойные. Игры: «Угадай, что звучит?», «Кто, где спрятался?», «От какого дерева листок», «Кораблик», «Узоры». Составление предложений по сюжетной картинке. Образование множественного числа сущ- го (лист- листы). Стихотворения: «Дождик» З. Александрова, «Осень» М.Хомякова. |
4. |
11. 09. |
Сезонные изменения. |
«Золотая осень». |
Повторение признаков осени. Составление описательного рассказа об осени по картинно- графическому плану с помощью педагога: -небо; -солнце; -день; -деревья; -животные; -птицы; -люди. Образование род.пад. сущ. (нет листа). Игры: «Угадай, что звучит?», «Кто, где спрятался?». |
5. |
17.09 |
Овощи. |
«Вкусные овощи». |
Словарь: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа. Рассматривание муляжей, картинок овощей; сравнение их по форме, цвету и вкусу. Обобщающие слово «овощи». Отгадывание загадок. Игры: «Эхо», «Какой овощ пропустили?», «Поварёнок», «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию?». Чтение и беседа по сказке «Репка». Стихотворение А.Прокофьева «Огород». Составление описаний с помощью учителя. Имитация «Что мы делаем, не скажем, а что делали, покажем». Предметные игры «овощи - не овощи». Составление загадок – описаний (форма, цвет, вкус). |
6. |
18.09 |
Овощи. |
«В огороде». |
Экскурсия в школьный огород. «Что осталось на грядках?» (морковь, капуста, свёкла, редька). Узнавание овощей по внешним признакам. Составление описаний об одном из овощей, растущем в огороде. Игра «Что можно приготовить из овощей?» (образование относительных прилагательных: капустный салат). «Поварёнок»: варим суп из овощей, «Что изменилось?». Согласование прил. и числит. с сущ- ми. |
7. |
24.09 |
Игрушки |
«Играем вместе». |
Словарь: машина, Мишка, зайка. Кукла, кубики, юла, матрёшка. Называние игрушек. Называние частей игрушек, их формы и цвета. Обобщающее понятие. Беседа о бережном отношении к игрушкам. Стихи А. Барто из цикла «Игрушки». Игры: «Будь внимательным», «Угадай, что звучит?», «Узнай игрушку», «Чего не стало?». Отгадывание описательных загадок. Раскрашивание игрушек, нарисованных на листе бумаги. Построение простых предложений с использованием предлогов «в, на, под». |
8. |
25.09. |
Игрушки |
«Поможем Петрушке». |
Повторение называния игрушек, частей игрушек, их формы и цвета. Обобщающее понятие. Составление предложений «Где эта игрушка» (предлоги в, на, за, под); «У кого что», «Из чего сделали игрушку», «Какого цвета», «Какой формы». Составление высказываний по сюжетным картинкам «Дети играют», серии картинок «Жадина». |
9. |
1. 10. |
Фрукты. |
«Мои любимые фрукты». |
Словарь: яблоко, апельсин, лимон, груша, слива, банан. Обобщающие слово «фрукты». Рассматривание муляжей, картинок фруктов; сравнение их по форме, цвету и вкусу. Считалочка «Апельсин», стихотворение В. Волина «Осень добрая пришла…». Игры: «Что в корзинке?», «Много», «Катится яблочко», «Что можно приготовить из фруктов?». Отгадывание загадок. Составление описаний с помощью учителя (форма, цвет, вкус). Использование слов: круглый, овальный, красный. Образование относительных прилагательных. |
10. |
2.10. |
Фрукты. |
«Угости друга». |
Выделение признаков фруктов: цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Составление сравнительно- описательного рассказа с помощью учителя и картинно- графического плана. Согласование прил. и числит. с сущ - ми в роде, числе и падеже. Игра «Чудесный мешочек», «Что можно приготовить из фруктов?». Различение фруктов, которые растут в наших садах. |
11. |
8.10. |
Посуда. |
«Чистые тарелочки». |
Словарь: чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, нож, вилка, хлебница, кастрюля, сковорода. Потешка «Ладушки». Инсценировка сказки «Три медведя». Чуковский «Федорино горе», С.Маршак «Кошкин дом». Игры: «Хитрая ложечка», «Что я видел?», «Чего не хватает?», «Поручение». Классификация посуды, объяснение назначения предметов посуды. Части посуды. Объяснение названий слов: «сахарница, солоница, кофейник, маслёнка». Составление описаний с перечислением функций предметов. Разрезные картинки. Разукрашивание. |
12. |
9.10. |
Посуда. |
«Приглашаем на обед». |
Повторение названий посуды, её частей. Обобщающее понятие. Вспоминание классификации посуды (чайная, столовая, кухонная). Беседа о том, чтобы посуда всегда была чистой. Сервировка стола к обеду с помощью учителя. Ориентировка «право- лево». Образование мн. числа сущ, род. пад. сущ «без чего?». Составление сложноподчинённых предложений с использованием союза «потому что» с помощью учителя. |
13. |
15.10. |
Одежда. |
«Поможем Маше». |
Словарь: майка, носки, колготки, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки. Классификация одежды для девочек и для мальчиков, для прогулки и для школы, для зимы и для весны. Детали одежды. Народная потешка, стихотворение В.Кудлачёва «Подарок». Игры: «Солнце или дождик», «Поручение», «Чем отличаются?». «Сказка про красное платье в белый горошек». Составление описаний с перечислением функций. Практическое употребление гл. «одевать- надевать». Описание одежды девочки- мальчика по сезонам с опорой на картинки. |
14. |
16.10 |
Одежда. |
«Собираемся на прогулку». |
Повторение названий и частей одежды, классификации одежды. Составление рассказа о том, «как я одеваюсь на прогулку». Закрепление временных представлений. Образование относительных прилагательных (платье из шерсти - шерстяное). Рассказ о том, как нужно следить за одеждой, называние предметов ухода (утюг, щётка), способов ухода (стирка, утюжка, чистка, ремонт, хранение). Знакомство с правилами опрятности. Составление правил по картинкам. |
15. |
22.10 |
Обувь |
«В магазине обуви». |
Словарь: кроссовки, ботинки, сапоги, туфли, валенки, тапочки, босоножки. Классификация обуви по сезонам, полу, назначению (для спорта, прогулки, для дома), части обуви. Различение обуви для правой и левой ноги. Называние цвета и материала обуви. К. Чуковский «Чудо- дерево» Игры: «В раздевалке», «Поручение», «Что лишнее?». Подвижная игра «Тапки». Составление рассказа вместе с логопедом по серии картинок: «Какую обувь я надевал летом, зимой, осенью». Употребление глаголов: обуваю, надеваю. Образование относительных прилагательных по образцу. |
16. |
23.10. |
Обувь |
«Помогаем Маше». |
Повторение названий и частей обуви, обобщающие понятие. Составление предложений по сюжетным картинкам. Уход за обувью: чистка щёткой, протирание влажной тряпкой, использование крема для обуви. Составление предложений о правилах опрятности по картинкам. Поиск нелепиц «Что не так?» Знакомство с многозначными словами: «язычок, нос». |
17. |
29.10. |
Деревья |
«В школьном саду». |
Словарь: дерево, корень, ствол, ветки, листья, иголки Рассказывание и показ на картинках лиственных и хвойных деревьев. Узнавание и называние деревьев на картинках. Знакомство с частями деревьев: корень, ствол, ветки, листья, иголки. Перечисление деревьев, растущих в школьном дворе. Повторение названий фруктовых деревьев. Игры: «От какого дерева лист, плод, ветка». Рисование листа клёна и разукрашивание его. Образование род. пад. множ. числа сущ- х. Описание листьев по образцу (дерево, величина, форма, цвет). |
18. |
30.10. |
Деревья |
«А у нас во дворе». |
Называние деревьев, растущих во дворе дома. Повторение названий, частей деревьев, классификации деревьев. Образование относительных прилагательных (кленовый лист), образование множ. числа сущ. Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Составление предложений по сюжетным картинкам и схем к этим предложениям. |
19. |
12.11 |
Дом |
«Мой дом». |
Словарь: дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, Сказки: «Пряничный домик», «Теремок», С. Маршак «Кошкин дом». Развитие понимания предлогов: в, на, из, под. Игры: «какие звуки вы слышите дома?», «Кошкин дом». Подбор признаков к предметам. Составление описательного рассказа о своём доме с помощью логопеда. |
20. |
13.11. |
Дом |
«В гостях у Маши». |
Повторение названий комнат, для чего они предназначены. Образование мн. числа сущ. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление и заучивание правил «Как вести себя в гостях». Употребление слов «здравствуйте, спасибо, пожалуйста, досвидания» Образование мн. числа сущ х. Инсценировка сказки «Теремок», С. Маршака. |
21. |
19.11 |
Мебель. |
«В моей комнате» |
Словарь: мебель, стол, стул, кровать, диван, кресло, шкаф. Классификация мебели, называние частей мебели. Сказка: «Теремок» -её инсценировка, С. Маршак «Кошкин дом». «Парные картинки», упр. «В домике». Образование род. пад. сущ. |
22. |
20.11 |
Мебель. |
«Мебель в классе» |
Повторение названий мебели, её частей. Обобщающее понятие. Называние мебели, которая находится в классе. Образование относительных прилагательных (кожаная мебель). Знакомство с многозначными словами (спинка, ножка, ручка). Составление рассказа- описания о каком – нибудь предмете мебели с помощью логопеда и использования картинно-графического плана. |
23. |
26.11 |
Охрана здоровья. |
«Туалетные принадлежности». |
Словарь: зубная щётка, мыло, мыльница, расчёска, гребешок, полотенце, мочалка, шампунь. Называние частей предметов. Основные цвета. Способы применения. Игры: «Мыльные пузыри», «Что ты сделал?». Ответы на вопросы «Для чего нужны эти вещи?» (зубная щётка, расчёска, полотенце и т.д.), использование союза «для того, чтобы». Предметы личной гигиены. Участие в беседе о правилах опрятности. Обсуждение ситуаций, что сделали не так, «правильно - неправильно». Составление предложений по сюжетным картинкам. |
24. |
27.11 |
Охрана здоровья. |
«Мойдодыр рассказывает». |
Повторение названий туалетных принадлежностей. К.И. Чуковский «Мойдодыр». Образование мн. числа род. пад. сущ х. Игра «Волшебный мешочек» (подарки Мойдодыра)- узнавание предметов по описанию. Составление описания о предмете с помощью учителя. Понимание инструкции о выполнении практического упражнения и составлении отчёта о выполненных действиях. Мытьё рук. Ориентировка в частях своего тела. Уход за телом. Сюжетные картинки о правилах опрятности «Правильно или нет?» |
25. |
3.12 |
Человек. |
«Части тела и лица». |
Словарь: человек, мужчина, женщина, ребёнок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы и т.д. Называние частей тела по рисунку, показ частей тела на себе и товарище. Составление предложений по предметным картинкам (Это губы. Они красного цвета). Имитационные упражнения: «умывание», «одевание». Распорядок дня. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Правая и левая нога и рука. Игры: «Кто, что делает?», «Что оденем на прогулку?». Пространственная ориентировка: правая и левая рука, нога. Народные потешки. |
26. |
4.12 |
Человек. |
«Расскажи о себе». |
Повторение названий частей тела и лица. Составление описательного рассказа о себе по картинно- графическому плану с помощью учителя: -волосы; -лицо; -лоб; -глаза; -рот; -губы. |
27. |
10.12 |
Дикие животные и их детёныши |
«В гостях у дедушки. Рассказы о зайце». |
Словарь: животное, заяц, зайчонок, шубка. Внешний вид, образ жизни, части тела зайца. Чем он питается. Стихотворение: А.Барто «Зайка», В.Хорол «Зайчик», потешка «Зайчишка- трусишка». Игра «Угадай, кто кричит?», «Один - много». Образование сущ - х с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление описаний по картинно- графическому плану. |
28. |
11.12. |
Дикие животные и их детёныши |
«В гостях у дедушки. Рассказы о лисе». |
Словарь: животное, лиса, лисичка, лисёнок. Части тела лисы. Чем она питается, образ жизни. Название детёнышей лисы. Русские народные сказки: «Колобок», «Лиса и волк», «Кот, лиса и петух», стихотворение З. Александровой «Лисята». Загадка о лисе. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление описаний по картинно- графическому плану. Упр. «В лесу», «Кто где?» Внешний вид, образ жизни, питание. |
29. |
17.12 |
Дикие животные и их детёныши |
«В гостях у дедушки. Рассказы о медведе». |
Словарь: животное, медведь, медвежонок. Части тела медведя. Чем он питается, любимое лакомство. Внешний вид, образ жизни, питание. Сказки: «Три медведя», «Колобок», «Теремок», стихотворение А.Барто «Уронили мишку на пол». Показ повадок зверей. Отгадывание загадок о диких животных. Составление описаний о животном с помощью логопеда и картинно- графического плана. Составление предложений по сюжетным картинкам. Название дома медведя, его детёнышей. |
30. |
18.12 |
Домашние животные и их детёныши. |
«Домашние любимцы. Кошка». |
Словарь: кот, кошка, котёнок, животное. Части тела кошки, чем покрыто тело кошки? Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Части тела кошки. Называние детёнышей кошки. С. Маршак «Усатый – полосатый», потешка «Киска». Составление описаний о животном с помощью логопеда и картинно- графического плана. Театр «Кто в домике живёт?». Составление описаний по картинке. |
31. |
17.12 |
Домашние животные и их детёныши. |
«Домашние любимцы. Собака». |
Словарь: животное, собака, щенок, шерсть. Загадка. Части тела. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Составление высказываний по образцу. Называние детёнышей собаки. Сравнение кошки и собаки. В.Сутеев «Кто сказал мяу?»- инсценировка, стихотворение А.Барто «Пёс». Составление описаний о животном с помощью логопеда и картинно- графического плана. |
32. |
24.12. |
Домашние животные и их детёныши. |
«Домашние любимцы. Лошадь». |
Словарь: животное, лошадь, жеребёнок.. Дом животного. Загадка. Части тела. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Составление высказываний по образцу. Называние детёнышей лошади. Стихотворение А.Барто «Лошадка», потешка «Цок, цок, цок!» Назови ласково. Игра «Давай познакомимся». Составление описаний о животном с помощью логопеда и картинно- графического плана. |
33. |
25.12. |
Домашние птицы. |
«На птичьем дворе». |
Словарь: утка, селезень, утёнок; гусыня, гусь, гусёнок; курица, петух, цыплёнок; индюк, индейка, индюшонок. Называние взрослых и детёнышей птиц. Части тела. Составление предложений по картинкам и схемы. Разграничение и отличительные признаки водоплавающих (утка) и не водоплавающих птиц (гусь, курица). Игра: «Птичий двор». Как человек использует домашних птиц? Упр «Кто в корзинке?», «У кого?», «Кто как кричит?» |
34. |
14.01. |
Домашние птицы |
«В гостях у бабушки» |
Повторение названий домашних птиц, частей тела. Обобщающие понятия. Игра «На птичьем дворе», использование предлогов «на, в, у». Практическое применение перьев и яиц птиц. Составление описаний. Чтение сказки «Гадкий утёнок» и беседа по ней. |
35. |
15.01. |
Сезонные изменения. |
«Экскурсия по зимнему школьному двору». |
Изменения в природе зимой: холод, снег, мороз, гололёд, птицы у жилища человека, семена на деревьях (шишки на ёлках, семена на липе, клёне, ягоды на рябине и калине). Отгадывание загадок о зиме и признаках зимы (снег, лёд, мороз), о птицах (воробьи, галки, синицы). Образование качественных прилагательных (зимний день). Ответы на вопросы учителя. |
36. . |
21.01. |
Сезонные изменения. |
«Зима. Зимние забавы». |
Словарь: зима, снег, сосульки, лёд, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, лопата, дорожка. Ответы на вопросы о погоде вчера, сегодня, называние признаков зимы. Называние зимующих птиц. Чем можно подкармливать птиц зимой. Рассматривание деревьев (что происходит с ними зимой?) Стихотворение И.Суриков «Зима», А. Барто «Снег», потешка «Мороз». Упр. «Сделай снеговика», «Кто в тереме живёт?». Развитие мелкой моторики «Как скрипит снежок». Зимние игры. Исполнение хороводных танцев и песен. Разыгрывание по ролям «новогодней сказки». |
37. |
22.01. |
Сезонные изменения. |
«Новый год. Ёлка». |
Инсценированировка сказки, умение принимать игровую ситуацию и их смену. Повторение песен, хороводных игр. Заучивание стихотворений к утреннику. Формирование сложноподчинённого предложения с союзом «потому что» (на картинке зима, потому что на ней есть снег). |
38. |
28.01 |
Ягоды. |
«В саду у Маши». |
Словарь: крыжовник, смородина, земляника, малина, клубника, брусника, черника, клюква, виноград. Рассматривание ягод, сравнение по размеру, цвету, вкусу. Группировка по месту проростания. Рассказывание о том, что можно приготовить из ягод (образование относительных прилагательных). Составление предложений по сюжетным картинкам. Инсценировка сказки «Алёнушка и лиса». |
39. |
29.01. |
Ягоды. |
«Мои любимые ягоды». |
Повторение названий ягод. Классификация ягод на садовые и лесные. Образование множ. числа сущ. Составление описательных рассказов о ягодах с помощью логопеда. Рассматривание серии сюжетных картин и составление по ним предложений «Как дети ходили за ягодами». |
40. |
4.02. |
Пищевые продукты |
«Молочные продукты». |
Словарь: сыр, масло, сметана, молоко, какао, конфеты, шоколад. Объяснить, почему данные продукты являются молочными. Образование мн.ч. род пад. Составление предложений и схемы по предметным картинкам. Русские народные сказки: «Курочка Ряба», З.Александрова «Вкусная каша». Игра «Магазин», «Чудесная коробка». Развитие мелкой моторики «Ладушки». Представление о режиме питания. Составление рассказа о том, что едят за завтраком, в обед, полдник, ужин. |
41. |
5.02 |
Пищевые продукты |
«Мучные продукты». |
Словарь: хлеб, бублик, баранки. Русская народная сказка: «Колобок». Объяснить, почему данные продукты являются мучными. Образование мн.ч. род пад. Составление предложений и схемы по предметным картинкам. «Откуда к нам хлеб пришёл?» |
42. |
11.02 |
Пищевые продукты |
«Мясные продукты». |
Словарь: колбаса, сосиски, мясо, сардельки. Объяснить, почему данные продукты являются мясными. Образование мн.ч. род пад. Составление предложений и схемы по предметным картинкам. Составление сравнительного рассказа о мясных и мучных продуктах с помощью учителя. |
43. |
12.02 |
Транспорт |
«Мой дядя водитель». |
Словарь: машина, автомобиль, самосвал, части машины. Познакомить с обобщением, что грузовые машины перевозят различные грузы, а легковые людей. Развитие пространственной ориентировки. Классификация транспорта: водный, воздушный, наземный, подземный. Согласование прилагательных с существительными. Составление предложений по сюжетным картинкам. Стихи А.Барто «Грузовик», Н.Боев «По шоссе спешат машины.» |
44 |
18.02 |
Транспорт |
«Я люблю кататься на машине». |
Повторение названий и классификации транспорта. Образование род. пад. сущ «Без чего?». Отгадывание загадок. Игра «Лото», «Четвёртый лишний», «Подскажи словечко». |
45. |
19.02 |
Сезонные изменения в природе. |
«Времена года». |
Узнавание времён года по перечисленным признакам, на иллюстрациях. Название времён года. Установление их последовательности. Описание времени года по сюжетной картинке с названием определённых признаков. Разучивание стихотворений о временах года. Описание погоды летом, осенью, зимой и весной. Отгадывание загадок о временах года. Составление небольших рассказов о временах года. |
46. |
25.02 |
Сезонные изменения в природе. |
«Расскажи Петрушке». |
Экскурсия. Уточнение временных представлений. Работа с загадками о признаках времён года, погодных явлениях. Составление предложений по материалам экскурсии, о развлечениях в разные времена года. Знакомство с условными обозначениями признаков погоды. |
47. |
26.02. |
Папин праздник |
«День защитника отечества». |
Уточнение родственных отношений, имён, отчеств родственников, их занятий. Рисование. Обговаривание, как можно поздравить папу, дедушку, брата с праздником. Поздравление. Развлечения в праздничный вечер. Игра «Узнай подарок», «Что исчезло?». Развитие мелкой моторики «кораблик для папы». Стихотворение А. Барто «Кораблик», Е. Благинина «Посидим в тишине». |
48. |
4.03. |
Весна. Мамин праздник |
«8 марта». |
Словарь: весна, солнце, ручьи, снег, вода, капель, проталины, день 8 Марта, парус, волны. Экскурсия в школьном саду. Изменения в природе весной: потепление. Таяние снега, сосульки. Наблюдение за распусканием почек. Загадки о признаках весны. Ответы на вопросы о появлении листочков, цветов, свежей травы. Первоцвет. Поведение птиц весной. Игра «Узнай подарок», «Что исчезло?». Развитие мелкой моторики «Бусы для мамы». Обговаривание, как можно поздравить маму, бабушку, сестру с праздником. Поздравление. Стихотворение А. Барто «Кораблик», Е. Благинина «Посидим в тишине». |
49 |
5.03 |
Сезонные изменения. |
Экскурсия «Весна в школьном дворе». |
Изменения в природе весной: потепление, таяние снега, сосульки. Отгадывание загадок о признаках весны. Ответы на вопросы об изменениях снега, таянии сосулек. «Во что превращается снег?». Поведение птиц и домашних животных. Составление предложений по сюжетным картинкам. |
50. |
11.03 |
Семья. |
«В гостях у Маши». |
Словарь: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. Понимание прямых родственных отношений. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. Образование сравнительной степени имён прил «Кто старше, кто младше?» Расширение словаря глаголов: «Кто чем занят?», «Кто куда ушёл?» (предложное и беспредложное управление). Составление предложений по сюжетным картинкам. |
51. |
12.03. |
Семья. |
«Праздник в Машиной семье». |
Понимание прямых и косвенных родственных отношений. Участие в диалоге с Машей (приглашение в гости, накрывание стола). Составление рассказов с помощью учителя по сюжетной картинке «Утро в семье», «Вечер в семье», по серии картинок «Кем работают Машины родители?». |
52. |
18.03. |
Птицы. |
«Весенние птицы: грач, скворец, жаворонок». |
Узнавание птиц по внешнему виду. Различение некоторых зимующих и перелётных птиц. Называние частей тела птицы. Ответы на вопросы по сюжетным картинкам «Что делают птицы?», «Чем можно угостить птиц?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Описание птиц по данному образцу. |
53. |
19.03. |
Птицы. |
«У кормушки». |
Описание признаков птиц. Загадки о птицах. Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Составление рассказов с помощью учителя по сюжетной картинке «У кормушки». |
54. |
1.04. |
Растения |
«Цветы школьного сада». |
Экскурсия. Название растений. Классификация. Части растений. Игра «Что не так?» «Чем похожи?». Развитие пространственной ориентировки: уточнение понятия «вверх- вниз». Описание цветка по графическому плану. Ответы на вопросы: «Где растут цветы?» «Зачем они человеку?». |
55. |
2.04. |
Растения |
«У Маши на клумбе». |
Повторение названий растений, их частей и классификации. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление правил ухода за растениями на клумбах. Образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. |
56. |
8.04. |
Насекомые |
«Стрекоза и муравей». |
Название насекомых, части тела. Отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний», «Сколько их». Заучивание стихотворений о насекомых. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Образование родительного падежа множественного числа существительного. Активизация глагольного словаря: «кто как кричит? Кто как передвигается?». |
57. |
9.04. |
Насекомые. |
«Пчела». |
Рассматривание пчелы на картинке. Разбор частей тела. Составление предложений по картинке. Беседа о том, какую пользу приносит пчела и зачем её держит человек. Как называется дом пчелы, образование названий детёнышей пчелы. Составление описательного рассказа о пчеле. Употребление предлогов: в, на, к, у. |
58. |
15.04. |
Комнатные растения. |
«В классе на окне» |
Герань. Называние частей растения. Описание цветка по графическому плану. Различение герани среди других цветков. Ответы на вопросы «Где растут комнатные растения», «Зачем они человеку». Правила полива цветов. Серии картинок «полив комнатных растений». Составление описательного рассказа о герани. |
59. |
16.04. |
Рыбы. |
«Морские рыбы» |
Название морских рыб: лещ, окунь, карась, щука, плотва. Описание внешнего вида рыб. Защитная окраска, чешуя. Части тела рыбы. Загадки- описания. Чтение сказки «Золотая рыбка». Составление предложений по картинкам. Запись схемы предложения. Образование множ. числа сущ- го. |
60. |
22.04. |
Рыбы. |
«Морские и аквариумные рыбки». |
Рассказ и знакомство с аквариумными рыбками. Понятие «аквариум». Отличительные признаки морских и аквариумных рыб (внешний вид, среда обитания, питание). Инсценировка сказки «Золотая рыбка». Составление предложений по картинкам. Запись схемы предложения. Образование множ. числа сущ- го. Употребление предлогов: в, у, на. |
61 |
23.04 |
Профессии. |
«Я хочу стать учителем». |
Словарь: учитель, ученики, школа, школьные принадлежности, класс, парты. Образование мн. числа сущ- х. Рассказ о профессии учителя. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как девочка стала учительницей». |
62 |
29.04. |
Профессии. |
«Мой дядя почтальон». |
Словарь: почта, почтальон, письмо, открытка. Беседа о том, кто такой почтальон и зачем он нужен. «Почтальон Печкин из Простоквашина». Составление предложений по сюжетным картинкам. Сюжетная игра «Почта», «Отправь письмо» (употребление существительных в дательном падеже), «Телеграф» (совершенствование слоговой структуры). |
63 |
30.04. |
Профессии. |
«Мой папа шофер». |
Словарь: машина, колесо, автомобиль, водитель, пассажиры, сиденья, дверь. Составление предложений по сюжетным картинкам. Образование множ. числа сущ- го. Образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Составление рассказа «Мой папа шофер», «У машины лопнуло колесо» - серии сюжетных картинок. . |
64 |
6.05. |
Головные уборы. |
«Что мы носим зимой?» |
Постановка вопросов и ответы на них (зачем нам нужны головные уборы зимой?). Рассказ о том, какие головные уборы я ношу. Классификация головных уборов: по полу, сезону. Рассказ о том, из какого материала сделаны головные уборы. Образование относительных прилагательных. Из каких частей состоят головные уборы. Игра «В магазине головных уборов». Составление описательного рассказа о шапке с помощью
учителя по картинно- графическому плану. |
65 |
7.05. |
Головные уборы. |
«Что мы носим летом?» |
Повторение классификации головных уборов: по полу, сезону, из какого материала сделаны головные уборы. Образование относительных прилагательных. Из каких частей состоят головные уборы. Игра «магазин» с использованием речевых шаблонов. Ответы на вопросы: зачем головные уборы нужны летом? Составление описательного рассказа о косынке с помощью учителя по картинно- графическому плану. |
66 |
13.05. |
Лето. |
«Отдых всей семьёй». |
Моя семья. Картинки семьи. Загадки. Составление предложений по сюжетным картинкам. Инсценировка «Один день отдыха в моей семье». Образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. |
67 |
14.05. |
Лето. |
«На море». |
Показ картинок: летний отдых, беседа по предложенным картинкам. Составление рассказа с помощью учителя «На море». Развитие слухового внимания, игра «когда это бывает?», «Что лишнее?» |
68 |
20.05. |
Школа. |
«Прощай школа». |
Беседа о том, чему научились в школе, о распорядке дня, видах занятий, любимых делах. Разыгрывание игровых ситуаций: «на уроке», «на перемене». Коллективные игры. |