Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

                                                                      №______ от «___»________2011 года

                                                                           Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

Рабочая программа

учебного курса «Самообслуживание» в классе ОР 3,4 года обучения

2011/12 учебный год

 

 

Учителя Балашовой Л.В.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Занятия по судообслуживающему труду содействуют общему развитию детей ограниченными возможностями здоровья, готовит их к самостоятельности в быту. Обучение навыком самообслуживания позволяет решить задачи расширения представлений и знаний детей об окружающий деятельности, сенсорного воспитания, развития речи, зрительно-моторной координации, а так же умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, соблюдать определенную последовательность действий.

В процессе трудовой деятельности воспитанники знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают между ними связи, планируют свою работу-все это способствует развитию внимания и мышления у обучающихся.

В задачу занятий по само обслуживающему труду входит сообщение учащихся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Успех овладения этими навыками может быть обеспечен в том случае, если знания и умения, которые дается детям на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь.

Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать детям навыки самостоятельности. Программа по судообслуживающему труду в ОР – 3,4 классе предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Раздел

Количество уроков

1

Гигиена тела

6часов

2

Одежда и обувь

9часов

3

Питание

6часов

4

Жилище

9часов

5

Комнатные растения

3часа

6

Итоговое занятие

1час

 


 

Поурочное планирование уроков самообслуживания в группе «Особый ребёнок» (3, 4 год обучения) – 34 ч

 

урока

Дата

Тема урока

Приемы работы

Оборудование

1

01.09

Части тела человека.

Закрепление умение показывать и называть части тела человека. Уметь показывать и называть пальцы

Игрушка

2

08.09

Почему болят зубы и как их сохранить здоровыми.

Закрепление основных гигиенических правил ухода за зубами и полостью рта. Загадки

Картинки с изображением вредных и полезных продуктов и предметов для сохранения здоровых зубов; зубные щетки и зубные пасты различных видов

3

15.09

Уход за зубами и полостью рта.

Практическая работа: самостоятельное выполнение чистки зубов и полоскание рта

Зубная паста, зубные щетки, стакан для полоскания рта

4

22.09

Руки мыть – здоровым быть.

Закрепление гигиенических правил ухода за руками; знание и называние предметов для ухода за руками; последовательность мытья рук

Гигиенические предметы для мытья рук

5

29.09

Уход за руками и ногами.

Практическая работа: самостоятельное выполнение мытья рук и ног

Мыло, полотенце для вытирания рук и ног

6

06.10

Если хочешь быть здоров - закаляйся!

Понятие о закаливающихся процедурах

Сюжетные картинки

7

13.10

Какой должна быть одеждой.

Привитие навыков аккуратности и опрятности в одежде; различение и называние предметов одежды по видам: праздничная, повседневная, домашняя

Предметные картинки; сюжетные картинки

8

20.10

Сезонные виды одежды.

Подбор одежды по временам года

Предметные картинки; дидактическая игра «Одень куклу»

9

27.10

 

Уход за одеждой.

Различные виды ухода за одеждой: чистка щеткой; стирка; глаженье; мелкий ремонт. Учить детей следить за своим внешним видом

Предметы для различных видов ухода за одеждой

10

 

03.11

Кто ухаживает за нашей одеждой?

Экскурсия в прачечную. Учить детей уважать труд других

Оборудование прачечной

11

17.11

Стираем сами.

Практическая работа: приемы стирки и сушки мелких вещей

Мелкие вещи, мыло

12

24.11

Учимся шить.

Практическая работа: навыки владения иглой; выполнение простых швов; завязывание узелка. Правила безопасности работы с иглой  и ножницами

Иглы ручные, наперстки, ткань, нитки, ножницы

13

01.12

Пришей пуговицу Незнайке.

Практическая работа: пришивание пуговицы с двумя отверстиями

Игрушка, пуговицы, иглы, ткань, нитки

14

08.12

Виды обуви по сезонам.

Различение и называние видов обуви по временам года; различение и называние обуви праздничной, повседневной, домашней

Предметные и сюжетные картинки; обувь различных видов

15

15.12

Ухаживание за обувью.

Практическая работа: мытье и сушка обуви, чистка щеткой с использованием специальных средств

Обувь: кожаная, резиновая из ткани

16

22.12

Приятного аппетита!

Закрепление навыков культурного поведения во время приёма пищи

Картинки предметные, сюжетные, набор посуды и столовых приборов

17

29.12

Накрываем стол для чаепития.

Практическая работа: учить детей накрывать стол, убирать посуду после еды, правильно пользоваться столовыми приборами, определять и называть предметы для сервировки стола

Набор посуды для сервировки стола

18

19.01

Ролевая игра «Приглашение на день рождения».

Закрепление навыков культурного поведения во время встречи гостей, навыков культуры поведения во время еды

Предметы для праздничной сервировки стола; набор посуды и столовых приборов

19

26.01

Кухонная посуда.

Название кухонной посуды. Определение и название кухонной посуды

Кухонная посуда

20

02.02

Экскурсия в продовольственный магазин.

Отделы продовольственного магазина

 

21

09.02

Учимся готовить.

Соблюдение санитарно-гигиенических правил при приготовлении пищи. Практическая работа: приготовление бутербродов

Продукты в нарезанном виде

22

16.02

Мебель и уход за ней.

Название предметов мебели и их назначение, уход за мебелью

 

23

01.03

Всякой вещи своё место.

Учимся аккуратно складывать и хранить вещи на определенных местах одежду, обувь, игрушки, школьные принадлежности,  письменные принадлежности и т.д.

 

24

15.03

Убираем комнату.

Закрепление навыков по уборке помещения: подметание полов, вытирание пыли, влажная уборка

Сюжетные картинки

25

22.03

У меня постель в порядке.

Определение и название постельных принадлежностей. Практическая работа: правильно заправить постель

Постельные принадлежности

26

05.04

Наши помощники.

Определение и называние предметов бытовой техник: пылесос, утюг, стиральная машина, холодильник

Предметные картинки

27

12.04

Я-дежурный по спальне.

Практическая работа: самостоятельное выполнение действий, связанных с дежурством по спальне

Инвентарь для уборки помещений

28

19.04

Я-дежурный по классу.

Практическая работа: самостоятельное выполнение действий, связанное с дежурством по классу

 

29

26.04

Мытьё парт и стульев.

Практическая работа: мытьё стульев парт с использованием мыла

Стулья, парты, мыло, тканевые салфетки

30

03.05

Лечим книги.

Практическая работа: мелкий ремонт книг

Книги, требующие ремонта; клей, кисточки, бумага

31

10.05

Комнатные растения.

Значение комнатных растений для жизни человека; строение комнатного растения, условия для роста

Комнатные растения различных видов

32

17.05

Уход за комнатными растениями.

Практическая работа: мытьё листьев, рыхление, полив

Инвентарь для ухода за комнатными растениями

33

24.05

Пересадка комнатных растений.

Значение пересадки комнатных растений. Практическая работа: пересадка комнатных растений

Комнатные растения, инвентарь для пересадки

34

 

Пересадка комнатных растений.

Значение пересадки комнатных растений. Практическая работа: пересадка комнатных растений

Комнатные растения, инвентарь для пересадки