Государственное образовательное учреждение Ярославской
области
Переславль-Залесcкая
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области,
ул. Магистральная, д. 43.
елефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03.
Электронная почта
deti@deti.pereslavl.ru
Утверждена приказом директора школы:
№__________от
«_____»_____________2010г.
Директор
школы
А.И.
Ивахненко
Рабочая программа
«Азбука эмоций» в 3б классе
на 2010 – 2011 год
Педагога-психолога Говорской Е. Ю.
Пояснительная записка
Жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, требует
от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них
реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание,
память, мышление и другие психические процессы ребенка, а так же
его деятельность. Часто дети находятся под влиянием
переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими
эмоциями. Важно научить ребенка осознавать свои переживания,
понимать эмоции других детей и взрослых, управлять своими
эмоциями. Такие умения позволят ребенку контролировать свое
поведение и будет способствовать положительной коммуникации с
окружающими.
Приоритетной задачей в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью является их
социальная
адаптация. Интеллектуальная недостаточность означает
значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным
требованиям общества.
У детей с интеллектуальной недостаточностью часто
наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения
в поведении. Эмоции детей развиты слабо, недостаточно
дифференцированы, амбивалентны, маловыразительны, примитивны,
неадекватны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда
могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и
правильно реагировать на них. Возможны немотивированные
колебания настроения – капризность, плаксивость. Наблюдаются
возбудимость, вспыльчивость, импульсивность поведения, реакции
протеста, негативизма, агрессивность, нарушения самооценки,
неуверенность в себе. Отмечаются трудности в общении с
окружающими.
С. Я Рубинштейн отмечает, что чем выраженнее нарушения в
умственном развитии, тем очевиднее рассогласование в
эмоциональной сфере.
Искажение
эмоционального развития у детей с интеллектуальным недоразвитием
в любом случае сказывается на поведении ребенка и на умении
регулировать его, а в конечном итоге затрудняет развитие форм
самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С. Л. Рубинштейн,
«эмоции не развиваются сами по себе, … основная задача
заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить».
Программа
«Азбука эмоций» предназначена для детей с умеренной
интеллектуальной недостаточностью и будет способствовать
развитию и гармонизации эмоциональной сферы детей. Данная
программа позволяет вызвать и закрепить у ребенка положительные
эмоции. Для этого первоначально предлагается усвоить
положительную эмоцию «радость». Следующая задача состоит в том,
чтобы познакомить ребенка с отрицательными эмоциями(печаль,
гнев, страх и др.). В результате отрицательные эмоции не
исключаются, а постепенно вытесняются, заменяясь положительными.
Таким образом, ребенок научается с неприятными ситуациями.
Программа построена с учетом возрастных особенностей и интересов
детей.
Основная
цель: помочь ребенку научиться понимать эмоциональные реакции
окружающих, правильно на них реагировать, понимать свои эмоции,
развивать умения управлять своими чувствами, организовывать свое
поведение. Посещая занятия, ребенок постепенно учится:
o
замечать эмоциональные состояния других людей
o
Расшифровывать их выразительные проявления
o
анализировать эмоции и понимать, чем они
вызваны, под влиянием чего меняются
o
воспроизводить эмоции, анализировать свои
собственные эмоции
o
управлять своим эмоциональным состоянием
В программе представлены базовые эмоции:
радость, печаль, злость, страх, интерес, удивление, стыд, вина.
Включено в пособие и состояние спокойствие. Умение ребенка
правильно пользоваться этим состоянием может быть приравнено к
навыкам релаксации, что позволит ему повысить свою эмоциональную
устойчивость. Каждую эмоцию иллюстрируют ситуации из жизни
людей, животных, а также явлений природы, что позволяет ребенку
лучше познавать окружающую действительность. Разделы в программе
расположены в определенной последовательности: от более простых
понятий, к более трудно «читаемым» эмоциям. Начинается работа с
эмоции «Радость». При изучении других эмоций всегда
осуществляется возвращение к «Радости», заканчивая занятие в
хорошем настроении. Задания усложняются постепенно, от
простых(покажи на рисунке детей, которые радуются) к более
сложным(объясни, какое настроение у детей). Используются
противопоставления, сравнение полярных эмоций(например: радость
- грусть). Необходимость их сравнения будет способствовать
развитию эмоционального воображения у детей. В пособии
использованы стихотворения, широко представленные в
характеристике каждой эмоции.
Часть 1. Вводная.
Цель вводной части занятия – настроить
группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт
между всеми участниками. Основные процедуры работы –
приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая
нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры,
направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально –
личностной и познавательной сферы ребенка. Работа с
иллюстрациями.
·
Развитие произвольности
·
Игры и задания на развитие навыков общения;
·
Игры и задания на развитие и совершенствование
эмоционально – волевой сферы
·
Игры и задания на развитие восприятия, внимания,
воображения
·
Рисование
Часть 3. Завершающая.
Основной целью этой части занятия является
создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и
закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь
предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы
или другой коллективной деятельности, например, создание общего
рисунка, коллажа.
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1. Радость |
-
Приветствие «Имя в
движении».
-
Игра «Ожерелье».
-
Найди и покажи на
картинке детей, которые радуются
-
Повтори и изобрази
мимикой
-
Покажи на рисунке
людей, которые радуются и улыбаются. Изобрази
мимикой радость и улыбку.
-
Прослушай
стихотворение (И Лопухиной «Весела я, весела», С
Михалкова «Песенка друзей»). Изобрази настроение
детей мимикой и жестами.
-
Этюд «Подарок»
-
Покажи веселый
рисунок.
-
Игра «Хоровод»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
2. Я радуюсь |
-
Приветствие «Имя в
движении».
-
Игра «Ожерелье».
-
Продолжи предложение
«Я радуюсь, когда…»
-
Развесели матрешку.
Раскрась ее.
-
Чему рада корова?
Соедини точки линиями.
-
Прослушай
стихотворение «Радость» (В. Берестов). Изобрази
движениями игру песика Барбоса.
-
Задание «Куда
спрятался друг Топтыжки?» Соедини точки.
Обрадовались ли друзья встрече. Как ты догадался?
-
Дорисуй собаку по
точкам. Нравится ли Тузику косточка?
-
Игра «Хоровод»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
3. Мне весело |
-
Приветствие «Имя в
движении».
-
Игра «Ожерелье».
-
Какое настроение у
воробья. Покружись и попрыгай, как воробей.
-
Что рассмешило
мальчиков. Выбери рисунок и соедини линией.
-
Этюд «Угощение»
-
Чему рада корова?
Соедини точки линиями.
-
Этюд «Радость»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
4. Печаль |
-
Приветствие «Имя в
движении».
-
Игра «Ожерелье».
-
Найди и покажи на
картинке детей, которым грустно, печально.
-
Повтори и изобрази
мимикой.
-
Покажи на рисунке
печальную девочку. Изобрази печаль мимикой.
Разыгрывание ситуации. (стишок А. Барто «Наша Таня»,
«Зайка» стишок Е Благининой «Зайка»)
-
Этюд «Потеряла
варежку»
-
Расскажите сказку по
картинкам «Курочка Ряба»
-
Игра «Хоровод»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
5. Мне грустно |
-
Приветствие «Имя в
движении».
-
Игра «Ожерелье».
-
Нарисуй и расскажи,
когда ты чувствуешь себя грустно.
-
Найди веселый и
грустный рисунок. Что так расстроило мальчика? Что
развеселило ребят?
-
Нарисуй веселого и
грустного мальчиков.
-
Составьте рассказ по
картинкам «Грибной дождь». Почему девочка
расстроилась?
-
Этюд «Неожиданная
встреча»
-
Игра «Хоровод»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
6. Настроение
бывает разным |
-
Приветствие «Имя в
движении».
-
Игра «Ожерелье».
-
Прослушай
стихотворение. Изобрази мимикой грустного и
радостного мальчиков («Ты грустишь» А. Боске)
-
Прослушай
стихотворение и определи настроение стихотворения:
веселое, грустное. Изобрази кукушку («Тихие сумерки»
М. Джалиль)
-
Как изменилось
настроение кота Леопольда? Почему?
-
Почему котенок
грустит? Обрадуй котенка. Выбери нужную дорожку и
помоги ему вернуться к маме.
-
Игра «Кошки - мышки»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
7. Спокойствие |
-
Приветствие «Имя в
движении».
-
Игра «Ожерелье».
-
Найди и покажи на
картинке спокойных детей
-
Повтори и изобрази
мимикой, движениями
-
Прослушай и определи
настроение стихотворения «Тихо все» (И. Лопухина),
«Ночка»(П. Воронько)
-
Рассмотри рисунок,
изобрази спокойствие мимикой. Определи по линиям,
кто с какой игрушкой играл.
-
Этюд «Тишина»
-
Игра «Хоровод»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
8. Мне спокойно |
-
Приветствие «Пропой
свое имя».
-
Игра «Ожерелье».
-
Продолжи предложение:
«Я спокоен (а), когда…»
-
Прослушай
стихотворение и изобрази движениями «Медвежата» (П.
Воронько)
-
Определи, кто
спокойнее всех.
-
Игра «Стряхни
усталость»
-
Нарисуй, что снится
Даше.
-
Помоги животным найти
своих хозяев. Соедини линиями. (веселый. грустный,
спокойный)
-
Игра «Час покоя и
час веселья»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
9. Злость |
-
Приветствие «Пропой
свое имя».
-
Игра «Ожерелье».
-
Повтори и изобрази
мимикой, жестами
-
Прослушай
стихотворение, покажи, как злится Петя. «Драчун
Петя»(В. Волина)
-
Прослушай
стихотворение, изобрази персонажей.»Гуси и Люся»(Л.
Успенская), «Крапива»(В. Волина)
-
Рассмотри рисунки.
Изобрази мимикой и движениями каждого зверя. Кто из
них самый злой?
-
Помоги убежать
поросятам от злого волка, проведи каждого к своему
домику.
-
Покажи веселого
мальчика. Какие лица у других мальчиков.
-
Игра «Сражение»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
10. Когда я
злюсь… |
-
Приветствие «Пропой
свое имя».
-
Игра «Ожерелье».
-
Продолжи предложение
«Я злюсь, когда…»
-
Прослушай
стихотворение, почему волк так злится? Как это
исправить? «Мы делили апельсин»
-
Помоги рыбкам убежать
от щуки. Посади ее в банку. Обведи по точкам.
-
прослушай рассказ.
Объясни и изобрази мимикой и движениями волка.
«Сорока и волк»(по Сладкову Н.)
-
Какое настроение у
тебя вызывает это стихотворение «Весна» (Ф. Тютчев).
Какой ветер ласковый или злой. Подуй как этот ветер.
-
Игра «Прогоняем
злость»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
11. Веселый и
злой |
-
Приветствие «Пропой
свое имя».
-
Игра «Ожерелье».
-
Рассмотри рисунки
«Лиса и журавль». Вспомни сказку. Кто на кого обижен
и зол? Разыграйте сказку.
-
Рассмотри рисунки и
объясни их. Веселый и злой. Изобрази мимикой,
жестами, движениями. Как бы ты повел себя в этой
ситуации.
-
Игра «Хоровод»
-
Прощание «Улыбка»
|
1
|
12. Удивление |
-
Приветствие «Пропой
свое имя».
-
Игра «Ожерелье».
-
найди и покажи детей,
которые удивляются.
-
Повтори и изобрази
мимикой.
-
Прослушай
стихотворение, изобрази мимикой и жестами удивление.
«Лепит девочка из глины…»(Мариджан), «Строители» (А.
Усанова)
-
Дорисуй так, чтобы я
удивилась.
-
Этюд «Удивление»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
13. Я удивляюсь |
-
Приветствие «Пропой
свое имя».
-
Игра «Ожерелье».
-
Продолжи предложение
«Я удивляюсь, когда…»
-
Прослушай
стихотворение. «Где мой пальчик» (Н. Саконская).
Изобрази мимикой, жестами, движениями, как удивилась
Маша.
-
Нарисуй и расскажи,
чему удивляется Таня.
-
Игра «Зайка- зайка,
удиви»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
14. Удивляйся не
стесняйся |
-
Приветствие «Пропой
свое имя».
-
Игра «Ожерелье».
-
Прослушай
стихотворение. Повтори и изобрази мимикой, жестами,
движениями, как ведет себя зайчик. «Прежде и теперь»
(По С. Погореловскому).
-
Рассмотри рисунки и
расскажи, что произошло. «»Куда делся котенок?»
-
Игра «Какое у тебя
сейчас настроение»
-
Рассмотри картинку. К
какой сказке относится рисунок. Почему медведи
удивлены?
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
15. Покажи и
расскажи |
-
Приветствие «Имя-
качество».
-
Игра «Ожерелье».
-
Рассмотри рисунки,
расскажи, что произошло. Удивлен ли мальчик? Почему?
Удивись так же, как мальчик.
-
Найди девочку.
Потерявшую свою фотокарточку.
-
Как изменилось
настроение зайки. Почему?
-
Этюд «Удивительный
истории»
-
Какая картинка тебя
удивила?
-
Игра «Хоровод»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
16. Страх |
-
Приветствие «Имя-
качество».
-
Игра «Ожерелье».
-
Повтори и изобрази
мимикой и движениями.
-
Прослушай тексты.
Покажи на картинках детей, которые боятся.
-
Прослушай
стихотворение «Две старушки». Объясни чего
испугались старушки, изобрази.
-
Что должна взять с
собой девочка, чтобы не бояться в темной комнате,
соедини линией.
-
Игра «Дерево».
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
17. Мне страшно |
-
Приветствие «Имя-
качество».
-
Игра «Ожерелье».
-
Продолжи предложение
«Мне страшно, когда…»
-
Найди самого
испуганного котенка. Раскрась его.
-
Прослушай
стихотворение. Изобрази мимикой испуг,
удивление(«Ящерица» Г. Виеру)
-
Прослушай
стихотворение. Объясни, почему воробьи веселятся.
-
Игра «Сдержанность».
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
18. Вместе не
страшно |
-
Приветствие «Имя-
качество».
-
Игра «Паровозик»
-
Прослушай
стихотворение. Объясни, чем обеспокоен петух?
Изобрази мимикой («Курицы на улице». А Прокофьев)
-
Помоги Красной
шапочке убежать от злого волка. Нарисуй по точкам
елки.
-
К какой сказке этот
рисунок? Почему испугались козлята. Представь, что
ты-храбрый козленок. Изобрази его.
-
Игра «Пароходик»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
19. Будь
внимателен
|
-
Приветствие «Имя-
качество».
-
Игра «Паровозик»
-
Расскажи, что было
вначале, а что потом. Почему испугалась Оля?
-
Прослушай рассказ и
изобрази испуганных лягушек.
-
Рассмотри рисунок.
кто из детей самый смелый, а кто – нет. Как бы ты
повел себя в такой ситуации?
-
Игра «Ванька -
встанька»
-
Прослушай
стихотворение. Изобрази мимикой, жестами, движениями
смелых детей («Гроза» И. Лопухина)
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
20. Храбрецы |
-
Приветствие «Имя -
жест».
-
Игра «День - ночь»
-
Подбери каждому герою
карнавала его маску, соедини их линиями.
-
Рассмотри рисунки.
Объясни их. Изобрази мимикой, жестами, движениями
зверей.
-
Кто здесь храбрее
всех?
-
Игра «Храбрец»
-
Расскажи и нарисуй
свой страх.
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
21. Интерес |
-
Приветствие «Имя -
жест».
-
Игра «День - ночь»
-
Найди и покажи детей,
которым интересно, любопытно.
-
Повтори и изобрази
мимикой.
-
Прослушай
стихотворение. Расскажи, что тебя интересует за
окном («Окно» По А. Ахундовой).
-
Прослушай
стихотворение. Объясни и изобрази мимикой, жестами и
движениями интерес детей («А почему дом растет?» И.
Михайлова).
-
Этюд «Жучка
принюхивается»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
22. Изобрази
|
-
Приветствие «Имя -
жест».
-
Игра «День - ночь»
-
Прослушай
стихотворение. Объясни, чем заинтересовалась
девочка. Изобрази мимикой, жестами, движениями Таню.
(«Кролики» З. Александрова)
-
Выложи из палочек
фигуры по предложенным образцам. Покажи картинку, на
которую похожа каждая из фигур.
-
Интересно, какие
животные спрятались от Миши? Найди, назови и покажи.
-
Этюд «Бабочка».
-
Найди самую
любопытную девочку и покажи ее.
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
23. Интересно ли
тебе? |
-
Приветствие «Имя -
жест».
-
Игра «День - ночь»
-
Сумела ли ворона
достать червяка? Как ты догадался?
-
Покажи обезьянку,
которую заинтересовали бананы. Изобрази как ее
интересно.
-
Рассмотри и расскажи,
что заинтересовало детей. Раскрась белочку. Вылепи
ее из пластилина.
-
Интересно, кто что
поймал?
-
Этюд «Машенька
прислушивается»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
24. Играем вместе |
-
Приветствие «Имя -
жест».
-
Игра «День - ночь»
-
Рассмотри рисунки и
объясни их. Что заинтересовало малыша?
-
Продолжи предложение
«Мне интересно…»
-
Рассмотри рисунки.
Изобрази: злую лису, радостного петушка хитрую
курочку.
-
Игра «Кошки - мышки»
-
Интересно ли детям на
представлении в цирке. Дорисуй их лица.
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
25. Вина, стыд
|
-
Приветствие «Имя -
жест».
-
Игра «День - ночь»
-
Найди и покажи детей,
которые испытывают вину, стыд
-
Повтори и изобрази
мимикой и движениями.
-
Прослушай
стихотворение («Мама недовольна» З. Александрова).
Изобрази мимикой, жестами, движениями.
-
Упражнение «Семейный
альбом»
-
Беседа «Что нужно
делать, когда ты провинился»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
26. Мне бывает
стыдно
|
-
Приветствие «Имя -
жест».
-
Игра «День - ночь»
-
Чувствует ли Оля себя
виноватой? Дорисуй лицо Оли? А как бы ты чувствовал
себя в такой ситуации?
-
Витя попал мячом
прямо в окно. Как он себя чувствует? Как бы ты себя
чувствовал в такой ситуации?
-
Продолжи предложение
«Я чувствую себя виноватым, когда…»
-
Этюд «Стыд»
-
Игра «Кошки - мышки»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
27. Покажи
|
-
Приветствие «Имя -
жест».
-
Игра «День - ночь»
-
Прослушай
стихотворение, объясни его. Попроси, как ты
попросишь прощения («Трудный путь» Э Мошковская)
-
Рассмотри рисунки.
Изобрази мимикой, жестами, движениями зверушек.
-
Расскажи, что было
вначале, а что потом. Как ты догадался? Как Вите
исправить свою вину? Как бы поступил в подобной
ситуации ты?
-
Игра «Горы и
долины»(Фопель)
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
28. Объясни мне |
-
Приветствие «Имя -
жест».
-
Игра «День - ночь»
-
Как ты думаешь, кто
виноват на самом деле? Обведи карандашом.
-
Рассмотри рисунки и
объясни их. Кто из мальчиков виноват? Как он
исправил свою вину? Что бы ты чувствовал на месте
каждого из мальчиков?
-
Прослушай
стихотворение и объясни его.(«Я не плачу» Г.
Ладонщиков)
-
Игра «Черепахи,
кошки, птицы»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
29. Такие разные
эмоции |
-
Приветствие «Имя -
интонация».
-
Упражнение «Изобрази
эмоции»
3.
Превращение в
волшебников
4.
Этюд «Игра с
камешками»(радость, удовольствие)
5.
Этюд «Что там
происходит?» (удивление, пантомимика)
6.
Этюд «Котята»
(различные эмоции)
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
30. Спасем
доброту |
1.
Приветствие
«Имя - интонация».
2.
Этюд «Идем за
синей птицей»
3.
Этюд «Сладкое
дерево» (эмоция радости, удовольствия)
4.
Этюд «Жар -
птица»(удивление, восхищение)
5.
Этюд «Битва»
(эмоция радости)
6.
Коррекция
страхов
7.
Этюд «Дракон
кусает свой хвост»(подвижная игра на ловкость,
сплоченность)
8.
Прощание
«Улыбка» |
1 |
31.
Мы из Простоквашино |
1.
Приветствие «Имя - интонация».
2.
Этюд «дядя
Федор приехал» (радость)
3.
Этюд «Стыдно
лениться»(эмоция вины)
4.
Этюд на
выражение удовольствия
5.
Этюд
«Любопытный» (интерес)
6.
Этюд «Я так
устал» (страдание, печаль)
7.
Игра
«День-ночь»
8.
Прощание
«Улыбка» |
1 |
32.
В стране Доброландии и Злосландии |
1.
Приветствие
«Имя - интонация».
2.
Этюд «Золотые
капельки» (удовольствие, радость)
3.
Профилактика
упрямства (сказка «Брыкающаяся лошадка»)
4.
Этюд «Встреча с
другом» (радость)
5.
Профилактика
агрессивности
6.
Этюд «Карабас -
Барабас»
7.
Игра «Злые –
добрые кошки»
8.
Прощание
«Улыбка» |
1 |
До 20
сентября проводится диагностика.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года.
Продолжительность занятий 40- 45 минут.
Библиография:
1.
Алябьева Е. А.
Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.
-
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
-
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
-
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.
М.: 1999.
- Фопель
К. С Гловы до пят. Подвижные игры. М., 2005.
-
Чистякова Г. И. Психогимнастика. М.,1990.
|