Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесcкая
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области, ул. Магистральная, д. 43.
елефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03.
Электронная почта deti@deti.pereslavl.ru

 

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№__________от «_____»_____________2010г.

                                                                                                                  Директор школы            

                                                           А.И. Ивахненко

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«Азбука эмоций» в 3б классе

на 2010 – 2011 год

 

 

 

 

 

 

 

Педагога-психолога Говорской Е. Ю.

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

 Жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, требует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребенка, а так же его деятельность. Часто дети находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Важно научить ребенка осознавать свои переживания, понимать эмоции других детей и взрослых, управлять своими эмоциями. Такие умения позволят ребенку контролировать свое поведение и будет способствовать положительной коммуникации с окружающими.

 Приоритетной задачей в работе с  детьми с ин­теллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация. Интеллектуальная недостаточность означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества.

   У детей с интеллектуальной недостаточностью часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, амбивалентны, маловыразительны, примитивны, неадекватны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость. Наблюдаются возбудимость, вспыльчивость, импульсивность поведения, реакции протеста, негативизма, агрессивность, нарушения самооценки, неуверенность в себе. Отмечаются трудности в общении с окружающими.

 С. Я Рубинштейн отмечает, что чем выраженнее нарушения в умственном развитии, тем очевиднее рассогласование в эмоциональной сфере.

Искажение эмоционального развития у детей с интеллектуальным недоразвитием в любом случае сказывается на поведении ребенка и на умении регулировать его, а в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «эмоции не развиваются сами по себе, … основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить».

Программа «Азбука эмоций» предназначена для детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью и будет способствовать развитию и гармонизации эмоциональной сферы детей. Данная программа позволяет вызвать и закрепить у ребенка положительные эмоции. Для этого первоначально предлагается усвоить положительную эмоцию «радость». Следующая задача состоит в том, чтобы познакомить ребенка с отрицательными эмоциями(печаль, гнев, страх и др.). В результате отрицательные эмоции не исключаются, а постепенно вытесняются, заменяясь положительными. Таким образом, ребенок научается с неприятными ситуациями. Программа построена с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

 Основная цель: помочь ребенку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, понимать свои эмоции, развивать умения управлять своими чувствами, организовывать свое поведение. Посещая занятия, ребенок постепенно учится:

o       замечать эмоциональные состояния других людей

o       Расшифровывать их выразительные проявления

o       анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются

o       воспроизводить эмоции, анализировать свои собственные эмоции

o       управлять своим эмоциональным состоянием

В программе представлены базовые эмоции: радость, печаль, злость, страх, интерес, удивление, стыд, вина. Включено в пособие и состояние спокойствие. Умение ребенка правильно пользоваться этим состоянием может быть приравнено к навыкам релаксации, что позволит ему повысить свою эмоциональную устойчивость. Каждую эмоцию иллюстрируют ситуации из жизни людей, животных, а также явлений природы, что позволяет ребенку лучше познавать окружающую действительность. Разделы в программе расположены в определенной последовательности: от более простых понятий, к более трудно «читаемым» эмоциям. Начинается работа с эмоции «Радость». При изучении других эмоций всегда осуществляется возвращение к «Радости», заканчивая занятие в хорошем настроении. Задания усложняются постепенно, от простых(покажи на рисунке детей, которые радуются) к более сложным(объясни, какое настроение у детей). Используются противопоставления, сравнение полярных эмоций(например: радость - грусть). Необходимость их сравнения будет способствовать развитию эмоционального воображения у детей. В пособии использованы стихотворения, широко представленные в характеристике каждой эмоции.

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят  этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сферы ребенка.  Работа с иллюстрациями.

 

·              Развитие произвольности

·  Игры и задания на развитие навыков общения;

·              Игры и задания на развитие и совершенствование эмоционально – волевой сферы

·              Игры и задания на развитие восприятия, внимания, воображения

·              Рисование

 

Часть 3. Завершающая.

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка, коллажа.


 

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

1. Радость

  1. Приветствие «Имя в движении».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Найди и покажи  на картинке детей, которые радуются
  4. Повтори и изобрази мимикой
  5.  Покажи на рисунке людей, которые радуются и улыбаются. Изобрази мимикой радость и улыбку.
  6. Прослушай стихотворение (И Лопухиной «Весела я, весела», С Михалкова «Песенка друзей»). Изобрази настроение детей мимикой и жестами.
  7. Этюд «Подарок»
  8. Покажи веселый рисунок.
  9. Игра «Хоровод»
  10. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

2. Я радуюсь

  1. Приветствие «Имя в движении».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Продолжи предложение «Я радуюсь, когда…»
  4. Развесели матрешку. Раскрась ее.
  5. Чему рада корова? Соедини точки линиями.
  6. Прослушай стихотворение «Радость» (В. Берестов). Изобрази  движениями игру песика Барбоса.
  7. Задание «Куда спрятался друг Топтыжки?» Соедини точки. Обрадовались ли друзья встрече. Как ты догадался?
  8. Дорисуй собаку по точкам. Нравится ли Тузику косточка?
  9. Игра «Хоровод»
  10. Прощание «Улыбка»

 

 

1

 

 

 

3. Мне весело

  1. Приветствие «Имя в движении».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Какое настроение у воробья. Покружись  и попрыгай, как воробей.
  4. Что рассмешило мальчиков. Выбери рисунок и соедини линией.
  5. Этюд «Угощение»
  6.  Чему рада корова? Соедини точки линиями.
  7. Этюд «Радость»
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

1

4. Печаль

  1. Приветствие «Имя в движении».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Найди и покажи  на картинке детей, которым грустно, печально.
  4. Повтори и изобрази мимикой.
  5. Покажи на рисунке печальную девочку.  Изобрази печаль мимикой. Разыгрывание ситуации. (стишок А. Барто «Наша Таня», «Зайка» стишок Е Благининой «Зайка»)
  6. Этюд «Потеряла варежку»
  7. Расскажите сказку по картинкам «Курочка Ряба»
  8. Игра «Хоровод»
  9. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

5.  Мне грустно

  1. Приветствие «Имя в движении».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Нарисуй и расскажи, когда ты чувствуешь себя грустно.
  4. Найди веселый и грустный рисунок. Что так расстроило мальчика? Что развеселило ребят?
  5. Нарисуй веселого и грустного мальчиков.
  6. Составьте рассказ по картинкам «Грибной дождь». Почему девочка расстроилась?
  7. Этюд «Неожиданная встреча»
  8. Игра «Хоровод»
  9. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

 

 

6. Настроение бывает разным

  1. Приветствие «Имя в движении».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Прослушай стихотворение. Изобрази мимикой грустного и радостного мальчиков («Ты грустишь» А. Боске)
  4. Прослушай стихотворение и определи настроение стихотворения: веселое, грустное. Изобрази кукушку («Тихие сумерки» М. Джалиль)
  5.  Как изменилось настроение кота Леопольда? Почему?
  6. Почему котенок грустит? Обрадуй котенка. Выбери нужную дорожку и помоги ему вернуться к маме.
  7.  Игра «Кошки - мышки»
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

7. Спокойствие

  1. Приветствие «Имя в движении».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Найди и покажи  на картинке спокойных детей
  4. Повтори и изобрази мимикой, движениями
  5. Прослушай и определи настроение стихотворения «Тихо все» (И. Лопухина), «Ночка»(П. Воронько)
  6. Рассмотри рисунок, изобрази спокойствие мимикой. Определи по линиям, кто с какой игрушкой играл.
  7.  Этюд «Тишина»
  8. Игра «Хоровод»
  9. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

8. Мне спокойно

  1. Приветствие «Пропой свое имя».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Продолжи предложение: «Я спокоен (а), когда…»
  4. Прослушай стихотворение и изобрази движениями «Медвежата» (П. Воронько)
  5. Определи, кто спокойнее всех.
  6. Игра «Стряхни усталость»
  7.  Нарисуй, что снится Даше.
  8. Помоги животным найти своих хозяев. Соедини линиями. (веселый. грустный, спокойный)
  9.  Игра «Час покоя и час веселья»
  10. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

9. Злость

  1. Приветствие «Пропой свое имя».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Повтори и изобрази мимикой, жестами
  4. Прослушай стихотворение, покажи, как злится Петя. «Драчун Петя»(В. Волина)
  5. Прослушай стихотворение, изобрази персонажей.»Гуси и Люся»(Л. Успенская), «Крапива»(В. Волина)
  6. Рассмотри рисунки. Изобрази мимикой и движениями каждого зверя. Кто из них самый злой?
  7. Помоги убежать поросятам от злого волка, проведи каждого к своему домику.
  8. Покажи веселого мальчика. Какие лица у других мальчиков.
  9. Игра «Сражение»
  10. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

10.  Когда я злюсь…

  1. Приветствие «Пропой свое имя».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Продолжи предложение «Я злюсь, когда…»
  4. Прослушай стихотворение, почему волк так злится? Как это исправить? «Мы делили апельсин»
  5. Помоги рыбкам убежать от щуки. Посади ее в банку. Обведи по точкам.
  6. прослушай рассказ. Объясни и изобрази мимикой и движениями волка. «Сорока и волк»(по Сладкову Н.)
  7. Какое настроение у тебя вызывает это стихотворение «Весна» (Ф. Тютчев). Какой ветер ласковый или злой. Подуй как этот ветер.
  8. Игра «Прогоняем злость»
  9. Прощание «Улыбка»

 

 

1

 

 

11.  Веселый и злой

  1. Приветствие «Пропой свое имя».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Рассмотри рисунки «Лиса и журавль». Вспомни сказку. Кто на кого обижен и зол? Разыграйте сказку.
  4. Рассмотри рисунки и объясни их. Веселый и злой. Изобрази мимикой, жестами, движениями. Как бы ты повел себя в этой ситуации.
  5. Игра «Хоровод»
  6. Прощание «Улыбка»

 

 

1

 

12. Удивление

  1. Приветствие «Пропой свое имя».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. найди и покажи детей, которые удивляются.
  4. Повтори и изобрази мимикой.
  5. Прослушай стихотворение, изобрази мимикой и жестами удивление. «Лепит девочка из глины…»(Мариджан), «Строители» (А. Усанова)
  6.  Дорисуй так, чтобы я удивилась.
  7. Этюд «Удивление»
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

13. Я удивляюсь

  1. Приветствие «Пропой свое имя».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Продолжи предложение «Я удивляюсь, когда…»
  4. Прослушай стихотворение. «Где мой пальчик» (Н. Саконская). Изобрази мимикой, жестами, движениями, как удивилась Маша.
  5. Нарисуй и расскажи, чему удивляется Таня.
  6. Игра «Зайка- зайка, удиви»
  7. Прощание «Улыбка»

 

 

1

 

14. Удивляйся не стесняйся

  1. Приветствие «Пропой свое имя».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Прослушай стихотворение. Повтори и изобрази мимикой, жестами, движениями, как ведет себя зайчик. «Прежде и теперь» (По С. Погореловскому).
  4. Рассмотри рисунки и расскажи, что произошло. «»Куда делся котенок?»
  5. Игра «Какое у тебя сейчас настроение»
  6. Рассмотри картинку. К какой сказке относится рисунок. Почему медведи удивлены?
  7. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

15. Покажи и расскажи

  1. Приветствие «Имя- качество».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Рассмотри рисунки, расскажи, что произошло. Удивлен ли мальчик? Почему? Удивись так же, как мальчик.
  4. Найди девочку. Потерявшую свою фотокарточку.
  5. Как изменилось настроение зайки. Почему?
  6. Этюд «Удивительный истории»
  7. Какая картинка тебя удивила?
  8.  Игра «Хоровод»
  9. Прощание «Улыбка»

 

 

1

 

 

16. Страх

  1. Приветствие «Имя- качество».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Повтори и изобрази мимикой и движениями.
  4. Прослушай тексты. Покажи на картинках детей, которые боятся.
  5. Прослушай стихотворение «Две старушки». Объясни чего испугались старушки, изобрази.
  6. Что должна взять с собой девочка, чтобы не бояться в темной комнате, соедини линией.
  7.  Игра «Дерево».
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

17. Мне страшно

  1. Приветствие «Имя- качество».
  2. Игра «Ожерелье».
  3. Продолжи предложение «Мне страшно, когда…»
  4. Найди самого испуганного котенка. Раскрась его.
  5. Прослушай стихотворение. Изобрази мимикой испуг, удивление(«Ящерица» Г. Виеру)
  6. Прослушай стихотворение. Объясни, почему воробьи веселятся.
  7. Игра «Сдержанность».
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

 

 

18. Вместе не страшно

  1. Приветствие «Имя- качество».
  2. Игра «Паровозик»
  3. Прослушай стихотворение. Объясни, чем обеспокоен петух? Изобрази мимикой («Курицы на улице». А Прокофьев)
  4. Помоги Красной шапочке убежать от злого волка. Нарисуй по точкам елки.
  5. К какой сказке этот рисунок? Почему испугались козлята. Представь, что ты-храбрый козленок. Изобрази его.
  6. Игра «Пароходик»
  7. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

 

1

 

 

 

19. Будь внимателен

 

  1. Приветствие «Имя- качество».
  2. Игра «Паровозик»
  3. Расскажи, что было вначале, а что потом. Почему испугалась Оля?
  4. Прослушай рассказ и изобрази испуганных лягушек.
  5. Рассмотри рисунок. кто из детей самый смелый, а кто – нет. Как бы ты повел себя в такой ситуации?
  6. Игра «Ванька - встанька»
  7. Прослушай стихотворение. Изобрази мимикой, жестами, движениями смелых детей («Гроза» И. Лопухина)
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

1

 

 

20. Храбрецы

  1. Приветствие «Имя - жест».
  2. Игра «День - ночь»
  3. Подбери каждому герою карнавала его маску, соедини их линиями.
  4. Рассмотри рисунки. Объясни их. Изобрази мимикой, жестами, движениями зверей.
  5.  Кто здесь храбрее всех?
  6. Игра «Храбрец»
  7. Расскажи и нарисуй свой страх.
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

1

 

 

 

21. Интерес

  1. Приветствие «Имя - жест».
  2. Игра «День - ночь»
  3. Найди и покажи детей, которым интересно, любопытно.
  4. Повтори и изобрази мимикой.
  5. Прослушай стихотворение. Расскажи, что тебя интересует за окном («Окно» По А. Ахундовой).
  6. Прослушай стихотворение. Объясни и изобрази мимикой, жестами и движениями интерес детей («А почему дом растет?» И. Михайлова).
  7. Этюд «Жучка принюхивается»
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

1

 

 

 

 

22.  Изобрази

  1. Приветствие «Имя - жест».
  2. Игра «День - ночь»
  3. Прослушай стихотворение. Объясни, чем заинтересовалась девочка. Изобрази мимикой, жестами, движениями Таню. («Кролики» З. Александрова)
  4. Выложи из палочек фигуры по предложенным образцам. Покажи картинку, на которую похожа каждая из фигур.
  5. Интересно, какие животные спрятались от Миши? Найди, назови и покажи.
  6. Этюд «Бабочка».
  7. Найди самую любопытную девочку и покажи ее.
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

1

 

 

 

 

23. Интересно ли тебе?

  1. Приветствие «Имя - жест».
  2. Игра «День - ночь»
  3. Сумела ли ворона достать червяка? Как ты догадался?
  4. Покажи обезьянку, которую заинтересовали бананы. Изобрази как ее интересно.
  5. Рассмотри и расскажи, что заинтересовало детей. Раскрась белочку. Вылепи ее из пластилина.
  6. Интересно, кто что поймал?
  7. Этюд «Машенька прислушивается»
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

1

 

 

24. Играем вместе

  1. Приветствие «Имя - жест».
  2. Игра «День - ночь»
  3. Рассмотри рисунки и объясни их. Что заинтересовало малыша?
  4. Продолжи предложение «Мне интересно…»
  5. Рассмотри рисунки. Изобрази: злую лису, радостного петушка хитрую курочку.
  6. Игра «Кошки - мышки»
  7. Интересно ли детям на представлении в цирке. Дорисуй их лица.
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

1

 

 

25. Вина, стыд

 

 

  1. Приветствие «Имя - жест».
  2. Игра «День - ночь»
  3. Найди и покажи детей, которые испытывают вину, стыд
  4. Повтори и изобрази мимикой и движениями.
  5. Прослушай стихотворение («Мама недовольна» З. Александрова). Изобрази мимикой, жестами, движениями.
  6. Упражнение «Семейный альбом»
  7. Беседа «Что нужно делать, когда ты провинился»
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

 

1

 

 

 

26. Мне бывает стыдно

 

 

  1. Приветствие «Имя - жест».
  2. Игра «День - ночь»
  3. Чувствует ли Оля себя виноватой? Дорисуй лицо Оли? А как бы ты чувствовал себя в такой ситуации?
  4. Витя попал мячом прямо в окно. Как он себя чувствует? Как бы ты себя чувствовал в такой ситуации?
  5. Продолжи предложение «Я чувствую себя виноватым, когда…»
  6. Этюд «Стыд»
  7. Игра «Кошки - мышки»
  8. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

 

 

27. Покажи

 

  1. Приветствие «Имя - жест».
  2. Игра «День - ночь»
  3. Прослушай стихотворение, объясни его. Попроси, как ты попросишь прощения («Трудный путь» Э Мошковская)
  4. Рассмотри рисунки. Изобрази мимикой, жестами, движениями зверушек.
  5. Расскажи, что было вначале, а что потом. Как ты догадался? Как Вите исправить свою вину? Как бы поступил в подобной ситуации ты?
  6. Игра «Горы и долины»(Фопель)
  7. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

 

 

28. Объясни мне

  1. Приветствие «Имя - жест».
  2. Игра «День - ночь»
  3. Как ты думаешь, кто виноват на самом деле? Обведи карандашом.
  4. Рассмотри рисунки и объясни их. Кто из мальчиков виноват? Как он исправил свою вину? Что бы ты чувствовал на месте каждого из мальчиков?
  5.  Прослушай стихотворение и объясни его.(«Я не плачу» Г. Ладонщиков)
  6. Игра «Черепахи, кошки, птицы»
  7. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

 

 29. Такие разные эмоции

  1. Приветствие «Имя - интонация».
  2. Упражнение «Изобрази эмоции»

3.        Превращение в волшебников

4.        Этюд «Игра с камешками»(радость, удовольствие)

5.        Этюд «Что там происходит?» (удивление, пантомимика)

6.        Этюд «Котята» (различные эмоции)

  1. Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

 

30. Спасем доброту

1.        Приветствие «Имя - интонация».

2.        Этюд «Идем за синей птицей»

3.        Этюд «Сладкое дерево» (эмоция радости, удовольствия)

4.        Этюд «Жар - птица»(удивление, восхищение)

5.        Этюд «Битва» (эмоция радости)

6.        Коррекция страхов

7.        Этюд «Дракон кусает свой хвост»(подвижная игра на ловкость, сплоченность)

8.        Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

 

 

31. Мы из Простоквашино

1.      Приветствие «Имя - интонация».

2.        Этюд «дядя Федор приехал» (радость)

3.        Этюд «Стыдно лениться»(эмоция вины)

4.        Этюд на выражение удовольствия

5.        Этюд «Любопытный» (интерес)

6.        Этюд «Я так устал» (страдание, печаль)

7.        Игра «День-ночь»

8.        Прощание «Улыбка»

 

 

1

32. В стране Доброландии и Злосландии

1.        Приветствие «Имя - интонация».

2.        Этюд «Золотые капельки» (удовольствие, радость)

3.         Профилактика упрямства (сказка «Брыкающаяся лошадка»)

4.        Этюд «Встреча с другом» (радость)

5.        Профилактика агрессивности

6.        Этюд «Карабас - Барабас»

7.         Игра «Злые – добрые кошки»

8.        Прощание «Улыбка»

 

 

 

1

До 20 сентября проводится диагностика.

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 40- 45 минут.

 

Библиография:

1.        Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.

  1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
  2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: 1999.
  5. Фопель К. С Гловы до пят. Подвижные игры. М., 2005.
  6. Чистякова Г. И. Психогимнастика. М.,1990.