Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл., ул.
Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
deti @ deti.
pereslavl.ru
_______________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________2011 года
Директор школы: ___________________
Ивахненко А.И.
Рабочая программа
коррекционно-развивающего
курса «Игровая деятельность»
в группе «Особый ребёнок» (3,4 год обучения)
2011/12 учебный год
Педагога-психолога
Говорской Е. Ю.
Пояснительная записка
В группе «Особый ребенок» 3,4 год обучения учатся дети с
выраженными нарушениями развития. Учащиеся имеют диагноз
олигофрения в степени имбецильности, смешанные специфические
расстройства: речевые нарушения (среди них есть ребенок,
практически не владеющий речью), нарушения опорно -
двигательного аппарата, эмоциональные расстройства.
Для большинства учащихся группы «Особый ребенок» 3,4 год
обучения характерна высокая истощаемость, утомляемость. У части
из них утомление проявляется в расторможенности, неусидчивости,
беспокойстве, у других – в нарастающей вялости, безучастности,
малоподвижности.
Можно отметить наличие следующих особенностей эмоционально –
волевой сферы: негативизм (упрямство), агрессивные проявления,
обидчивость, нерешительность, тревожные состояния, эмоциональная
зажатость. Эти состояния носят эпизодический характер.
Учащиеся достаточно адекватно воспринимают обращенную к ним
речь, эмоционально реагируют на речевую информацию, стремятся к
общению, пользуясь небогатым арсеналом активного словаря,
звукоподражаниями, жестами, мимикой. Некоторые дети обладают
прекрасными подражательными способностями, значительным объемом
слуховой памяти, вербально активны. Все дети откликаются на свое
имя, понимают простые инструкции, могут ответить на обращенные к
ним вопросы, включаются в предлагаемые игры (в сравнении с
началом предыдущего года обучения). Дети способны соблюдать
принятые ритуалы поведения: здороваться - прощаться, сидеть за
партой, передвигаться по классу вместе со всеми, подражать
движениям, игровым действиям и т.п.
Организация совместной деятельности детей со взрослыми
затруднена вследствие недостатков внимания, несформированности
различных видов деятельности, узкого круга интересов,
ограниченного опыта продуктивного взаимодействия со взрослым.
Основной формой воздействия на учащихся группы «Особый ребенок»
первый год обучения являются организованные, коррекционные
игровые занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослому.
Игровая коррекция имеет полифункциональную направленность, так
как решает многочисленные коррекционно-развивающие задачи
посредством игровой деятельности. На занятиях идет обучение
игровым действиям и одновременно проводится работа по следующим
направлениям:
- обогащение предметно-практического, чувственного опыта,
- обогащение опыта взаимодействия с предметным миром и
окружающими людьми,
- развитие навыков общения,
- гармонизация эмоциональной сферы,
- формирование навыков саморегуляции,
- повышение общего психического тонуса и целенаправленной
активности,
- структурирование среды,
- развитие общей и мелкой моторики,
- формирование интеллектуальных операций и умений,
- обогащение представлений об окружающем мире,
- расширение словаря,
-
развитие процессов слушания и
говорения.
Используются
игры и упражнения,
направленные
на формирование сотрудничества ребенка со взрослым
и на овладение
«способами усвоения общественного опыта».
Игры
предлагаются по возрастающей сложности с учетом
последовательности формирования умений, способов ориентировки
в
задании, уровня обобщения и др. Поэтому в первую очередь
проводятся игры на выполнение заданий по практической
ориентировке,
затем — игры,
основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем
игры, в которых дети должны опираться на приобретенные
в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт обобщенный
в слове, уметь оперировать образами-представлениями,
вызванными
этим словом.
На занятиях разучиваются игровые действия, расширяется репертуар
процессуальных, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами,
пробуждается интерес детей к игрушкам, предметам, их замещающих.
В процессе игровой деятельности, развивается воображение,
мышление, произвольность деятельности, расширяется социальный
опыт детей, развивается поведение в коллективе
(умения
действовать сообща, наблюдать за действиями
товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели,
соотносить
свои действия с действиями товарищей).
Дети учатся действовать в условных игровых
ситуация сначала под руководством и совместно со взрослым,
постепенно инициатива все больше переходит в их руки.
На занятиях используются проигрывание этюдов,
драматизации стишков для детей, что благотворно влияет на
эмоциональное развитие детей, позволяет детям переживать
различные настроения, чувства, особенности взаимоотношений
героев, смену событий. Дети могут опосредствованно отыгрывать
собственные тревоги, страхи, агрессию.
Поскольку в группе обучаются дети с нарушениями опорно -
двигательного аппарата, важно проводить тщательный отбор игр,
игровых сюжетов, так как важно, чтобы дети ограниченные в
передвижении так же были участниками игровых действий.
Выбор средств и методов коррекции эмоциональной сферы
определялся наиболее знакомыми, доступными детям с
интеллектуальным недоразвитием формами организации деятельности,
а также теми, которые наиболее эффективно влияют на сенсорный
уровень.
Структура занятия включает в себя:
Часть 1. Вводная.
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную
работу, установить эмоциональный контакт между всеми
участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с
именами.
Часть 2. Рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего
занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на
развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и
познавательной сферы ребенка; происходит, разворачивание
игрового сюжета.
Часть 3. Завершающая.
Основной целью этой части занятия является создание у каждого
участника чувства принадлежности к группе и закрепление
положительных эмоций от работы на занятии. Здесь
предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы
или другой коллективной деятельности, например, создание общего
рисунка. Прощание.
При проведении занятий по игровой коррекции важна повторяемость
сюжетных линий, ритуалов. Это обеспечивает детям чувство
безопасности, уверенности и защищенности.
Игровые сюжеты включают многочисленные действия, направленные на
тренировку необходимых психических функций и процессов,
сформированность которых актуальна для данного этапа развития
детей. Но эта работа проходит в процессе игровой деятельности,
наиболее интересной и доступной детям. Игровая деятельность
несет в себе спонтанный коррекционно-развивающий импульс.
Общими чертами при организации психологических занятий является
четкая структурированность, создание атмосферы доверия,
обеспечение чувства безопасности у детей. Структура занятия
способствует преодолению характерных трудностей концентрации
внимания, произвольной организации деятельности, которые
проявляются как рассеянность, медлительность, трудность
включения в работу, переключения от одного ее этапа к другому.
Определенная повторяемость отдельных заданий и смена видов
деятельности содействуют восстановлению работоспособности детей,
гармонизации их эмоционального состояния, повышению психической
активности, тренировке саморегуляции.
Программа предусматривает 34 часа в год. Занятия проводятся 1
раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 45
минут. Содержание занятий определяется психо – возрастными,
индивидуальными особенностями учащихся.
Ожидаемые результаты:
-
Повышение целенаправленной активности, психического тонуса
-
Снижение эмоционального напряжения
-
Улучшение самоконтроля и саморегуляции.
-
Формирование адекватной самооценки
-
Терпимость, доброе отношение друг к другу
-
Повышение интереса к совместной деятельности в свободное от
уроков время
Тематическое планирование занятий игровой деятельностью
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
-
|
«В гостях у ежика» |
-
Приветствие (с мячом, в кругу)
-
Упражнение «Поезд»
-
Упражнение «Ветер дует на…»
-
Этюд «Ежи»
-
Рисование «Колкие иголки на спинке у ежа»
(коллективное рисование)
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
-
|
«Прогулка за грибами» |
-
Приветствие(с мячом, в кругу)
-
Упражнение «Пылесос и пылинки»
-
Этюд «Под дождиком»
-
Упражнение «Капли дождя»
(мелкая моторика)
-
Упражнение «Раскрась ежика»(в соответствии с
условными обозначениями)
-
Упражнение «Составь гриб» (разрезная картинка)
-
Упражнение «Найди зверей в лесу» (на картинке)
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание«Улыбка»
|
1 |
-
|
«Идем по лесу» |
-
Приветствие (с мячом, в кругу)
-
Упражнение «Тропинка»
-
Упражнение «Игра с пальчиками «Ежик»»
-
Упражнение «Ежик и барабан»(темпо – ритмическое
упражнение)
-
Упражнение «Осенние листочки»(закрасить в
определенной последовательности)
-
Упражнение «Какой лишний»
-
Упражнение «Доброе животное»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
-
|
«Букет» |
-
Приветствие (с мячом, в кругу)
-
Упражнение «Делай как я»
-
Упражнение «Дорожка» (зрительно – моторная
координация)
-
Упражнение «Букет» (названия цветов,
раскрашивание)
-
Упражнение «Выросли цветы» (последовательные
картинки)
-
Упражнение «Какого цветка не стало»
-
Упражнение «Цветы» (разрезанная картика)
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание«Улыбка»
|
1 |
-
|
«Шаловливые зайчата» |
-
Приветствие (с мячом, в кругу)
-
Упражнение «Все, кого зовут…»
-
Этюд «Грустный зайчик»
-
Упражнение «Помоги зайчикам встретиться»
-
Упражнение «Зайка, зайка попляши…»
-
Упражнение «Помогите зайчатам найти своих
друзей» (настроение, соединение линией)
-
Упражнение «Бывает, не бывает»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Улыбка»
|
1 |
-
|
«Рыбки» |
-
Приветствие «Здравствуй, …имя, здравствуй
солнце» (в кругу)
-
Упражнение «Кочки» (агрессивность)
-
Упражнение «Поймай всех рыб»
-
Упражнение «Подводный лабиринт»
-
Упражнение «Времена года»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Мальчик Саша идет в школу» |
-
Приветствие «Здравствуй, …имя, здравствуй
солнце»
-
Упражнение «Различная походка» (застенчивость)
-
Упражнение «Разыгрывание ситуации» (ребята
играют в школьном дворе, присоединись к ним)
-
Упражнение «Игра «Доскажи словечко»
-
Упражнение «Школьные принадлежности» (найди и
раскрась)
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание«Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Что ежик нашел под кусточком?» |
-
Приветствие «Здравствуй, …имя, здравствуй
солнце»
-
Упражнение «Мышь и мышеловка»
-
Упражнение «Лабиринт для ежика»
-
Упражнение «Какого листочка не хватает на
картинке» (закономерность)
-
Упражнение «Что спрятано в мешочке»
-
Упражнение «Предметы» (разрезанная картинка)
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Время игр для зайчат» |
-
Приветствие «Незнайка»
-
Упражнение «Передай предмет»
-
Упражнение «Зайка и предмет»
-
Упражнение «Дорисуй цветочки для зайки»
-
Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Помоги зайчатам найти дорогу домой» |
-
Приветствие«Незнайка»
-
Упражнение «Мостик дружбы»
-
Упражнение «Собери картинку»
-
Упражнение «Цепочка»
-
Упражнение «Зайцы в лабиринте»
-
Упражнение «Кляксы»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Части тела»
|
1 |
-
|
«Лисенок идет в гости» |
-
Приветствие «Незнайка»
-
Упражнение «Согласованные действия»
-
Упражнение «Идет медведь, бежит лисичка»
-
Упражнение «Лабиринт»
-
Упражнение «Лисенок и фигуры»
-
Упражнение «Мячики»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание«Части тела»
|
1 |
-
|
«Лесные обитатели» |
-
Приветствие «Прошепчи свое имя»
-
Упражнение «Передай мяч»
-
Упражнение «Картинки — загадки от лисенка»
-
Упражнение «Коврик порвался»
-
Упражнение «Зайка заблудился»
-
Упражнение «Зайка, зайка, что с тобой...»
-
Упражнение «Лисенок и листочки»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Части тела»
|
1 |
-
|
«Заколдованная тропинка» |
-
Приветствие «Прошепчи свое имя»
-
Упражнение «Согласованные действия»
-
Упражнение «Продолжи в определенной
последовательности»
-
Упражнение «Найди каждой пчелке свой цветочек»
-
Упражнение «Доброе животное»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Части тела»
|
1 |
-
|
«Медвежата - шалуны» |
-
Приветствие «Прошепчи свое имя»
-
Упражнение «Ладошки»
-
Упражнение «Дорисуй медвежат»
-
Упражнение «Мишкин квадрат»
-
Упражнение «Прятки с картинками»
-
Упражнение «Дорога в магазин»(право — лево)
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Части тела»
|
1 |
-
|
«Давайте поиграем» |
-
Приветствие «Пропой свое имя»
-
Упражнение «Кричалки — шепталки - молчалки»
-
Упражнение «Определения» (мыслит операции)
-
Упражнение «Найди силуэт бабочки»
-
Упражнение «Продолжи ряд»
-
Упражнение «Мышь и мышеловка» (тревожность)
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Части тела»
|
1 |
-
|
«В гостях» |
-
Приветствие «Пропой свое имя»
-
Упражнение«Черепашки»(гиперактивность)
-
Упражнение«Противоположность»
-
Упражнение «Белочка и квадрат» (мыслит операции)
-
Упражнение «Угощенья»
-
Упражнение «Прогулка» (графический диктант, с
фишками)
-
Упражнение «Кричалки — шепталки — молчалки»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Части тела»
|
1 |
-
|
«Волшебный лес» |
-
Приветствие «Пропой свое имя»
-
Упражнение «Дракон» (агрессивность)
-
Упражнение «Распорядок дня»
-
Упражнение «Найди отличия»
-
Упражнение «Волшебный лес» (коллективное
рисование с заданными элементами)
-
Упражнение«Тропинка»(графический диктант, с
фишками)
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Черепашки запутались» |
-
Приветствие «Пропой свое имя»
-
Упражнение «Черепашки»
-
Упражнение «Разрезанная картинка»
-
Упражнение «Обведи по контуру»(заштрихуй)
-
Упражнение «Вылепим из пластилина»
-
Упражнение «Замри»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Зимушка — зима, как ты нам мила» |
-
Приветствие «Пропой свое имя»
-
Упражнение «Ролевая гимнастика» (конфликтное
общение)
-
Упражнение «Найди пару»
-
Упражнение «Снежки» (бумага)
-
Упражнение «Снеговик»
-
Упражнение «Найди белочек. Угощение»
-
Упражнение «Угадай подарки»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Веселые задания» |
-
Приветствие «Колокольчик»
-
Упражнение «Гнездышко» (замкнутость)
-
Упражнение «Лишнее в ряду»
-
Упражнение «Сосчитай всех животных»
-
Упражнение «Одинаковые рыбки»
-
Упражнение«Разрезные картинки»
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Задумайся и сделай правильно» |
-
Приветствие «Колокольчик»
-
Упражнение «Игра со шляпой» (ролевая гимнастика)
-
Упражнение «Сделай все мячики одинаковыми»
-
Упражнение «Помоги собрать все ягоды» (графо -
моторные навыки)
-
Упражнение «Выполни по образцу»
-
Упражнение«Разрезные картинки»
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Спортивные зверята» |
-
Приветствие«Колокольчик»
-
Упражнение «Запрещенное движение»
-
Упражнение «Помоги ежику установить
закономерность»
-
Упражнение «Парные фигуры»
-
Упражнение «Футбол»
-
Упражнение «Выбиваем пыль» (агрессивность)
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Забавы» |
-
Приветствие«Колокольчик»
-
Упражнение «Хлопок бежит по кругу»
-
Упражнение «Дорисуй - ка»
-
Упражнение «Топ — хлоп» (переключаемость)
-
Упражнение «Что неверно»
-
Упражнение «Кусочки бумаги»
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
Поездка на автобусе |
-
Приветствие «Здравствуйте» (в кругу, все вместе)
-
Упражнеие «Сделаем автобус»(коммуникативное)
-
Упражнение «Автобус»(обвести по точкам, из
каких геометр фигур)
-
Игровые действия (ставим стульчики, на остановке
входим в автобус, покупаем билетик, уступаем
место, говорим шепотом и . д.)
-
Упражнение «Дорожка»(зрит — мотор координация)
-
Упражнение «На детской площадке»: «Передай
соседу», покажи как высоко ты поднимаешь игрушку
двумя руками и т. д.
-
Упражнение «Части тела»(коснись игрушек носом,
ухом и т. д.)
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Веселые зверята» |
-
Приветствие «Здравствуйте» (в кругу, все вместе)
-
Упражнение «Делай как я»
-
Упражнение «Кто в каком домике живет»
-
Игра «Лисонька, где ты»
-
Упражнение «Инсценировка стихотв. Э. Мошковской»
«Нос умойся»
-
Упражнение «Разрезанная картинка»(медведь, лиса,
волк)
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Звери- путешественники» |
-
Приветствие «Здравствуйте» (в кругу, все вместе)
-
Упражнение «Дотронься до…»
-
Упражнение «Помоги зайке пройти по дорожке в
гости к лисенку»(продолжи ряд)
-
Упражнение «Лисенок и зайка затрудняется найти
предмет» (найди такой же)
-
Упражнение «Поплывем к медвежонку» (дорисуй
кораблик, построй из палочек)
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
Такие разные профессии |
-
Приветствие «Здравствуйте» (в кругу, все вместе)
-
Упражнение «Внимание, что изменилось»
-
Упражнение «Заочная экскурсия по школе». Загадки
о профессиях.
-
Упражнение «Какие предметы понадобятся для
работы, соедини стрелочками»
-
Упражнение «Какие инструменты ты видишь»
(наложенные картинки)
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
В огороде |
-
Приветствие «Здравствуйте» (в кругу, все
вместе)
-
Инсценирование стихотв. С. Я Маршака «Два
маленьких котенка»
-
Упражнение «Ругаемся овощами» (котята забрались
к зайчику в огород, зайчик их ругает)
-
Упражнение «Найди все овощи, которые растут у
зайчика в огороде»
-
Упражнение «Построй зайчика из геометрич. фигур»
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Час потехи» |
-
Приветствие
-
Инсценирование стихотв. В. Дж. Смита «Час
потехи»
-
Упражнение «Найди лишнее»
-
Упражнение «Чтобы я хотел купить в магазине»
(речемыслит. процессы)
-
Упражнение «Нелепица - рисунок»
-
Упражнение «Черепашки»
-
Упражнение «Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Морское приключение» |
-
Приветствие «Я рад (а) вас видеть»
-
Упражнение «Колечко» (укажет путь)
-
Упражнение «Построй кораблик из геометрических
фигур»
-
Упражнение «Длинный путь» (графо – мотор)
-
Упражнение «Пираты в море» (попади мячом в
цель)
-
Упражнение «Отгадай загадки – сундучок и
откроется».
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Рыбалка» |
-
Приветствие «Я рад (а) вас видеть»
-
Упражнение «Рыбак и рыбки» (необходима прыгалка)
-
Упражнение «Найди такую же рыбку»
-
Работа с пластилином. (детям раздаются
вырезанные рыбки, которые украшаются чешуйками
из маленьких пластилиновых шариков.
-
Упражнение «Найдите, где спрятались рыбки»
-
Музыкальная игра «Рыбки».
Дети «плавают» (бегают по комнате под
музыку, музыка заканчивается, дети замирают).
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Теплое солнышко» |
-
Приветствие «Я рад (а) вас видеть»
-
Имитация действий «Пробуждение»
-
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
(стихотворение А. Барто)
-
Упражнение «Солнышко»(желтое, круглое, красивое,
горячее.)
-
Дидактическая игра «Круги — квадраты»
-
Дидактическая игра «Лучики» (коллективно
выкладывают лучики)
-
Игра
«Солнышко покатилось»
-
Подвижная игра «Солнце и дождик»
-
Обучающая игра «Солнце и зонтик»(произвольное
внимание, быстрота реакций)
-
Упражнение «Движения по музыку» (игра с
правилами)
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
-
|
«Игры с машинками» |
-
Приветствие «Я рад (а) вас видеть»
·
Воображаемые действия
на тему «Машина»(открывают бак, наливают бензин,
заводят и т. д.)
·
Упражнение «Веселый
самосвал»(В комнату въезжает большой самосвал,
нагруженный кирпичиками и другими игрушками,
спрятанными под красивым платком. Психолог просит
угадать, что он привез. Дети называют разные
предметы. Если кто-то из детей угадает, он снимает
платок. Можно задавать вопросы).
·
Дидактическая игра
«Конструктор» (выкладывается дорожка
по заданной программе)
·
Лепка из
пластилина «Колеса к машинам»
(альбомные листы с нарисованными машинками, дети
лепят колеса из пластилина.
·
Упражнение «Движения
по музыку» (игра с правилами»
·
Упражнение«Волшебный
сон»
|
1 |
-
|
«Дружная страна» |
-
Приветствие «Я рад (а) вас видеть»
-
Игра «Я люблю…»
-
Игра « Мыльный пузырь»
-
Упражнение «Передай по кругу»
-
Упражнение «Чудесный мешочек»
-
Коллективный рисунок «Наш класс»
-
Упражнение«Волшебный сон»
-
Прощание «Доброе животное»
|
1 |
Список использованной литературы:
1.
Арцишевская И. Л. Работа психолога с
гиперактивными детьми. М., 2004.
2.
Жуков М. Н. Подвижные игры. М., 2002.
3.
Куражева Н. Ю. Приключения будущих
первоклассников. Психологические занятия с детьми 6 – 7 лет.
СПБ. 2007.
4.
Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В.
Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 2001.
5.
Профилактика нарушений в поведении
дошкольников. Материалы для диагностической и коррекционной
работы в ДОУ. М, 2010.
6.
Театрализованные игры в коррекционно –
развивающей работе с дошкольниками. СПб , 2009.
7.
Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М,
2006.
|