Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области, ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 (48535) 3-29-04, 3-29-03. Электронная почта
deti@pereslavl.ru

 

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№__________от «_____»_____________2011 г.

      Директор школы

                                                           А.И. Ивахненко

 

Рабочая программа

Психологических занятий «Давайте жить дружно!» для учащихся 1 класса

на 2011 – 2012 год

 

Педагог-психолог

Говорская Е.Ю.

 

Давайте жить дружно!

 (программа эмоционального развития первоклассников)

Первый класс школы – один из наиболее важных и периодов в жизни детей.

С приходом детей  в первый класс ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми, новый коллектив сверстников, принятие новых правил, пребывание в постоянной ситуации оценивания со стороны учителя и одноклассников. Особенно сложно перестроиться детям с проблемами в развитии. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности, ребенок может стать не дисциплинированным, невнимательным, безответственным, может отставать в учебе, быстро утомляться и просто не хотеть идти в школу.  Закрепление таких поведенческих реакций может привести к «школьной дезадаптации», связанной с тем, что ребенок начинает испытывать трудности привыкания к новой для него среде (может возникнуть дезорганизация всей деятельности и общение первоклассника). От благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Навыки общения детей с интеллектуальным недоразвитием поступивших в 1 класс весьма ограничены, примитивны. Для них затруднительно правильное выражение своих чувств и понимание того, что им сообщается не­вербальным способом. Недифференцированно восприни­мается оценка себя окружающими. Непонимание «языка эмоций» отражается на всей ситуации социального обще­ния, на процессе адаптации.

Предлагаемая программа позволяет первокласснику с проблемами в развитии легче ребенку адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, создает условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, формированию  сплоченности, развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков. В программе учтены возрастные особенности детей данного возраста (образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте).

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, ком­бинируются различные игровые методы, техники и приемы.

Психофизиологи, психологи, педагоги единодушны во мнении, что игра – эмоционально насыщенный вид прояв­ления активности детей, способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человечес­ких отношений, окружающей действительности. Обладая особыми, эмоциогенными, дидактическими свойствами, игра усиливает эмоции, индивидуализирует их, обога­щает оттенками (М.Вуарен, К.Д Радина, А.С.Спиваковская, Н.П.Фетискин, А.Я.Чебыкин). Как деятельность она дает ребенку конкретные навыки и общую гибкость поведения. Как социально-пе­дагогическая форма организации детской жизни игра способствует социальному развитию. Игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоциональ­ного опыта играющего (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др.). В игре возможно инсценирование эмоций и чувств. Реализуется способность ребенка быть собой и другим.

По мнению многих специалистов (Е.А.Стребелева, О.С.Никольская, Л.А.Головчиц, Н.Д.Соколова, Е.С.Слепович, Л.И.Плаксина и др.), через специально органи­зованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные пот­ребности: в общении, в активных действиях, в возмож­ности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается пот­ребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Таким образом, в игре развивает­ся то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка, а самое глав­ное — успешность его социализации.

Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

- Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

- Понимание правил и условий школьной жизни, выполняемой деятельности, следование инструкциям, принятие себя в роли ученика.

- Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

- Развивать навыки социального поведения.

- Способствовать развитию самостоятельности.

- Формировать позитивное отношение к своему «Я».

- Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

- Учить ребенка выражать свое отношение  к другим людям разными способами.

- Формировать позитивное отношение к сверстникам.

- Обучение навыкам саморегуляции, снятие эмоционального напряжения.

Практической основой для данной программы стали авторские разработки С. В. Крюковой, Хухлаевой О. В. Программа состоит из занятий продолжительностью 35 – 40 минут.

Первые два занятия являются вводными. Их основу составляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы.

Все занятия имеют  общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура соответствует возрастным  и психическим особенностям, возможностям детей.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят  этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сферы ребенка.  Основные процедуры –

 

·       Игры: подвижные, игры с правилами, речедвигательные, ролевые, психогимнастические, коммуникативные;

·       Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения

·       Элементы арт-терапии: рисование, кляксография

·       Элементы библиотерапии (чтение сказок, стихов, загадок)

•     Беседа

Часть 3. Завершающая.

·       Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

·       Упражнения на мышечную релаксацию (снимают напряжение);

·       Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

·       Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);

·       Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствуют развитию произвольности).

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом, информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носит ритуальный характер.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 35 – 40 минут.

Ожидаемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассни­ков к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

·        установление контакта с учащимися, с учителем, формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам;

·        формирование адекватного поведения,

·        повышение групповой сплоченности,

·        улучшение детского самоконтроля и саморегуляции.

·        снижение эмоционального напряжения, снижение скованности, боязливости в движениях и речи.

 

Тематическое планирование занятий «Давайте жить дружно!» в 1 классе (27 ч)

 

 

Тема

Содержание

Часы

 

1. Знакомьтесь, я…

(Установление правил, создание рабочей атмосферы)

1.              Знакомство «Снежный ком».

2.              Установление правил (сказка М. Панфиловой «Шапка - невидимка»).

3.              Упражнение «Варежки».

4.              Упражнение «Шалтай-Болтай».

5.              Упражнение «Настроение».

6.              Ритуал прощания.

 

 

1

 

2. Веселые  игры (сплочение детского коллектива)

 

1.              Ритуал приветствия.

2.              Упражнение «Рука».

3.              Упражнение «Дотронься до…»

4.              Отгадывание загадок на школьную тему (отработка навыка - поднять руку, хором)

5.              Упражнение «Майский жук».

6. Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

1

 

  1. Мне трудно…

(Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей).

1.              Ритуал приветствия.

2.              Упражнение «Броуновское движение».

3.              Упражнение «Пылинки и пылесос».

4.              Рисунок «Мои школьные трудности».

5.              Упражнение «Сидели два медведя…»

6. Ритуал прощания.

 

 

 

1

      4. Школьные трудности.

(Вербализация содержания школьной тревожности).

1.   Ритуал приветствия.

2.   Упражнение «Изобрази предмет».

3.   Упражнение «Сказка о школьных трудностях».

4.   Упражнение «Пары - смельчаки».

5.   Упражнение «Улыбнись-ка».

6.   Упражнение «Самолеты».

7.   Ритуал прощания.

 

 

1

5. Я рад с тобой общаться.

(Разрядка школьной тревожности)

 

1.               Ритуал приветствия.

2.               Упражнение «Что, где, когда».

3.               Упражнение «Иностранец в школе».

4.               Разыгрывание ситуаций.

5.               Упражнение «Школа кенгуру».

6.               Упражнение «Шалтай-Болтай».

7.               Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

1

6. У меня получится.

(Тренировка гибкости поведения в ситуации урока).

1.                           Ритуал приветствия.

2.                           Упражнение «Кто быстрее…»

3.                           Упражнение «Что лежит в портфеле».

4.                           Упражнение «Школа для животных».

5.                           Упражнение «За что меня любит учитель».

6.                           Упражнение «Майский жук».

7.                           Ритуал прощания.

 

 

 

1

 

7. Давайте жить дружно.

(Закрепление позитивного отношения к школе).

1.              Ритуал приветствия.

2.              Упражнение «Встаньте те кто…»

3.              Упражнение «Аппликация».

4.              Упражнение «Вставалки».

5.              Упражнение  «Урок и перемена».

6.              Упражнение «Сидели два медведя…»

7. Ритуал прощания.

 

 

 

1

8. Вместе весело шагать… (развитие и совершенствование коммуникативных навыков)

1.      Приветствие с мячом

2.       Игра «Дуйся, дуйся пузырь»

3.      Игра «Вежливые слова»

4.      Подвижная игра «Займи стул»

5.      Пантомима «Фруктовый сад»

6.      Этюд «Игра с камешками» (с. 21 Алябьева)

7.      Прощание

 

 

1

9. По тропинке, в лес

1.      Приветствие с мячом

2.      Игра «Тропинка»

3.      Игра «Идет медведь, бежит лисичка»

4.      Игра «Передай другу»

5.      Игра «Жуки»

6.      Коллективный рисунок

7.      Этюд «Игра с камешками»

8.      Прощание

 

 

1

10. Я тебе рад(а) (развитие и совершенствование коммуникативных навыков)

1.      Приветствие с мячом

2.      Игра «Пылесос»

3.      Игра «Спаси птенца»

4.      Игра «Ладушки»

5.      Игра «Клубочек»

6.      Игра «Солнечный зайчик»

7.      Прощание

 

 

 

1

 

11. Девочки и мальчики

1.      Приветствие с мячом

2.      Игра «Эхо»

3.      Пальчиковая игра «Девочки и мальчики»

4.      Игра «Дотронься до…»

5.      Упр. «Волшебный мешочек»

6.      Игра «Воздушный шарик»

7.      Игра «Доброе животное»

8.      Игра «Морщинки»

9.      Прощание

 

 

 

1

12. Я, ты, он, она, вместе дружная семья

1.      Приветствие с мячом

2.      Игра «Паровозик с именем»

3.      Упр. «Земля, небо, огонь, вода»

4.      Упр. «Узнай по голосу»

5.      Игра «Мы танцуем»

6.      Игра «Мы охотимся на льва»

7.      Игра «Солнечный зайчик»

8.      Прощание

 

 

 

1

13. Мы вместе

1.      Приветствие с мячом

2.      Песня – приветствие «Я очень рада»

3.      Игра «Прикосновение»

4.      Игра «Мы танцуем»

5.          Игра «Листопад»

6.          Коллективный рисунок

7.          Игра «Морщинки

8.          Прощание

 

 

 

1

14. Играем вместе.

 

1.      Приветствие «Ласковое имя»

2.      Упражнение «Если он медведь, назови его ласково»

3.      Упражнение «Я мама - зайчиха»

4.      Упражнение «У медведя во бору»

5.      Упражнение «Ожерелье»

6.      Упражнение «Тихий час для мышат»

7.      Прощание

 

 

1

 

 

 

 

 

 

15.  Веселые - грустные

1.      Приветствие «Здравствуй, я…»

2.      Упражнение «Котик ласкает»

3.      Упражнение «Раз, два, три зайцы замри»

4.      Упражнение «У птички болит крылышко - пожалей птичку»

5.      Упражнение «Ожерелье»

6.      Упражнение «Тихий час для мышат»

7.      Прощание

1

16. Веселые - грустные

1.      Приветствие «Здравствуй, я…»

2.      Упражнение «Лисичка веселая - грустная»

3.      Упражнение «Лисичка грустная, потому что она упала»

4.       Упражнение «кто как веселится»

5.      Упражнение «Ожерелье»

6.      Упражнение «Тихий час для мышат»

7.      Прощание

1

17. Веселые - грустные

1.      Приветствие «Здравствуй, я…»

2.      Упражнение «Зайчик веселый - грустный»

3.      Упражнение «Зайчик звонит по телефону»

4.      Упражнение «Зайчик отправился в лес»

5.      Упражнение «Ожерелье»

6.      Упражнение «Тихий час для мышат»

7.      Прощание

1

18. Веселые - грустные

1.      Приветствие «Здравствуй, я…»

2.      Упражнение «Петя веселый - грустный»

3.      Упражнение «Петю наказали»

4.      Упражнение «Петя в зоопарке»

5.      Упражнение «Ожерелье»

6.      Упражнение «Тихий час для мышат»

7.      Прощание

1

19. Страшный - веселый

1.      Приветствие «Здравствуй, я…»

2.      Упражнение «Превратись в пластилинчик»

3.      Упражнение «Страшный – веселый стульчик»

4.      Упражнение «Чего боялся зайчик»

5.      Упражнение «Ау»

6.      Упражнение «Ожерелье»

7.      Упражнение «Тихий час для мышат»

8.      Прощание

1

20. Радуется - боится

1.      Приветствие «Ласковое имя»

2.      Упражнение «Хорошие ушки – красивые глазки»

3.      Упражнение «кто погладит козочку»

4.      Упражнение «Кто когда радуется и боится»

5.      Упражнение «Помяукай и похрюкай»

6.      Упражнение «У медведя во бору»

7.      Прощание

1

21. Радость, страх, злость

1.      Приветствие «Части тела»

2.      Упражнение «Как выглядят чувства»

3.      Упражнение «Покажи чувства ручкой»

4.      Упражнение «что чувствует кошечка»

5.      Игра «Идет медведь, бежит лисичка»

6.      Упражнение «Листочек»

7.      Прощание

1

22. Радость, страх, злость

1.      Приветствие «Части тела»

2.      Игра «Дуйся, дуйся пузырь»

3.      Упражнение «Угадай чувство»

4.      Упражнение «Как выглядят чувства»

5.      Упражнение «Кто в домике живет»

6.      Упражнение «Походи как…»

7.      Упражнение «Листочек»

8.      Прощание

1

23. Узнаю чувство по голосу

1.      Приветствие «Части тела»

2.      Упражнение «Кто самый похожий»

3.      Упражнение «Кто лучше разбудит»

4.      Упражнение « Что чувствует кошечка»

5.      Упражнение «Что хочет учительница»

6.      Игра «Дотронься до…»

7.      Упражнение «Тихий час для мышат»

8.      Прощание

1

24. Узнаю чувство по лицу

1.      Приветствие «Части тела»

2.      Упражнение «В магазине»

3.      Упражнение «Кто пришел к нам в гости»

4.      Упражнение «Что подарили гости»

5.      Упражнение «Каравай»

6.      Упражнение «Семья собачек»

7.      Упражнение «Мягкий мишка, твердый солдатик»

8.      Игра «Дотронься до…»

9.      Упражнение «Тихий час для мышат»

10.  Прощание

1

25. Узнаю чувство по походке

1.      Приветствие «Части тела»

2.      Упражнение «Карандашик - кисточка»

3.      Упражнение «Я иду на день рождения»

4.      Упражнение «Вот так»

5.      Упражнение «Подарок»(коллективный рисунок)

6.      Упражнение «Тихий час для мышат»

7.      Прощание

1

26. Какие девочки – какие

 мальчики

1.      Приветствие

2.      Упражнение «Мысленная картинка» (под музыку)

3.      Упражнение «Какие девочки - какие мальчики»

4.      Упражнение «Что любят мальчики, что любят девочки»

5.      Упражнение «Кто кого обидел»

6.      Упражнение «Отгадай»

7.      Упражнение «Болото»

8.      Упражнение «Ручеек радости»

9.      Прощание

 

 

 

1

27. Дружба

1.      Приветствие

2.      Упражнение «Мысленная картинка» (Дружба)

3.      Работа со сказкой (Особенное растение)

4.      Упражнение «Подари подарок другу»

5.      Упражнение «Ожерелье»

6.      Упражнение «Ручеек радости»

7.      Прощание

 

 

 

1

 

До 20 сентября проводится диагностика.

Библиография:

1.      Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

2.      Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.,2003.

3.      Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.

4.      Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.

5.      Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М., 2004.

6.      Хухлаева О. В. Лесенка радости. М., 1998.

7.      Чистякова Г. И. Психогимнастика. М.,1990.

8.      Филиппова Ю. В. Школьный психолог. 2004, №31,