Государственное образовательное учреждение Ярославской
области
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области,
ул. Магистральная, д. 43.
Утверждена приказом директора школы: №__________от «_____»_____________2011 г. Директор школы А.И. Ивахненко
Рабочая программа Психологических занятий «Давайте жить дружно!» для учащихся 1 класса на 2011 – 2012 год
Педагог-психолог Говорская Е.Ю.
Давайте жить дружно! (программа эмоционального развития первоклассников) Первый класс школы – один из наиболее важных и периодов в жизни детей. С приходом детей в первый класс ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми, новый коллектив сверстников, принятие новых правил, пребывание в постоянной ситуации оценивания со стороны учителя и одноклассников. Особенно сложно перестроиться детям с проблемами в развитии. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности, ребенок может стать не дисциплинированным, невнимательным, безответственным, может отставать в учебе, быстро утомляться и просто не хотеть идти в школу. Закрепление таких поведенческих реакций может привести к «школьной дезадаптации», связанной с тем, что ребенок начинает испытывать трудности привыкания к новой для него среде (может возникнуть дезорганизация всей деятельности и общение первоклассника). От благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Навыки общения детей с интеллектуальным недоразвитием поступивших в 1 класс весьма ограничены, примитивны. Для них затруднительно правильное выражение своих чувств и понимание того, что им сообщается невербальным способом. Недифференцированно воспринимается оценка себя окружающими. Непонимание «языка эмоций» отражается на всей ситуации социального общения, на процессе адаптации. Предлагаемая программа позволяет первокласснику с проблемами в развитии легче ребенку адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, создает условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, формированию сплоченности, развитию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков. В программе учтены возрастные особенности детей данного возраста (образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте). Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные игровые методы, техники и приемы. Психофизиологи, психологи, педагоги единодушны во мнении, что игра – эмоционально насыщенный вид проявления активности детей, способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человеческих отношений, окружающей действительности. Обладая особыми, эмоциогенными, дидактическими свойствами, игра усиливает эмоции, индивидуализирует их, обогащает оттенками (М.Вуарен, К.Д Радина, А.С.Спиваковская, Н.П.Фетискин, А.Я.Чебыкин). Как деятельность она дает ребенку конкретные навыки и общую гибкость поведения. Как социально-педагогическая форма организации детской жизни игра способствует социальному развитию. Игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др.). В игре возможно инсценирование эмоций и чувств. Реализуется способность ребенка быть собой и другим. По мнению многих специалистов (Е.А.Стребелева, О.С.Никольская, Л.А.Головчиц, Н.Д.Соколова, Е.С.Слепович, Л.И.Плаксина и др.), через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Таким образом, в игре развивается то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка, а самое главное — успешность его социализации. Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи: - Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе. - Понимание правил и условий школьной жизни, выполняемой деятельности, следование инструкциям, принятие себя в роли ученика. - Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным. - Развивать навыки социального поведения. - Способствовать развитию самостоятельности. - Формировать позитивное отношение к своему «Я». - Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию. - Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами. - Формировать позитивное отношение к сверстникам. - Обучение навыкам саморегуляции, снятие эмоционального напряжения. Практической основой для данной программы стали авторские разработки С. В. Крюковой, Хухлаевой О. В. Программа состоит из занятий продолжительностью 35 – 40 минут. Первые два занятия являются вводными. Их основу составляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура соответствует возрастным и психическим особенностям, возможностям детей. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Часть 1. Вводная. Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами. Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сферы ребенка. Основные процедуры –
· Игры: подвижные, игры с правилами, речедвигательные, ролевые, психогимнастические, коммуникативные; · Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения · Элементы арт-терапии: рисование, кляксография · Элементы библиотерапии (чтение сказок, стихов, загадок) • Беседа Часть 3. Завершающая. · Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: · Упражнения на мышечную релаксацию (снимают напряжение); · Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей); · Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию); · Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствуют развитию произвольности). В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом, информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носит ритуальный характер. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 35 – 40 минут. Ожидаемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: · установление контакта с учащимися, с учителем, формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам; · формирование адекватного поведения, · повышение групповой сплоченности, · улучшение детского самоконтроля и саморегуляции. · снижение эмоционального напряжения, снижение скованности, боязливости в движениях и речи.
Тематическое планирование занятий «Давайте жить дружно!» в 1 классе (27 ч)
До 20 сентября проводится диагностика. Библиография: 1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. 2. Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.,2003. 3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996. 4. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006. 5. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М., 2004. 6. Хухлаева О. В. Лесенка радости. М., 1998. 7. Чистякова Г. И. Психогимнастика. М.,1990. 8. Филиппова Ю. В. Школьный психолог. 2004, №31,
|