Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль- Залеская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области, ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03. Электронная почта deti@deti.pereslavl.ru

 

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№__________от «_____»_____________2011г.

Директор школы

А.И. Ивахненко

 

Программа психологических занятий
«Этика и психология семейной жизни»в 9 классе

на 2011– 2012 год

 

 

Педагога-психолога

Говорской Е. Ю.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значения в жизни человека. Работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми.

В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи:

  • формировать представления о семье, ее роли в жизни человека.
  • Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.
  • Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущих в одной семье.
  • Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи.
  • Сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственность за их здоровье и воспитание.
  • Формировать представления о способах взаимодействия с близкими родственниками.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Включает в себя следующие разделы: «Межличностные отношения в юношеском возрасте», «Брак и семья», «Быт и взаимоотношения в молодой семье», «Семья и дети», «Семейное законодательство».

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов:

  1. Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
  2. Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
  3. Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала;
  4. Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
  5. Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Одним из основных методов работы с учащимися является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников. Считается важным использование на уроках проблемных ситуаций. Закрепление изучаемого материала должно осуществляться через выполнение практических заданий.

Первый раздел посвящен особенностям межличностных отношений юношества. Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности – изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви. Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Раскрывается понятие готовность молодежи к браку.

Во втором разделе «Брак и семья» рассматриваются мотивы создания семьи, осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за семью и будущих детей. Раскрывается понятие "готовность к браку". Учащиеся знакомятся со структурой семьи. Особенно освещаются функции и нравственные устои семьи. Характеризуются правила поведения в семье, с родственниками. Знакомятся с особенностями официального, гражданского брака.

Раздел «Быт и взаимоотношения в молодой семье» направлен на формирование чувства ответственности и заботы друг о друге.  Характеризуются факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни, новый характер взаимоотношений, принятие новых ролей. Раскрываются психологический климат, рассматривается обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах, трудовая атмосфера семьи, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особенно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные правила.  Раскрываются типичные "зоны" конфликтов, уделяется внимание последствиям нарушений семейных отношений.

Четвертый раздел программы – "Семья и дети" – имеет педагогическую направленность. В нем рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности. Отмечается незаменимость семьи в воспитании детей, ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, обязанность в обучении и воспитании.

Последний раздел "Семейное законодательство" включает в себя всего 3 занятия. Это обусловлено тем, что на протяжении всего курса учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков. Уроки по семейному праву дополняет уже имеющиеся сведения и обобщает их.

В программу курса не вошли темы сексуального воспитания, т. к. этим должны заниматься специалисты, достаточно компетентные в этой теме.

Необходимо иметь в виду, что воспитание качеств семьянина у школьников и подготовка их к будущей семейной жизни не ограничивается рамками данного курса, а является общепедагогической задачей, которая разрешается в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой воспитания и обучения в школе.

Учащиеся должны знать, что такое: мораль, любовь, семья, брак, супруги,  Семейный кодекс, семейный долг, ответственность, бюджет, конфликт, материнство, отцовство.  Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Обучающиеся должны понимать, что:

Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

В Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Объяснять назначение семьи.
  2. Аргументировать свои ответы.
  3. Высказывать свою точку зрения.

Тематическое планирование занятий по курсу «Этика и психология семейной жизни» (34 ч.)

 

№ п/п

Наименование разделов уроков

Наименование тем уроков

Всего часов

Контрольно- диагностические материалы.

Практические материалы

 

Межличностные отношения в юношеском возрасте

1.                     Дружба. Кто такой настоящий друг 1ч.

2.                    Общение юноши и девушки.  Влюбленность и любовь. Этические правила важные во взаимоотношениях юноши и девушки .1ч.

3.                    Мужественность. Качества важные для юноши, вступающего в брак. Жизненные умения важные для юноши, имеющего намерения в брак.- 1 час

4.                    Женственность. Качества важные для девушки, вступающей в брак. О чем должна знать каждая девушка. Девичья гордость, честь. Жизненные умения, важные для девушки вступающей в брак- 1ч

5.                    Выбор спутника жизни. Идеальная пара. Какая она? Взаимоотношения в молодой паре. Готовность к браку.

5

Программированный опрос, фронтальный опрос

работа над стихотворением «Настоящий друг» (М. Пляцковский, Б. Савельев)

Объявление на тему «Ищу друга!»

работа с пословицами и поговорками о дружбе

работа над стихотворениями «Деловой человек» (Богуславская Н.Е.), «Мужчина в доме» (Я. Аким)

Заполнение таблицы «Хозяин в доме»

Обсуждение проблемных ситуаций

Составление схемы «Готовность к браку»

 

Брак и семья.

6.                    Что такое семья? Семья в прошлом и настоящем (изменения в семейных отношениях во времени). Функции семьи.1ч.

7.                     Представления людей о семейном счастье. Основа благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства). Крепкая семья. Основные ценности семьи.  Совместный труд. 1 ч.

8.                    Что ожидают молодые люди, создавая семью. Причины создания семьи. - 1 час

9.                    О правах и обязанностях супругов.-1  час

10.                 Родословная. Родственники и родственные отношения. Моя семья. Близкие родственники. Родственные связи.     Кто есть кто? Взаимоотношения  с родственниками. Правила поведения в семье, с родственниками. Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми -  2часа

11.                 Официальный брак. Подготовка к свадьбе. Подача заявления. Венчание. Регистрация брака. Торжество.1ч.

12.                 Гражданский брак.1ч.

13.                 Обобщение по теме «Семья и брак» 1 час.

8

Программированный опрос, фронтальный опрос

Работа с текстом «Как появилось слово семья»

Составление схемы – опоры «Что такое семья»

Составление опорной таблицы «Функции семьи»

работа над стихотворением И. Молчанова «Семь правил»

Составление опорной схемы «Семейные ценности»

Обсуждение проблемных ситуаций

Работа  с документом (Семейный кодекс Раздел III. Права и обязанности супругов Глава 6. Личные права и обязанности супругов (ст. 31-32); Глава 7. Законный режим имущества супругов(ст. 34-37))

Схема «Что дает семья человеку, государству»

 

Работа над стихотворением В. Чурсина «О предках»

 

Заполнение таблицы родословного дерева

Работа с загадками о домочадцах

Работа над стихотворением: «Разговор мамы с дочкой»

 Работа со схемой родства

Работа с пословицами и поговорками о семье, доме

 Работа с кроссвордом «Семейный кроссворд»

Работа с текстами «Венчание», «Официально зарегистрированный брак»

Работа с документом- Семейный кодекс Раздел II. заключение и прекращение брака. Глава 3. условия и порядок заключения брака (ст 10, 12-14)

Дискуссия. Работа по группам «официальная регистрация брака. За и против»

Составление опорной схемы «Условия вступления в брак»

Составление таблицы «Гражданский брак. За и против»

 

 

Быт и взаимоотношения в молодой семье.

14.                 Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Привыкание к привычкам, особенностям характера, уважение, терпимость. Распределение обязанностей, планирование дел в семье-1 час

15.                  Муж- опора, глава и защитник семейства. Ответственность мужчины перед домочадцами. Обеспечение материальных условий существования семьи.- 1 час.

16.                 Особая роль жены в семье. Забота о членах семьи, внимание и доброжелательность. Ведение домашнего хозяйства. Поддержание семейного тепла и уюта.- 1 час.

17.                 Семейный бюджет. Доходы семьи. Садовый участок и приусадебное хозяйство как источники получения дополнительных продуктов для семьи.- 1 час.

18.                 Распределение семейного бюджета: постоянные ежемесячные расходы, оплата коммунальных услуг, затраты на лечение, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности.- 1 час

19.                 Быт семьи. Режим семьи. Работа, отдых и развлечения в семье. Отношения с родственниками, друзьями. Организация домашнего хозяйства. Разумная организация питания.- 1 час

20.                 Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Умение уступать. Сопереживание в трудностях. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, различие характера)- 1 час.

21.                 Обобщение по теме «Взаимоотношения в молодой семье».-1 час

8

Программированный опрос, фронтальный опрос

 

Работа над отрывком  из сказки С.Я. Маршака «Теремок»

Составление опорной схемы «Домашний труд»

Обсуждение проблемных ситуаций

Работа над стихотворением Л. Щипахиной «Быть женщиной»

Работа с текстом «Планирование и организация домашней работы»

Работа над сказкой «Как мухи денежки считали»

Составление опорной схемы «Режим семьи»

Инсценировка «Секреты здоровой пищи»

 

Работа над стихотворением И. Уткина «Типичный случай»

 Работа над притчей «Ветер и солнце»

 

Работа над стихотворением Е. Куменко «Дом»

                                                                  

 

 

 

 

 

Семья и дети

22.                 Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка: здоровый образ жизни как условие рождение здорового ребенка. Вредность алкоголя и никотина.-1 час.

23.                 Изменения в семье, связанные с ожиданием и появлением ребенка. Создание благоприятных условий для будущей матери, забота о ее здоровье. Атмосфера семьи: добрые отношения между родителями,  подготовка к принятию в семью нового человека. Перестройка семейной структуры, новый бюджет времени и средств. Денежные выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком до 1,5 лет.- 1 час.

24.                 Что такое материнство?  Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку.-1 час

25.                 Что такое отцовство? Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку.- 1 час.

26.                 Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на взаимоотношения родителей и детей. Необходимость формирования у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребенка - 1 час.

27.                 Семейный отдых и праздники.1 час

28.                 Особенности воспитания ребенка- дошкольника, школьника.-1  час

29.                 Особенности подросткового возраста. 1 час

30.                 Значение родителей для ребенка. Незаменимость семьи в воспитании детей. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка. Тепло, поддержка, ощущение защищенности. - 1 час.

31.                 Обобщение по теме «Семья и дети».- 1 час.

 

 

10

 

Программированный опрос, фронтальный опрос

Составление схемы – опоры «ЗОЖ»

Составление опорной таблицы «Муж и жена в ожидании ребенка»

схема «Денежные выплаты»

Работа над стихотворением «Какое самое первое слово»

Работа над сказками А.Калалийчева "Слеза матери", В.Сухомлинского "Семь дочерей"

 Работа над стихотворениями "Без мамы" Г.Лагздынь, А. Плещеева "Мать"

Составление схемы - опоры «Материнство», «Отцовство»

 Обсуждение проблемных ситуаций

Составление опорной таблицы «Стили семейного воспитания»

 Работа с текстом «Семейный досуг»

Составление опорной схемы «Виды семейного досуга»

 Составление опорной схемы «Воспитание дошкольника»

Работа с опорной схемой «Праздники в кругу семьи»

Работа над текстами «Воспитание дошкольника», «Воспитание школьника»

Составление синквейна «Подросток»

опорная схема «Воспитание подростка»

Работа над притчей «Родительская любовь»

 

Семейное законодательство

32.                 Знакомство с общими положениями, статьями Семейного Кодекса РФ, договорной режим супругов - 1 час

33.                 Права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних детей.- 1 час.

2

 

Программированный опрос, фронтальный опрос

Работа с документом Семейный кодекс (Глава 4. Прекращение брака, ст. 16,19, 21,24. Глава 8. Договорный режим имущества супругов, ст. 40-43, глава 11. Права несовершеннолетних детей, ст. 54-57,60; Глава 12. Права и обязанности родителей и детей, ст. 61, 63-67)

 

Обсуждение проблемных ситуаций

 

 

Повторение за год

34.                 вопросы и задания на усмотрение учителя

1

Карточки для индивидуальной работы

Карточки для индивидуальной работы

 

№ п/п

Дата

Тема урока

Словарь

Практические работы

 

Оборудование, ТСО, наглядность

Контрольно-диагностические материалы

1.

 

Настоящий друг

 

 

Общение, дружба

работа над стихотворением «Настоящий друг» (М. Пляцковский, Б. Савельев)

Объявление на тему «Ищу друга!»

работа с пословицами и поговорками о дружбе

Обсуждение проблемных ситуаций

Изображение друзей за совместным делом

- Обсуждение пословицы: «Человек без друзей, что дерево без корней»

- Продолжи предложение «Друг – это…»

- Обсуждение проблемных ситуаций

-Составление списка качеств «лже - друга», друга; стихотворение «Настоящий друг» (М. Пляцковский, Б. Савельев, «Дружба крепкая не сломается», «Песня друзей»Ю. Энтин, Г. Гладков)

- задание «Что я хочу в себе изменить»

- задание «Доска объявлений»

 

 

 

 

 

Общение юноши и девушки.  Влюбленность и любовь.

Общение, отношения, взаимоотношения, любовь, влюбленность, самообладание в любви, этические правила взаимоотношений

 

Моделирование ситуации

 

Обсуждение проблемных ситуаций

 

 

 Изображение влюбленных

- Моделирование ситуации «первая встреча»

 - Обсуждение  афоризмов о любви

- Игра «Знакомство, как его продолжить»

  • задание  «Слова приветствия»
  • задание «Правильно ли это»
  • задание «Представление о себе» (предложение)
  • задание «Комплименты»
  • Проблемные ситуации
  • задание «Статуя любви»
  • задание «Приглашение и прощание»

- Составление этических правил взаимоотношений между девушкой и юношей

 

 

 

Мужественность.

 

Мужественность,

Отношение к женщине

работа над стихотворениями «Деловой человек» (Богуславская Н.Е.), «Мужчина в доме» (Я. Аким)

Заполнение таблицы «Хозяин в доме»

Обсуждение проблемных ситуаций

 

 Репродукция картины Васнецова «Три богатыря», изображение молодого человека

- стихотворение «Деловой человек» (Богуславская Н.Е.)

- задание «Из чего же, из чего сделаны мужчины»

- задание «Список качеств»

- стихотворение «Мужчина в доме» (Я. Аким)

- Заполнение таблицы «Хозяин в доме»

- Обсуждение проблемных ситуаций

 

 

 

Женственность

Женственность, мода, красота внешняя и внутренняя

Обсуждение проблемных ситуаций

 

 Аппликация «Цветок качеств», изображение молодой девушки

- задание «Ассоциация»

- Мозговой штурм «Какой должна быть девушка»

- составление списка качеств (аппликация)

- задания «Комплименты», «Подарок»

- Обсуждение проблемных ситуаций

- задание «Правильно ли это»

- задание «Третий лишний»

 

 

 

Выбор партнера. Идеальная пара. Какая она?

Партнер, идеал, готовность к браку

Обсуждение проблемных ситуаций

Составление схемы «Готовность к браку»

 

 

Изображения мужчин и женщин

 

 

 

индивидуальная карточка

- Игра «Идеальная пара. Какая она?» (составление пары по различным критериям: возрасту, внешним данным, интересы, положение в обществе, черты характера, привычки)

  • Работа с изображениями
  • задание «Понимание»
  • задание «Слаженные действия»
  • задание «Доверие»
  • задание «Что  и как нужно сказать, чтобы тебя услышали»
  • задание «Общие интересы»

- Составление схемы «Готовность к браку»

 

 

Брак и семья

 

 

 

 

 

 

Что такое семья. Функции семья. Семья в прошлом и настоящем.

Семья, функции семьи

 

Работа с текстом «Как появилось слово семья»

Составление схемы – опоры «Что такое семья»

Составление опорной таблицы «Функции семьи»

Обсуждение проблемных ситуаций

 

Семейная фотография, изображение людей в первобытно-общинном строе, семейной четы  Др. Руси

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная карточка

- ребус 7Я

- Текст «Как появилось слово семья»

- Составление схемы – опоры «Что такое семья»

- Обсуждение проблемных ситуаций

- задание «Функции семьи», соедини стрелочкой

- составление опорной схемы «Семья в прошлом и настоящем»

 

 

 

 

 

Крепкая семья

Семейное счастье. семейные ценности

работа над стихотворением И. Молчанова «Семь правил»

Составление опорной схемы «Семейные ценности»

Обсуждение проблемных ситуаций

Работа с пословицами и поговорками

 

Аппликация «Дом» (кирпичики – слагаемые семейного счастья)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная карточка

- работа над стихотворением И. Молчанова «Семь правил»

- Игра «Дом счастья»

- Обсуждение проблемных ситуаций

- работа с пословицами и поговорками (задание: соедини стрелочкой, отгадай ребус)

 

 

 

 

Что ожидают молодые люди, создавая семью. Причины создания семьи.

супруги

обсуждение проблемных ситуаций

 

Изображения влюбленных молодых людей

 

 

 

индивидуальная карточка

- задание: найди полное определение семьи - мозговой штурм «Зачем молодые люди создают семью»

- обсуждение проблемных ситуаций

- задание: вставь пропущенное слово

 

 

О правах и обязанностях супругов

Брак, супруги, права обязанности, закон, Семейный кодекс

Работа  с документом (Семейный кодекс Раздел III. Права и обязанности супругов Глава 6. Личные права и обязанности супругов (ст. 31-32); Глава 7. Законный режим имущества супругов(ст. 34-37))

 Схема «Что дает семья человеку, государству»

 

Документ Семейный кодекс, фото семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная карточка

- задание: «Ассоциация»                                -   Схема «Что дает семья человеку, государству»                                                      - работа с документами

- задание: Распределите имущество: собственность каждого из супругов, совместную собственность.

 

                            

 

 

 

Моя родословная

Род, родословная, родословное дерево, реликвии, раритет

 Работа над стихотворением В. Чурсина «О предках»

Работа с пословицами и поговорками

 

Заполнение таблицы родословного дерева

 

Родословное дерево

- задание: однокоренные слова (род)

- стихотворение В. Чурсина «О предках»

- задание: Допишите пословицы, используя предложенные словосочетания                      - работа с родословным деревом (упрощенный вариант)

 

 

 

 

 

 

 

Родственники и родственные отношения. Кто есть кто? Взаимоотношения  с родственниками.

Родственники, близкие родственники, дальние родственники, терпение

Работа с загадками о домочадцах

Работа над стихотворением: «Разговор мамы с дочкой»

 Работа со схемой родства

Работа с пословицами и поговорками о семье, доме

 Работа с кроссвордом «Семейный кроссворд»

 

Кроссворд, схема родства, изображения домочадцев

- задание: отгадай, о чем идет речь

- задание: встаньте те, кто…

- стихотворение: «Разговор мамы с дочкой»

задание: вопросы – ответы

- схема родства

- собери пословицу

- отгадай кроссворд

- задание: Правила поведения в семье, с родственниками

 

 

Официальный брак.

Церковный брак, официальная регистрация брака, венчание, союз, заявление, торжество

Работа с текстами «Венчание», «Официально зарегистрированный брак»

Работа с документом - Семейный кодекс Раздел II. заключение и прекращение брака. Глава 3. условия и порядок заключения брака (ст 10, 12-14)

 Обсуждение проблемных ситуаций

Составление опорной схемы «Условия вступления в брак»

Дискуссия. Работа по группам «официальная регистрация брака. За и против»

 

Изображение храма, свадебного торжества

- Работа с текстами «Венчание», «Официально зарегистрированный брак»

- Работа с документом - Семейный кодекс Раздел II. заключение и прекращение брака. Глава 3. условия и порядок заключения брака (ст 10, 12-14)

- Составление опорной схемы «Условия вступления в брак»

- задание: «Ассоциация - семейная жизнь»

- Дискуссия. Работа по группам «официальная регистрация брака. За и против»

- Обсуждение проблемных ситуаций

 

 

 

Гражданский брак

Гражданский брак

Дискуссия. Работа по группам «Гражданский брак. За и против»

Составление таблицы «Гражданский брак. За и против»

Обсуждение проблемных ситуаций

 

 Таблица «Гражданский брак. За и против»

 

 - Мозговой штурм «Кто вступает в гражданский брак»

- Дискуссия. Работа по группам «Гражданский брак. За и против»

- Составление таблицы «Гражданский брак. За и против»

- Обсуждение проблемных ситуаций: история Пабло Пикассо и Француазы  Жило

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок «Брак и  семья»

 

 

Используются изображения с предыдущих уроков раздела

индивидуальная карточка

Уплотненный опрос.  Тест по теме: «Брак и  семья»

 

 

Быт и взаимоотношения в молодой семье.

 

 

 

 

 

 

Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Распределение обязанностей, планирование дел в семье

Обязанности, экономность, жадность, скупость, расточительность

 

Работа над отрывком  из сказки С.Я. Маршака «Теремок»

Составление опорной схемы «Домашний труд»

Обсуждение проблемных ситуаций

 

опорная схема «Домашний труд», изображение  теремка из сказки «Теремок»

 

- задание: проанализируй определение семьи

- отрывок  из сказки С.Я. Маршака «Теремок»

- опорная схема «Домашний труд»

- Игра «Домашний очаг»

- Обсуждение проблемных ситуаций

 

 

 

Муж - опора, глава и защитник семейства. Ответственность мужчины перед домочадцами.

Муж, глава семейства, ответственность

Обсуждение проблемных ситуаций

Стихотворения о мужчине - хозяине

Изображение мужчины

- задание: проанализируйте стихи (о мужчине в доме), запишите функции, которые он выполняет

- задание: Обсуждение проблемных ситуаций

- задание: определи - правильно ли поступил мужчина

- задание: Составить кодекс (правила) хорошего мужа

 

 

 

Особая роль жены в семье.

Жена, хозяйка

Работа над стихотворением Л. Щипахиной «Быть женщиной»

Обсуждение проблемных ситуаций

 

Изображение женщины, домашней обстановки

- задание: анализ стихотворения о женских руках, запишите функции, которые женщина выполняет

- обсуждение проблемных ситуаций

- задание: «Идеальная жена»

- задание: проанализируйте стихотворение Л. Щипахиной «Быть женщиной»

- задание: ранжирование женских достоинств

 

 

Семейный бюджет. Доходы семьи.

 

Бюджет, доход, сберегательная книжка, хобби, дополнительный источник доходов

Работа над сказкой «Как мухи денежки считали»

 

Изображения мух и мушат, овощей, ягод

- анализ сказки «Как мухи денежки считали». Выявление статей доходов.

-Беседа по вопросам «Садовый участок и приусадебное хозяйство как источники получения дополнительных продуктов для семьи»

- задание: Составьте список доходов  семьи из 4 человек (мама и папа работающие, сын в дет. саду, бабушка)  на один летний  месяц.

 

 

Расходы семьи

Расходы, экономия

Работа над сказкой «Как мухи денежки считали»

 Обсуждение проблемных ситуаций

 

Изображения мух и мушат

- задание: анализ сказки «Как мухи денежки считали». Выявление статей расходов.         

-      Обсуждение проблемных ситуаций

- задание: Определите – бережливость, скупость или расточительность описаны в данных ситуациях?

 

 

Режим семьи.

Работа, досуг, здоровая пища, пищевые добавки, консерванты

Составление опорной схемы «Режим семьи»

 Работа с текстом «Планирование и организация домашней работы»

Инсценировка «Секреты здоровой пищи»

 

опорная схема «Режим семьи», изображение отдыха с друзьями, семейный обед

- задание: составление схемы «Режим семьи»

- задание: текст «Планирование и организация домашней работы»

- задание:  подчеркни: какие должны быть отношения с родственниками

- задание: Инсценировка «Секреты здоровой пищи»

- задание: Составить меню на выходной день, который ты проведешь с друзьями (только здоровая пища)(раздаточный материал)

 

 

Типичные причины конфликтов в первые годы брака

Семейное неблагополучие, конфликт, развод. суд, терпимость, тактичность самообладание, сопереживание

Работа над стихотворением И. Уткина «Типичный случай»

Обсуждение проблемных ситуаций

Изображение ссорящихся людей, изображение копилки

- Обсуждение стихотворения И. Уткина «Типичный случай»

- задание:  «Копилка душевных качеств»(выполнение по ходу урока)

- задание:  «Что я думаю о себе. Что обо мне думают другие»

- обсуждение проблемных ситуаций

- Мозговой штурм:  как избежать конфликтов в молодой семье

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок «Взаимоотношения и быт в молодой семье»

 

Работа над притчей «Ветер и солнце»

 

Работа над стихотворением Е. Куменко «Дом»

 

Используются изображения с предыдущих уроков раздела

индивидуальная карточка

Уплотненный опрос.  Тест по теме: «Взаимоотношения и быт в молодой семье»

 

 

Семья и дети

 

 

 

 

 

 

Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка

Здоровый образ жизни

Схема «ЗОЖ»

 

Обсуждение проблемных ситуаций

Схема «ЗОЖ»

 

Индивидуальные карточки

 

- анкета «Как вы беспокоитесь о своем здоровье»

- схема «ЗОЖ» (заполнение по ходу урока)

- задание:  предлагаются отрывки из песен, а учащиеся должны будут сопоставить их с тем или иным направлением здорового образа жизни

- Обсуждение проблемных ситуаций

- викторина «ЗОЖ»

 

 

Изменения в семье, связанные с ожиданием и появлением ребенка.

Ежемесячное пособие, единовременное пособие

Составление опорной таблицы «Муж и жена в ожидании ребенка», схема «Денежные выплаты»

 

Индивидуальные карточки, таблица, изображение мужа и жены, ожидающих ребенка

 

- Работа с опорной таблицей «Муж и жена в ожидании ребенка»

- схема «Денежные выплаты»

Индивидуальные карточки

 

 

 

Что такое материнство?  Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку

 

материнство

 Работа над стихотворением «Какое самое первое слово»

Работа над сказками А.Калалийчева "Слеза матери", В.Сухомлинского "Семь дочерей"

 Работа над стихотворениями "Без мамы" Г.Лагздынь, А. Плещеева "Мать"

Составление схемы - опоры «Материнство»

Изображение матери с ребенком, иллюстрации к сказкам

Работа со стихотворением «Какое самое первое слово»

- Моделирование ситуации «Воскресное утро»

- Составление схемы - опоры «Материнство»(составляется на протяжении всего урока)

- Чтение и обсуждение сказки А.Калалийчева "Слеза матери"

Работа над стихотворениями "Без мамы" Г.Лагздынь, А. Плещеева "Мать"

- Чтение и обсуждение сказки В.Сухомлинского "Семь дочерей"

- Ассоциация «Мама»

 

 

 

Что такое отцовство?

отцовство

составление схемы «Отцовство»

Работа над стихотворениями об отце

Обсуждение проблемных ситуаций

 

Изображении отца с сыном, схема на доске

- составление схемы «Отцовство» (по ходу урока)

-  работа над стихотворениями об отце

- Обсуждение проблемных ситуаций

- индивидуальная карточка

 

 

Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский(авторитетный), попустительский) и его влияние на взаимоотношения родителей и детей.

Стиль воспитания

Обсуждение проблемных ситуаций

Составление опорной таблицы «Стили семейного воспитания»

 

Таблица «Стили семейного воспитания»

Индивидуальная карточка

- обсуждение проблемных ситуаций

- задание: определите - какой стиль воспитания используют родители в данных ситуациях

- моделирование ситуации: Ребенок пришел из школы. Разговор на тему «Как прошел день»

- работа с опорной таблицей «Стили семейного воспитания»

- Индивидуальная карточка

 

 

 

 

Семейный отдых и праздники

 

Досуг, семейная традиция

Работа с текстом «Семейный досуг»

 Составление опорной схемы «Виды семейного досуга»

Работа с опорной схемой «Праздники в кругу семьи»

Изображения семьи на отдыхе: родители и дети

Индивидуальная карточка

- Индивидуальная карточка

- Работа с текстом «Семейный досуг»

- Игра «Копилка»

- Игра «10 необходимых вещей»

 - Опорная схема «Праздники в кругу семьи»

- Игра «День Рождения»

 

 

Особенности воспитания ребенка- дошкольника, школьника

Дошкольник, школьник, детские воспитательные учреждения, терпение

Составление опорной схемы «Воспитание дошкольника»

Работа над текстами «Воспитание дошкольника», «Воспитание школьника»

 

Изображения дошкольника, школьника

опорная схема «Воспитание дошкольника»

Индивидуальная карточка

 

- Работа над текстом «Воспитание дошкольника»

-опорная схема «Воспитание дошкольника»

Работа над текстом «Воспитание школьника»

- задание: какие характеристики относятся к дошкольнику, а какие - к школьнику

- составить рассказ по опорным словам

-  Индивидуальная карточка

 

 

 

Особенности подросткового возраста

Подросток, тинейджер, конфликт

Составление синквейна «Подросток»

опорная схема «Воспитание подростка»

обсуждение проблемных ситуаций

 

Изображение подростков, схема

- Составление синквейна «Подросток»

-опорная схема «Воспитание подростка»

- обсуждение проблемных ситуаций

- задание: Закончи предложение

 

 

 

Значение родителей для ребенка

Эмоции, понимание

Работа над притчей «Родительская любовь»

Обсуждение проблемных ситуаций Индивидуальная карточка

 Работа с пословицами и поговорками

Индивидуальная карточка, изображения родителей и детей

Индивидуальная карточка

 Обсуждение проблемных ситуаций

 Работа  над памятка «Взаимопонимание в семье»

-  задание:  Закончи предложение

 Игра «Цветик - семицветик»

 

 

 

Повторительно – обобщающий урок «Семья и дети»

 

Индивидуальная карточка

Изобраджениия семьи, с предыдущих занятий

Индивидуальная карточка

Уплотненный опрос.  Тест по теме: «Семья и дети»

 

 

Семейное законодательство

Семейное законодательство, Семейный кодекс, мировой судья, суд, развод

Работа с документом Семейный кодекс (ст. 1- 9, Глава 4. Прекращение брака, ст. 16,19, 21,24. Глава 8. Договорный режим имущества супругов, ст. 40-43)

 

Обсуждение проблемных ситуаций

 

 

Семейный кодекс

Работа с документом

Обсуждение проблемных ситуаций

 

 

Права и обязанности родителей и детей

 

Работа с документом Семейный кодекс (глава 11. Права несовершеннолетних детей, ст. 54-57,60; Глава 12. Права и обязанности родителей и детей, ст. 61, 63-67)

 

Семейный кодекс

Работа с документом

Обсуждение проблемных ситуаций

Уплотненный опрос.  Задания по теме: «Семейное законодательство»