Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль- Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области, ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03. Электронная почта deti@deti.pereslavl.ru

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№__________от «_____»_____________2011г.

Директор

А.И. Ивахненко

 

 

Программа психологических занятий
«Формирование  навыков социального взаимодействия» 
для учащихся 2 класса группы «Особый ребёнок» (3,4 год обучения)

на 2011 – 2012 год

 

Педагог-психолог
Говорская Е.Ю
.

 

Пояснительная записка

Пояснительная записка В условиях жизни в детском доме у детей с интеллектуальным недоразвитием наблюдаются симптомы психической депривации, отрицательно влияющие на развитие эмоционально-личностной сферы и на их социальную адаптацию. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Эмоции детей с интеллектуальным недоразвитием примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них . Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость. Наблюдаются возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения. Классик мировой психологии А. Адлер отмечал, что, если эмоциональный контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабым, нелюбимым. В результате у него развивается очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является и отсутствие у него чувства уверенности в себе, что, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дома. Кроме того, процесс социализации осложняется неадекватным восприятием других людей.

Наличие обостренной потребности во внимании и доброжелательности лежит в основе общения ребенка детского дома младшего школьного возраста как со взрослыми, так и со сверстниками. Наблюдения показывают, что контакты детей со взрослым сводятся к поиску его внимания и расположенности, а личностное общение со сверстниками очень часто сопровождается агрессивными симптомами. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Навыки общения детей с интеллектуальным недоразвитием весьма ограничены. У воспитанников детского дома нередко возникает соперничество и зависть по отношению к другому ребенку, стремление выделиться любыми способами. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях, а также формированию умения произвольно контролировать свое поведение. Таким образом, формируются положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать переживания других людей и самого себя.

Без специально организованного обучения социальные навыки взаимодействия детьми с проблемами в развитии осваиваются крайне трудно. Практической основой для данной программы стали разработки коррекционно-развивающих занятий С.И.Семенаки «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе» и др. При отборе материала для занятий были использованы игры известных отечественных и зарубежных специалистов Самоукиной Н. В., Хухлаевой О. Н., Фоппеля К.

Цель программы - формирование навыков социального взаимодействия, представлений о себе и других, снятие психического и эмоционального напряжения, создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

Основными задачами программы являются:

·        Формирование социального доверия, адекватного восприятия окружающего мира.

·         Развитие коммуникативных навыков, развитие социальной активности детей, формирование навыков культуры поведения.

·        Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения, овладение детьми речевыми средствами общения.

·        Развитие способности к сочувствию и сопереживанию  тем, кто в них нуждается.

·        Формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков

·        Расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»

·        Профилактика и преодоление агрессивности

·        Развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки

·        Формирование адекватной самооценки у детей, обучение детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой", формирование позитивного отношения к себе и другим.

Примерная структура занятий:

1.      Приветствие. Создание благожелательной атмосферы в группе.

2.      Создание и обсуждение проблемной ситуации. Моральная оценка поступков героев художественных произведений.

3.      Доверительная беседа с детьми на волнующие темы. Рисование своих проблем (снятие напряжения, диагностика детских тревог). Ролевые игры.

4.      Обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, формирование волевой регуляции поведения: подвижные игры, релаксационные упражнения.

5.      Коммуникативные игры.

6.      Прощание.

 

Методы и приемы:

·       беседы на моральные темы

·       чтение и последующий анализ художественных произведений

·       психогимнастика

·       обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

·       рисование на заданную тему

·       подвижные игры

В конце  каждого занятия детям предлагается ответить на вопросы:

Какие  упражнения, задания они выполняли?

Какие из них были трудные?

С какими заданиями дети справились без труда?

Какое упражнение,  задание или игра понравилась больше остальных?

 

Предполагаемый результат:

·       формирование адекватного поведения;

·       повышение самопринятия, формирование адекватной самооценки;

·       снижение эмоционального напряжения;

· снижение агрессивности;

· улучшение самоконтроля и саморегуляции;

 

Содержание занятий условно разделено на следующие разделы:

1.      Я и мои родные.

2.      Я и мои друзья.

3.      Я и окружающие.

4.      Мы и наши друзья – животные.

 

Тематический план занятий

 

Тема

Содержание

Часы

Я и мои родные.

 

1. Самый дорогой на свете человек

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Гусеница»

3.                              Обсуждение стихотворения о маме В. Руссу.

4.                              Закончите предложение: «Моя мама…», «Когда я вижу свою маму…»

5.                              Проблемная ситуация: «Мама обиделась». Обсуждение проблемной ситуации. Проигрывание.

6.                              Чтение и обсуждение стихотворения Г. Ладонщикова «Я не плачу».

7.                              Советы игрового персонажа Светлячка.

8.                              Игра «Букет цветов для любимой мамы»

9.                              Ритуал прощания.

 

 

 

1

2. Почему мы обижаем близких нам людей

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Гусеница»

3.                              Проблемная ситуация (рассказ Э. Шима «Брат и младшая сестра», стих.  Е. Благининой «Посидим в тишине»).

 

4.                              Обсуждение проблемной ситуации.

 

5.                              Притча о дружбе (Т. И. Попова).

 

6.                              Рисование на тему «Моя семья».

 

7.                              Игра «Рисуем эмоции пальцами».

8.                              Ритуал прощания.

 

 

 

 

1

3. Братья и сестры

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Гусеница»

3.                               Чтение и обсуждение стихотворения Ш. Галиева «Братик плачет»

4.                              Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Родился братик».

5.                              Советы игрового персонажа Светлячка.

6.                              Игра «Догонялки»

7.                              Ритуал прощания.

 

 

 

1

4. Ссоры братьев и сестер

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Гусеница»

3.                              Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Что случилось?»

4.                              Чтение и обсуждение рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра»

5.                              Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Поссорились две сестренки». Ролевая гимнастика.

6.                              Советы игрового персонажа Светлячка.

7.                              Упражнение «Ласковые слова»

8.                              Ритуал прощания.

 

 

1

5. Учимся понимать переживания близких нам людей.

 

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ожерелье»

3.                              Проблемная ситуация (рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»).

4.                               Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.

5.                              Ролевая гимнастика.

6.                              Упражнение «Закончи предложение».

7.                              Игра «Хорошо - плохо».

8.                              Рисование на тему «Сердце на память».

9.                              Ритуал прощания.

 

 

 

 

1

6. Наши бабушки и дедушки.

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ожерелье»

3.                              Чтение и обсуждение стихотворения с. Капутикян «Моя бабушка»

4.                              Завершите предложение «Когда я вижу, что старому человеку ходить, то…»

5.                              Чтение и обсуждение басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Ролевая гимнатика.

6.                              Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Бабушка заболела».

7.                              Игровое упражнение «Мои пожелания для бабушки и дедушки».

8.                              Советы игрового персонажа Светлячка.

Ритуал прощания.

 

 

1

Я и мои друзья.

 

 

 

7. Друг в беде не бросит

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ожерелье»

3.                              Чтение и обсуждение песенки «настоящий друг»

4.                              Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища»

5.                              Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации  « Варежка потерялась».

6.                              Советы игрового персонажа Светлячка.

7.                              Упражнение «Помоги другу»

Ритуал прощания.

 

         

 

 

1

 

8. Друг заболел

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Упражнение «Зеленая аллея»

3.                              Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации  «Друг заболел». Ролевая гимнастика.

4.                              Упражнение «Слова утешения»

5.                              Советы игрового персонажа Светлячка

6.                              Игра «Волшебный стул»

Ритуал прощания.

           

 

 

 

1

9. Как помочь больному другу

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Упражнение «Зеленая аллея»

3.                              Чтение и обсуждение рассказа А. Митта «Шар в окне».

4.                              Упражнение «Помоги своему товарищу»

5.                              Советы игрового персонажа Светлячка

6.                              Игра «Наседка и цыплята»

7.                              Ритуал прощания.

 

 

 

1

10. Учимся понимать боль другого человека

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Упражнение «Зеленая аллея»

3.                              Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива»

4.                              Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации  «Рассеянная  Варя».

5.                              Игра «Настроение героев».

6.                              Игра «Сотворение чуда»

7.                              Ритуал прощания.

 

 

 

          1

11. Друг и в радости, и в горе всегда рядом

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Как на свете жить»

4.                              Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи»

5.                              Советы игрового персонажа Светлячка

6.                              Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации  «Хромой мальчик»

7.                              Игра – шутка «Сиамские близнецы»

8.                              Ритуал прощания.

   

 

 

      1

12. День рождения друга

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Упражнение «Чтобы ты пожелал товарищу в день его рождения»

4.                              Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации  «Подарок другу»

5.                              Советы игрового персонажа Светлячка

6.                              Упражнение «Подари движение другу»

7.                              Ритуал прощания.

 

 

 

 

1

Я и окружающие.

 

13. Наши чувства и действия.

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Проблемная ситуация (стих  Н. Матвеевой Девочка и пластилин).

4.                              Обсуждение проблемной ситуации.

5.                              Беседа на тему «Когда мне бывает плохо…»

6.                              Чтение письма друзей Незнайки. Использование стих. В. Орлова «Я рисую море».

7.                              Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла».

Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

1

14. Зачем человеку чувство стыда.

 

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Проблемная ситуация (стих. В. Лившица Мяч и Петя).

4.                              Обсуждение проблемной ситуации.

5.                              Беседа на тему «Когда нам бывает стыдно?»

6.                              Рисование на тему «Мой стыд».

7.                              Советы Незнайки.

8.                              Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

 

1

15. Учимся честно говорить о проступке.

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Проблемная ситуация (рассказ  А. Ульяновой «Кто разбил графин?»).

4.                              Обсуждение проблемной ситуации.

5.                              Беседа на тему «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?»

6.                              Рисование на тему «Радость».

7.                              Советы Незнайки

8.                              Ритуал прощания.

 

 

 

1

16. Почему трудно признать свою вину?

 

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Проблемная ситуация (стих А. Кушнера  «Кто разбил большую вазу?»).

3.                              Обсуждение проблемной ситуации.

4.                              Беседа на тему «Почему мы перекладываем вину на другого?»

5.                              Рисование на тему «Мое настроение».

6.                              Игра «Цветной дождь».

7.                              Советы Незнайки.

Ритуал прощания.

 

 

1

17. Детские жалобы.

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Проблемная ситуация (стих. А. Барто «Сонечка»).

4.                              Обсуждение проблемной ситуации.

5.                              Беседа на тему «У меня плохое настроение».

6.                              Рисование на тему «Веселое и грустное настроение».

7.                              Игра «Отыщи свою обувь».

Ритуал прощания.

 

 

1

18. Учимся справляться с чувством протеста.

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Проблемная ситуация

4.                              Обсуждение проблемной ситуации (стих А. Барто «Одиночество»).

5.                              Беседа на тему «Хорошо ли быть одному?»

6.                              Советы Незнайки.

7.                              Игра «Король».

Ритуал прощания.

 

 

1

19. Учимся справляться с чувством обиды.

1.                               Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Проблемная ситуация (стих. В. Орлова «Кто кого обидел первый?»)

4.                              Обсуждение проблемной ситуации.

5.                              Беседа на тему «Что такое обида?»

6.                              Ролевые ситуации.

7.                              Рисование на тему «Обиды».

8.                              Советы Незнайки.

Ритуал прощания.

 

 

 

 

1

20. Когда опасен гнев?

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом».

3.                              Проблемная ситуация (участники  Незнайка и Винтик).

4.                              Обсуждение проблемной ситуации (стих. В. Берестова).

5.                              Беседа на тему «Почему человек злится?».

6.                              Упражнение «Сердитая старуха». Обсуждение (рассказ К. Ушинского «Ветер и Солнце»).

7.                              Рисование на тему «Гнев».

8.                              Советы Незнайки.

9.                              Ритуал прощания.

 

1

21. Всегда ли мы поступаем правильно?

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Проблемная ситуация (рассказ В. Осеевой «Кто всех глупее»).

4.                              Обсуждение проблемной ситуации.

5.                              Беседа на тему «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?»

6.                              Рисование на тему «Изобрази состояние».

7.                              Советы Незнайки.

8.                              Игра «Выбивание пыли», «Бой петухов».

Ритуал прощания.

1

22. «Можно ли справиться с агрессией ?»

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Ходим кругом»

3.                              Проблемная ситуация Рассказ Э. Шима «Не смей».

4.                              Беседа на тему «Как побороть зло и стать добрее?».

5.                              Притча про Змею и мудреца.

6.                              Игра «Я могу защитить».

7.                              Игра «Ястреб и птицы».

8.                              Советы Незнайки.

Ритуал прощания.

 

 

 

1

23. Учимся выражать свои эмоции.

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра – разминка «Покажи настроение».

3.                              Обсуждение.

4.                              Учим правило «Наше настроение зависит от наших мыслей».

5.                              Угадай эмоцию.

6.                              Раскраски настроений.

Ритуал прощания.

1

24. Учимся менять свое настроение.

1.                            Ритуал приветствия.

2.                            Игра «Ходим кругом»

3.                            Проблемная ситуация (Когда нас дразнят).

4.                            Обсуждение проблемной ситуации.

5.                            Игра «Мысли и настроение».

6.                             Игра «Я справлюсь».

7.                            Игра « Кто дружнее, кто веселее?»

Ритуал прощания.

 

1

Мы и наши друзья животные

25. Собака – верный друг человека

1.                              Ритуал приветствия.

2.                              Игра «Болото и кочки»

3.                              Чтение и обсуждение  фрагмента сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».

4.                              Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Старый пес». Ролевая гимнастика.

5.                              Советы игрового персонажа Светлячка

6.                              Упражнение «Собака - поводырь»

7.                              Ритуал прощания.

 

 

 

 

1

26. Учимся заботиться о детенышах животных.

1.                            Ритуал приветствия.

2.                            Ролевая гимнастика (Отрывок из  стихотворения К. Чуковского «Айболит»).

3.                            Упражнение «Ласковое слово»

4.                            Упражнение «Назови детенышей животных»

5.                            Чтение и обсуждение рассказа «Варежка»

6.                            Советы игрового персонажа Светлячка

7.                            Игра «Коршун и наседка»

8.                            Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

1

27. Почему грустит котенок

1.                            Ритуал приветствия.

2.                            Игра «Грустный – веселый котенок»

3.                            Чтение и обсуждение рассказа Л. Толстого «Котенок»

4.                            Упражнение «Почему грустит котенок»

5.                            Игра «Я знаю…»

6.                            Ролевая гимнастика

7.                            Упражнение – релаксация «Чудесных сон котенка»

8.                            Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

1

28. Не мучайте животных.

1.                            Ритуал приветствия.

2.                            Игра «Кошки - мышки»

3.                            Прослушивание и обсуждение песни «Не дразните собак», музыка Е. Птичкина

4.                            Чтение и обсуждение рассказа Е. Шим «Жук на ниточке». Ролевая гимнастика.

5.                            Советы игрового персонажа Светлячка

6.                            Игра «Майские жуки»

7.                            Игра «Жук - жучище»

8.                            Ритуал прощания.

 

 

 

 

1

29. Праздник для друзей - животных.

1.                            Ритуал приветствия.

2.                            Игра «Мой любимый цветок»

3.                            Игра «Бабочки и цветочки»

4.                            Чтение и обсуждение стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья»

5.                            Игра «Доктор Айболит»

6.                            Игра «Скачут зайцы»

7.                            Советы игрового персонажа Светлячка

8.                            Ритуал прощания.

 

 

 

 

1

 

Список использованной литературы:

1.    Алябьева В. А.  Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.

2.    Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб., 2008.

3.    Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль, 2002.

4.    Семенака С. И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. М. , 2004.

5.    Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5 – 8 лет. М., 2004.

6.    Слободяник Н. П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальной школы. М., 2004.

7.    Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.

8.    Фопель К. С головы до пят. М, 2006.

9.    Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М., 2004.

10. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. М., 2003.