Государственное образовательное учреждение Ярославской
области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат № 3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области,
ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03. Электронная почта
deti@pereslavl.ru
Утверждена приказом директора школы:
№__________от «_____»_____________2011 г.
Директор школы
А.И. Ивахненко
Рабочая программа
психологических занятий «Первый раз в
пятый класс»
для учащихся 5 класса
на 2011 – 2012 год
Педагог-психолог
Говорская Е.Ю
Пояснительная записка
Переход из младшей школы в
среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для
детей многое оказывается новым: учителя, разные требования,
форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а
иногда и одноклассники. Смена окружения может сопровождаться
повышением тревожности, снижением активности, невнимательностью
детей, могут возникнуть трудности в общении со сверстниками и
учениками, может произойти снижение успеваемости по сравнению с
начальной школой.
Практической основой для данной программы стала в несколько
измененном виде программа Коблик Е. Г. «Первый раз в пятый
класс».
Цель программы: способствовать психологической адаптации
пятиклассников к условиям средней школы.
Задачи:
·
Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой
самооценки, снижение уровня школьной тревожности
·
Формирование положительной учебной мотивации детей
·
Формирование групповой сплоченности
·
Освоение
детьми школьных правил
·
Выработка норм и правил жизни класса
·
Формирование навыков уверенного поведения
·
Формирование адекватных форм поведения в новых школьных
ситуациях
·
Развитие
социальных и коммуникативных умений, необходимых для
установления межличностных отношений друг с другом, с новыми
учителями и другими сотрудниками школы.
На первом этапе работы основное
внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков
поведения в новых школьных ситуациях. У младших подростков, с
одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно
быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им
необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества
в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе
очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу.
На втором этапе проводится
работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников.
Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и
класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в
классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание
новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны,
формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо»,
чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому
требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится
значимость правил, формируется отношение к ним как к
определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является
помощь детям в осознании требований преподавателей.
Соответственно решается еще одна задача – способствование
установлению межличностных отношений с педагогами.
На этом этапе необходимо помочь
младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в
общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить
следующие направления работы: формирование конструктивного
отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов.
На третьем этапе продолжается
работа по осознанию детьми требований преподавателей.
Формируется понимание критериев оценки устной или письменной
работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев
отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к
правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы,
способствующие достижению высоких результатов. Таким образом,
создаются условия не только для адаптации пятиклассников к
средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки
и правильного отношения к результатам деятельности другого
ребенка. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на
процесс деятельности, а не на оценку.
На этом же этапе начинается
работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому
отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в
школьных ситуациях; с помощью этих приемов дети овладевают
навыками релаксации и работы со школьными страхами.
На четвертом этапе особое
внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков,
связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной
деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных
умений, среди которых выделяются конструктивные способы
поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы
используются приемы, позволяющие работать со школьной
тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в
различных ситуациях на уроке.
На пятом этапе происходит
осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе.
Подводятся итоги групповой работы.
Методы и техники, используемые в программе
1. Ролевые игры.
Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды
(например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение
вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия.
Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое
любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и
образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий
в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как
«Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные
состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов
поведения. Поскольку
тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены
отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения,
нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на
преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть
тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и
притчи.
Структура занятия
Каждое занятие начинается
ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления
эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и
формирования у ребенка направленности на сверстников, и
завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают
детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям
настроиться на работу, повышают уровень их активности и
способствует формированию групповой сплоченности. Основная
часть занятия включает в себя психотехнические упражнения,
игры и приемы, направленные на решение основных задач
тренинга.
Предпочтение отдается
многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов
поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить
поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед
определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего
подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной
части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры,
направленные на снятие тревожности и школьных страхов.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является
обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую
оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей
помогает им войти в новую деятельность и сформировать
соответствующие ожидания.
Ожидаемый результат:
благоприятное течение
адаптации пятиклассников к
обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
·
формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и
одноклассникам, установление
контакта с учащимися, с учителем;
·
повышение групповой сплоченности
·
формирование адекватного поведения,
·
снижение эмоционального напряжения,
снижение тревожности, скованности, боязливости в движениях и
речи.
Программа «Первый раз в
первый класс!» (26 ч)
Тема
|
Задачи |
Содержание |
Часы |
1 часть |
|
1. Знакомство. Принятие правил. |
- способствовать
созданию доброжелательной обстановки и атмосферы
поддержки в группе;
- развивать умение
видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные
моменты в происходящем, конструктивно реагировать на
школьные проблемы.
|
Материалы:
– небольшие листочки
бумаги для изготовления визиток; фломастеры; стакан,
наполовину наполненный водой.
1.
Упражнение «Представление имени»
2.
Упражнение «Если весело живется, делай так»
3.
Принятие правил
4.
Упражнение «Твоя школа такая,
какой ты ее видишь»
5.
Дискуссия на тему занятия
- Как вы думаете, все
ли люди испытывают одинаковые чувства по отношению к
школе?
- Почему впечатления
одних людей сильно отличаются от впечатлений других?
- Как вы думаете,
какие проблемы могут возникнуть вас в пятом классе?
- О чем вы хотели бы
узнать, что хотели бы обсудить за время наших занятий?
6.
Упражнение «Пустой или полный»
Обсуждение итогов
занятия
Ритуал прощания |
1 |
2.
Здравствуй, пятый класс! |
- дать
возможность детям поближе познакомиться друг с другом,
способствовать формированию групповой сплоченности;
- помочь
детям прояснить свои цели на время обучения в пятом
классе.
|
Материалы:
-
таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для
упражнения «Найди того, кто...»);
— мяч
(для упражнения «Игра с мячом»);
—
бланки «Мои цели»— по количеству участников;
—
бланки «Солнышко»— по количеству участников.
1.
Приветствие
2.
Разминка
3.
Упражнение «Прошепчи имя»
4.
Упражнение «Найди того, кто...»
5.
Упражнение «Прощание с начальной школой»
6.
Упражнение «Игра с мячом»
7.
Обсуждение итогов занятия
8.
Прощание |
1 |
3.
Находим друзей |
-
способствовать формированию навыков взаимодействия в
группе;
- помочь
детям осознать, какие качества важны в дружбе;
—
повысить самооценку детей. |
Материалы:
- мяч
(для упражнений «Что я люблю делать» и «Настоящий
друг»);
—
«портреты в лучах солнца» с фотографиями или
автопортретами детей;
-
пословицы и поговорки о дружбе
1.
Приветствие
2.
Разминка
3.
Упражнение «Что я люблю делать»
4.
Упражнение «Найди меня»
5.
Упражнение «Настоящий друг»
6.
Дискуссия на тему занятия
- Как
вы думаете, что важнее всего в дружбе?
-
Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, ему
(ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что
именно он сказал бы?
- А
если бы этот человек захотел сказать о том, что ему не
нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
-
Что мешает дружбе?
-
Каким образом дружба может изменяться в зависимости от
времени, при различных обстоятельствах?
- Как
можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения
с давними друзьями?
7.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
8.
Обсуждение итогов занятия
9.
Прощание |
1 |
4.
Узнай свою школу |
- помочь
учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать
особенности своего поведения в разных школьных
ситуациях.
|
Материалы:
-
несколько больших листов ватмана, фломастеры, маркеры.
1.
Приветствие
2.
Разминка
3.
Упражнение «Передай ритм по кругу»
4.
Упражнение «Портрет группы»
5.
Упражнение «Узнай свою школу»
6.
Дискуссия на тему занятия
-
Вспомните, когда вы себя чувствовали уверенно или
неуверенно в школе. Почему вам запомнились эти ситуации?
Что чувствовали в этих ситуациях люди, находящиеся
вместе с вами?
-
Были ли ситуации, когда вы вели себя грубо, может быть
даже агрессивно?
-
Какие правила поведения обязательны для соблюдения в
школе?
7.
Обсуждение итогов занятия
8.
Прощание |
1 |
5. Что
поможет мне учиться? |
- помочь
участникам группы осознать правила работы на уроке;
-
способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии |
Материалы:
- листы
бумаги (формат А4) — по количеству участников, цветные
карандаши (для упражнения «Нарисуй свое настроение»);
-
таблички с ответами «да», «нет», «иногда», плакат с
правилами (для упражнения «Правила поведения на уроке»).
1.
Приветствие
2.
Разминка
3.
Упражнение «Нарисуй свое настроение»
4.
Упражнение «Правила поведения на уроке»
5.
Дискуссия на тему занятия
-
Какие правила трудно выполнять лично вам?
- Все
ли эти правила обязательны для выполнения?- Зависит ли
необходимость выполнения того или иного правила от
конкретного предмета?
- Как
бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали
правила?
-
Влияет ли выполнение всех школьных требований на вашу
уверенность или неуверенность? Как?
-
Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?
-
Чему вы научились уже в начальной школе?
6.
Обсуждение итогов занятия
7.
Прощание |
1 |
6.
Ставим цели |
- помочь
детям в осмыслении личных целей на период обучения в
пятом классе |
Материалы:
- мяч
(для упражнения «Ставим цели»);
-
небольшие листы бумаги по количеству участников тренинга
на каждого ребенка (для упражнения «Доброжелательное
послание»);
-
бланки «Мои цели», заполненные детьми на занятии 2;
-
большие листы ватмана.
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои
силы?»
3.
Упражнение «Положительное и отрицательное»
4.
Упражнение «Ставим цели»
5.
Упражнение «Доброжелательное послание»
6.
Обсуждение итогов занятия
7.
Прощание |
1 |
7.
Легко ли быть учеником? |
- помочь
детям осознать, какие качества необходимы хорошему
ученику;
-
способствовать развитию воображения и навыков совместной
деятельности.
|
Материалы:
бумага,
кисти и краски (гуашь или акварель) для каждого ребенка
(для упражнения «Кляксы»).
1.
Приветствие
2.
Притча о башмачнике. О том, как важно уметь рационально
планировать время, готовиться к работе заранее,
говорится в притче о башмачника.
3.
Игра «Идеальный ученик»
4.
Дискуссия на тему занятия
- Как
я отношусь к роли идеального ученика?
-
Какие есть преимущества в позиции идеального ученика?
-
Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям
к ученику?
- Что
может случиться, если человек сверхтребователен к себе?
-
Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно
относится к требованиям школы и учителей?
- Для
чего учусь я?
5.
Обсуждение итогов занятия
6.
Прощание |
1 |
8.
Чего я боюсь? |
-
научить детей распознавать свои школьные страхи помочь
найти способы их преодоления;
-
снизить школьную тревожность.
|
Материалы:
-
таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для
упражнения «Чего я боюсь?»);
-
бумага, цветные карандаши и краски для каждого ребенка
(для упражнений «На ошибках учатся», «Рисуем слово»).
1.
Приветствие
2.
Разминка
3.
Упражнение «Если весело живется, делай так»
4.
Упражнение «Чего я боюсь?»
5.
Упражнение «На ошибках учатся»
6.
Упражнение «Рисуем слово»
7.
Обсуждение итогов занятия
8.
Прощание |
1 |
9-10.
Трудно ли быть настоящим учителем? |
-
расширение и обогащение навыков общения с учителями;
-
формирование у детей правильного отношения к оценке,
помощь в осознании критериев оценки;
-
коррекция мотивации избегания неудачи в школьных
ситуациях.
|
Материалы:
-
бумага, карандаши, карточка с изображением
геометрических фигур для упражнения «Слушаем
внимательно»
1.
Приветствие
2.
Игра «Идеальный учитель»
3.
Дискуссия на тему занятия
-
Трудно ли быть НАСТОЯЩИМ учителем? Почему?
- Как
ученики могут помочь учителю?
4.
Упражнение «Слушаем внимательно»
5.
Упражнение «Интервью с учителем»
6.
Дискуссия на тему занятия
- Что
нового вы узнали об учителе?
- Чему
удивились?
- Что
заинтересовало вас?
- Есть
ли что-то общее у вас с учителем (одинаковые качества
или, может быть, привычки, мечты или ситуации неудачи)?
7.
Обсуждение итогов занятий
8.
Прощание |
2 |
11-12. Конфликт или взаимодействие?
|
-
совершенствовать навыки общения и разрешения конфликтов;
-
формирование умений не боясь неодобрения, высказывать
свои мысли.
|
Материалы:
-
небольшая чаша, кувшин или горшочек, плакат с
изображением эмоций (например, плакат «Что ты сейчас
чувствуешь?» издательства «Генезис»);
- мяч
(для упражнения «Назови чувство»)
-
стол, стулья, какие-нибудь призы, например, две ручки
или шоколадки (для упражнения «Конфликт или
взаимодействие? »);
-
плакат с «Правилами обсуждения» (для упражнения «Как
разрешать конфликтные ситуации»).
1.
Приветствие
2.
Разминка
3.
Упражнение «Назови чувство»
4.
Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»
5.
Дискуссия на тему занятия
- Как
вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а
некоторые действовали вместе?
-
Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые
ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в
то время как сообща можно достичь больших результатов.
Вспомните такие ситуации.
- Как
люди договариваются, кто будет решать, а кто —
подчиняться решениям?
6.
Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»
7.
Дискуссия на тему занятия
Обсудите следующие вопросы:
- В
чем причины конфликтов?
-
Как можно предотвратить конфликт?
- Что
чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?
-
Какое поведение помогает с достоинством выйти из
конфликта или не допустить его разгорания?
8.
Обсуждение итогов занятий
9.
Прощание |
2 |
13. Работа с негативными переживаниями
|
-
повышение эмоциональной устойчивости детей;
-
формирование навыков принятия собственных негативных
эмоций;
-
формирование умения адекватно воспринимать обидные
замечания |
Материалы:
- плакат
с изображениями эмоций;
-
альбомные листы, цветные восковые мелки или карандаши,
повязки на глаза (для упражнения «Знакомство с закрытыми
глазами» и «Рисуем обиду»).
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»
3.
Дискуссия на тему занятия
—
Какой из предложенных вариантов ответов характеризует
человека как уверенного, неуверенного, агрессивного?
— Что
можно сказать о людях, которые обижают других, что они
сами чувствуют в этот момент?
— Как
относиться к обидчику?
— Как
долго сохраняются обиды?
—
Бывают ли «справедливые» и «несправедливые» обиды?
— Как
выразить обиду?
4.
Упражнение «Рисуем обиду»
5.
Упражнение на релаксацию
6.
Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами»
7.
Обсуждение итогов занятия
8.
Прощание |
1 |
2 часть (тренинг общения) |
|
14.
Здесь и сейчас мы собрались. |
-
сплочение ребят, формирование взаимного доверия |
Материалы:
-
карандаши для всех участников
1.
Приветствие
2.
Упражнение- разминка «Карандаши»
3.
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»
4.
Упражнение «Поворот в прыжках»
5.
Упражнение «Дракон»
6.
Обсуждение итогов занятия
7.
Прощание
|
1 |
15. Мы
– команда. |
-
сплочение ребят, формирование чувства команды |
Материалы:
-
толстая веревка
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Перетягивание каната»
3.
Упражнение «Циферблат»
4.
Упражнение «Узелок»
5.
Упражнение «Паучки»
6.
Упражнение «Совместный счет»
7.
Упражнение «Встреча взглядами»
8.
Обсуждение итогов занятия
9.
Прощание |
1 |
16.
Наши сходства и различия |
- сплочение группы,
формирование позитивного отношения к окружающим
- способствовать
самораскрытию, осознанию своих личных особенностей |
Материалы:
-
геометрические фигуры(для психогеометрического теста),
карандаши
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Построение круга»
3.
Упражнение «Поиск сходства»
4.
Упражнение «Запоминание позы»
5.
Обсуждение итогов занятия
6.
Прощание |
1 |
17.
Сплочение и доверие |
- сплочение ребят,
формирование взаимного доверия, формирование умения
координировать совместные действия |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Скалолаз»
3.
Упражнение «Передача движений»
4.
Упражнение «Маятник»
5.
Упражнение «Круг доверия»
6.
Упражнение «На пальцах»
7.
Обсуждение итогов занятия
8.
Прощание |
1 |
18.
Общение и умение слушать |
- формирование навыков
эффективного слушания, формирование представления о
важности обратной связи в общении |
Материалы:
-
листы А4, карточки для рисования по инструкции
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Привет себе»
3.
Упражнение «Испорченный телефон»
4.
Упражнение «Рисование по инструкции»
5.
Тест «Умеете ли вы слушать»
6.
Упражнение «Слушание в разных позах»
7.
Обсуждение итогов занятия
8.
Прощание |
1 |
19.
Учимся взаимопониманию
|
- развитие социальной
наблюдательности, вербального взаимодействия |
Материалы:
- листы
А4
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Копирование движений»
3.
Упражнение «Бип»
4.
Упражнение «Вавилонская башня»
5.
Упражнение «Необычное использование»
6.
Упражнение «Снежки»
7.
Игра – загадка «МПС»
8.
Обсуждение итогов занятия
9.
Прощание |
1 |
20.
Средства общения |
- формирование навыков
эффективного общения (жесты, интонации, пантомимика,
мимика, контекст общения) |
Материалы:
-
небольшие предметы
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Пишущая машинка»
3.
Упражнение «Испорченный телевизор»
4.
Упражнение «Дистанция общения»
5.
Упражнение «Перебежчики и охранники»
6.
Упражнение «Поиск предметов»
7.
Обсуждение итогов занятия
8.
Прощание |
1 |
21.
Общение без слов |
- развитие навыков
невербальной коммуникации, сотрудничества |
Материалы:
-
карточки с изображением животных
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Сбор по голосам»
3.
Упражнение «Стеклянная дверь»
4.
Упражнение «Выстраивание по росту»
5.
Упражнение «Разговор в рисунках»
6.
Упражнение «Испорченный телефон»(тактильный контакт)
7.
Обсуждение итогов занятия
8.
Прощание |
1 |
22.
Поговорим рисунками |
- интегрирование полученных
навыков вербального и невербального взаимодействие с
использованием арт – терапевтического метода |
Материалы:
- белая
и цветная бумага, цветные карандаши, цветные журналы
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Достраивание композиции»
3.
Упражнение «Тематические рисунки»
4.
Групповой коллаж
5.
Обсуждение итогов занятия
6.
Прощание |
1 |
23.
Наши эмоции и чувства. |
- сформировать
представления об эмоциях и чувствах, формирование
умений конструктивно выражать их. |
Материалы:
- схема
«круг эмоций»
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Путаница»
3.
Информационный блок: основные эмоции и чувства
4.
Упражнение «Угадай эмоцию»
5.
Упражнение «Польза и вред эмоций»
6.
Упражнение «Скульптор и глина»
7.
Обсуждение итогов занятия
8.
Прощание |
1 |
24.
Проявления эмоций и чувств |
Формирование умений и
навыков понимания внешних проявлений основных эмоций и
чувств других людей, развитие собственной эмоциональной
экспрессивности |
Материалы:
Иллюстративный материал, изображающий людей, выражающих
определенные эмоции.
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Хлопки по коленям»
3.
Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние
проявления эмоций»
4.
Игра – соревнование
«Замороженные»
5.
Обсуждение итогов занятия
6.
Прощание |
1 |
25.
Портрет нашей группы |
Закрепление навыков общения
|
Материалы:
- лист
А4
1.
Приветствие
2.
Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку»
3.
Упражнение «Мои ресурсы»
4.
Групповая композиция «Наш сад»
5.
Обсуждение итогов занятия
6.
Прощание |
1 |
26.
Подведение итогов |
Получение участниками и
ведущим обратной связи от группы по результатам работы
на тренинге |
Материалы:
- лист
А4
1.
Приветствие
2.
Разминка «Карандаши»
3.
Упражнение «Чемодан»
4.
Групповая композиция «Чепуха»
5.
Групповая дискуссия «Шляпы»
6.
Анкета обратной связи
7.
Прощание |
1 |
Использованная литература:
- Грецов
А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2007.
- Коблик
Е. Г. Первый раз в пятый класс! М., 2007.
-
Королева Е. В. Проблемные ситуации в школе и способы их
решения. М, 2006.
-
Слободяник Н. П.
Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся
начальной школы. М., 2004.
- Фопель
К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.
-
Шилова Т. А. Диагностика
психолого-социальной дезадаптации. М., 2005.
-
Шишковец Т. А. Осложненное поведение подростков. М, 2006.
|