Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат № 3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области,
ул. Магистральная, д. 43. Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03.
Электронная почта
deti@pereslavl.ru

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№__________от «_____»_____________2011 г.

Директор

А.И. Ивахненко

 

 

Рабочая программа

Программа психологических занятий

 «Профилактика и коррекция нарушений поведения у подростков»

учащихся 6, 7 класса

на 2011 – 2012 год

 

Педагог-психолог

Говорская Е.Ю.

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время в России прослеживается тенденция к увеличению числа детей с нарушенным поведением, которое проявляется в формах курения, алкоголизма, токсикомании, воровства, самовольных уходах, а также повышенной тревожности, агрессивности, конфликтности и т. п.

Важным вопросом проблематики социально-психологической адаптации  учащихся коррекционной школы – интерната  является профилактика и коррекция отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. Кроме того, именно в  этом возрасте закладываются основы нравственности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе, происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Среди обучающихся 6-7 классов коррекционной школы – интерната можно выделить категорию детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, психолога и других специалистов. Это дети из неполных, многодетных семей, семей склонных к употреблению алкоголя, дети-сироты и т.д. Для данных детей характерны эмоциональные трудности (агрессивность, расторможенность, тревожность, дисфорические расстройства и др.), и, как известно, последствиями данных нарушений являются проблемы успеваемости, трудности общения со сверстниками и старшими, нарушения поведения.

Программа «Профилактика и коррекция нарушений поведения у подростков»  является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности подростков. Практической основой для данной  программы стали тренинговые  занятия Г. И. Макартычевой.

Цель программы: 

Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи программы:

  • Формирование и принятие позитивных жизненных целей
  • Предупреждение поведенческих нарушений
  • Формирование адекватных форм реагирования и отношений, конструктивных способов взаимодействия
  • Развитие способности к самоанализу с целью предупреждения правонарушений на основе внутриличностных, поведенческих изменений.

Примерная структура групповых занятий (может изменяться в зависимости от целей и задач):

1. Приветствие

2. Разминка

3. Упражнения на рефлексию чувств и переживаний, развитие самоконтроля и ответственности, снижение уровня тревожности, развитие волевых качеств, толерантности к окружающим, на снятие эмоционального напряжения.

4. Информационная часть

5. Групповые дискуссии, ролевые игры

6. Рефлексия

7. Прощание

Информационно-правовая часть призвана сформировать  у подростков багаж знаний по их правам и ответственности, предусмотренных Законодательством РФ.

Групповые дискуссии предполагают развитие у подростков способности анализа как собственного поведения, так и поведения других участников, а так же прогнозу развития ситуаций.

Ролевые игры предназначены для развития личностных качеств и способности конструктивного взаимодействия с окружающими.

В программе предусмотрено 3 этапа:

  • Тренинг личностного самопознания
  • Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний
  • Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей.

Частота проведения занятий  один раз в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятий 35 – 40 минут.

     В конце  каждого занятия детям предлагается ответить на вопросы:

Какие  упражнения, задания они выполняли?

Какие из них были трудные?

С какими заданиями дети справились без труда?

Какое упражнение,  задание или игра понравилась больше остальных?

Достижение положительных результатов в профилактике и коррекции поведения подростков возможно лишь  в ходе взаимодействия педагогического персонала и тесного сотрудничества с семьей.

                        Ожидаемые результаты:

  • Снижение уровня тревожности и агрессивности
  • Формирование адекватной самооценки
  • Повышение ответственности подростков за собственные поступки
  • Развитие способности к самоанализу и контролю поведения
  • Формирование позитивных жизненных целей
  • Приобретение и использование навыков конструктивного взаимодействия
  • Повышение правовой компетентности, знакомство с законами РФ, определяющими права и ответственность несовершеннолетних.

Тематическое планирование (30 ч)

Тема

Цель

Содержание

Часы

1

Познакомимся поближе

Знакомство участников, принятие групповых правил

1.        Приветствие.

2.        Знакомство «Что в имени моем».

3.        Создание рисунка «Моя визитная карточка»

4.        Принятие групповых правил.

5.        Упражнение «Испорченный телефон»

6.        Упражнение «Я тебя не понимаю»

7.        Упражнение «Не подходи ко мне»

8.        Упражнение «Королевство»

9.        Групповая дискуссия  «Наши ожидания – наши опасения».

10.     Рефлексия

11.     Прощание

1

2

Пойми меня

Развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков, навыков партнерских отношений

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Повороты»

3.        Упражнение «Договоримся»

4.        Упражнение «Такие вот вопросы»

5.        Упражнение «Пойми меня»

6.        Упражнение «Переправа»

7.        Рефлексия

8.        Прощание

1

3

Правила общения

Сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков, выработка адекватной самооценки

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Трио»

3.        Упражнение «Граффити»

4.        Упражнение «Запрещенные слова»

5.        Упражнение «От чужого имени»

6.        Рефлексия

7.        Прощание

1

4

Такие разные эмоции, чувства

Знакомство с миром чувств

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Радуга»

3.        Упражнение «Такие разные чувства»

4.        Упражнение «Я - источник чувств»

5.        Упражнение «Наши чувства – наши поступки»

6.        Групповая дискуссия «Как управлять своими чувствами»

7.        Упражнение «Замороженный»

8.        Рефлексия

9.        Прощание

1

5

Кто я есть ?

Развитие навыков самоанализа и способности адекватно принимать свои личностные качества.

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Кто на что похож»

3.        Упражнение «Маски»

4.        Визуализация «Кто я есть на самом деле»

5.        Притча «Трое слепых и слон»

6.        Упражнение «Укажи на партнера»

7.        Рефлексия

8.        Прощание

1

6

Что обо мне думают другие

Развитие навыков принятия оценки со стороны

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Построение круга»

3.        Упражнение «квадратный или круглый»

4.        Упражнение «Переклеиваем «ярлыки»»

5.        Упражнение «Презентация»

6.        Рефлексия

7.        Прощание

1

7

Кнопка «Стоп»

Развитие навыков саморегуляции и терпимости к людям

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Включаем робота»

3.        Игра «Небеса и ад»

4.        Упражнение «Устойчив ли я»

5.        Упражнение «Строимся по признакам»

6.        Рефлексия

7.        Прощание

1

8

Конфликт

Формирование и совершенствование представлений о конфликте, знакомство с видами конфликтов и способами их разрешения

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Датский бокс»

3.        Упражнение «Разговор с собой»

4.        Мозговой штурм «Что такое конфликт»

5.        Ролевая игра «Веревка»

6.        Информационная часть «Виды конфликтов и способы их разрешения»

7.        Упражнение «Бумажные мячики»

8.        Рефлексия

9.        Прощание

1

9

Способы разрешения конфликтов

Обучение  способам разрешения конфликтных ситуаций в межличностных отношениях

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Сиамские близнецы»

3.        Упражнение «Безмолвный крик»

4.        Упражнение «Толкалки»

5.        Упражнение «Головомяч»

6.        Групповая дискуссия «Чему мы научились при разрешении конфликтов»

7.        Упражнение «Веселая гусеница»

8.        Рефлексия

9.        Прощание

1

10

Внутриличностный конфликт

Формирование представлений о внутриличностном конфликте

1.        Приветствие.

2.        Упражнение « Дотронься до…»

3.        Упражнение «Хочу - могу»

4.        Информационная часть «Внутриличностный конфликт»

5.        Упражнение «Скелет в шкафу»

6.        Упражнение «Мои ресурсы»

7.        Упражнение «Драгоценный подарок»

8.        Рефлексия

9.        Прощание

1

11

Искреннее общение

Развитие навыков сотрудничества, управления своими эмоциями и искреннего общения

1. Упражнение «Узкий мост»

2. Игра «Говорим гадости»

3. Упражнение «Разожми кулак»

4. Упражнение «Город лжецов и город правдивцев»

5. Упражнение «У старого Абрама»

6. Рефлексия

7. Прощание

1

12

Участие в беседе

Развитие социально – коммуникативных навыков

1. Приветствие

2. Ролевая игра «Умей задать вопрос»

3. Ролевая игра «Начало беседы»

4. Ролевая игра «Отстаивание своего мнения»

5. Ролевая игра «Завершение беседы»

6. Ролевая игра «Преодолей обвинение»

7. Упражнение «Ритмическое эхо»

8. Рефлексия

9. Прощание

1

13

Дружеское общение

Формирование доверия к партнеру, умения принимать критику

1. Приветствие.

2. Упражнение «Аплодисменты»

3. Групповая дискуссия «Какими качествами нужно обладать, чтобы вам верили и прислушивались к вашему мнению»

4. Упражнение «Горячий стул»

5. Групповая дискуссия «Дружеское общение и конфликт»

6. Упражнение «Прогулка доверия»

7. Рефлексия

8. Прощание

1

141516

Ты не последний герой

Развитие навыков принятия коллективного решения, прогнозирования ситуаций, планирования деятельности, формирование навыков самообладания

 

 

 

 

 

 

1. Приветствие

2. Упражнение «Мы отправляемся в путешествие»

3. Игра «Мы высаживаемся на берег»

4. Упражнение «Мы не одни»

5. Упражнение «Куда уходят мечты»

6. Рефлексия

7. Прощание

 

 

1. Приветствие

2. Упражнение «Мы выбираем вождя»

3. Игра «Как мы будем жить на острове»

4. Упражнение «Распределяем обязанности»

5. Рефлексия

6. Прощание

 

1. Приветствие

2. Групповая дискуссия «А вам не обидно»

3. Упражнение «Украли вождя»

4. Игра «Фотография на память»

5. Упражнение «Избавляемся от груза». Завершение игры.

6. Рефлексия

7. Прощание

 

 

3

Профилактика правонарушений с основами правовых знаний

17

На что я имею право

Актуализация представлений подростков об их правах и ответственности(знакомство с законами РФ, определяющими права и ответственность несовершеннолетних: конвенция о правах ребенка, Правовая ответственность несовершеннолетнего)

1.        Приветствие.

2.        Групповая дискуссия «Для чего нужны законы»

3.        Упражнение «Я хочу - я могу»

4.        Групповая дискуссия «На что я имею право»

5.        Информационно- правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего»

6.        Упражнение «Отнекивания»

7.        Рефлексия

8.        Прощание

1

18

Ответственность за исход конфликта

Закрепление представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за нанесение морального и физического ущерба

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Автобус»

3.        Ролевая игра «Конфликт»

4.        Групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта»

5.        Информационно- правовая часть «Статьи Законодательства, определяющие ответственность за причинение вреда здоровью»

6.        Упражнение «Загибание пальцев»

7.        Групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель»

8.        Упражнение «Катание на полу»

9.        Рефлексия

10.     Прощание

1

19

Ответственность за групповые правонарушения

Формирование умения противостоять негативному  влиянию, знакомство с ответственностью за групповые правонарушения

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Учимся говорить «нет»»

3.        Мозговой штурм «Противостояние влиянию»

4.        Ролевая игра «Ситуация принуждения»

5.        Упражнение «Невольная борьба»

6.        Групповая дискуссия «Кто отвечает в толпе»

7.        Информационно- правовая часть «Ответственность за групповые правонарушения»

8.        Упражнение «Сбить с ног»

9.        Рефлексия

10.     Прощание

1

20

Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотических и психотропных средств

Формирование  и закрепление умения противостоять негативному  влиянию, знакомство с правовой ответственностью за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных средств.

1.        Приветствие.

2.        Упражнение «Настроение»

3.        Мозговой штурм «Почему люди применяют наркотики»

4.        Мозговой штурм «Цепочка: к чему ведет проба наркотика и токсического вещества»

5.        Информационно- правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотических и психотропных средств»

6.        Упражнение «частота хватаний»

7.        Рефлексия

8.        Прощание

1

21

Ответственность за правонарушения  в состоянии алкогольного опьянения

Формирование умения отказаться от употребления алкоголя, поиск способов общения и повышения настроения без применения алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения»

1.        Приветствие.

2.        Ролевая игра «Ох, этот праздник…»

3.        Групповая дискуссия «С пьяного взятки гладки?»

4.        Информационно- правовая часть «Ответственность за правонарушения  в состоянии алкогольного опьянения»

5.        Групповая дискуссия «Альтернатива алкоголю»

6.        Упражнение «Выпячивание себя»

7.        Рефлексия

8.        Прощание

1

22

Ответственность завандализм

Знакомство с понятиями «вандализм» и «вандалы», формирование представлений об ответственности  за акты вандализма.

1.        Приветствие

2.        Упражнение «Мы строили, строили…»

3.        Мозговой штурм «Что такое вандализм и кто такие вандалы»

4.        Информационная часть «Вандализм и вандалы»

5.        Информационно- правовая часть «Ответственность за вандализм»

6.        Упражнение «Настенные рисунки»

7.        Рефлексия

8.        Прощание

1

23

Ответственность за терроризм, разжигание межнациональной розни

Осознание чувств, возникающих при угрозе жизни и здоровью в случаях террористических актов, знакомство с ответственностью за терроризм, разжигание межнациональной розни

1.        Приветствие

2.        Мозговой штурм «Сообщение о террористическом акте»

3.        Информационно- правовая часть «Ответственность за ложное сообщение о террористическом акте»

4.        Упражнение «Подскоки от страха»

5.        Мозговой штурм «Чем люди отличаются друг от друга»

6.        Информационно- правовая часть «Ответственность за разжигание межнациональной розни»

7.        Рефлексия

8.        Прощание

1

24

Ответственность за присвоение чужого имущества

Формирование  представлений у подростков об ответственности за присвоение чужого имущества

1.        Приветствие

2.        Групповая дискуссия «Чем отличается грабеж от кражи»

3.        Информационно- правовая часть «Ответственность за грабежи, разбои и кражи»

4.        Упражнение «С оглядкой»

5.        Упражнение «Хлопки по карманам»

6.        Групповая дискуссия «Покатался на чужом автомобиле - преступление или нет»

7.        Информационно- правовая часть «Ответственность за неправомерное завладение транспортным средством»

8.        Упражнение «Бег в свободном темпе»

9.        Рефлексия

10.     Прощание

1

25

Можно ли жить без установленных правил

Формирование  представлений у подростков о процедуре принятия законов в РФ, актуализация правовых знаний, полученных на занятиях, осознание ответственности участников судебных заседаний в решении судьбы обвиняемых, завершение правового блока

1.        Приветствие

2.        Упражнение «Сказка за сказкой»

3.        Групповая дискуссия «Можно ли жить без установленных правил»

4.        Упражнение «Тяга к родному дому

5.        Информационно- правовая часть «Основные законы РФ, как и кем они устанавливаются»

6.        Ролевая игра «Суд идет»

7.        Рефлексия

8.        Прощание

1

26

Правила гармоничного распределения времени

 Формирование адекватной оценки своих возможностей и необходимого времени, развитие навыков  самоанализа

1.        Приветствие

2.        Упражнение «Представление о времени»

3.        Упражнение «Чувство времени»

4.        Групповая дискуссия «Однажды я подвел»

5.        Информационная часть «Правила гармоничного распределения времени»

6.        Рефлексия

7.        Прощание

1

27

Смысл жизни

Формирование позитивных жизненных целей, взгляда на будущее

1.        Приветствие

2.        Групповая дискуссия «В поисках смыслов жизни»

3.        Упражнение «События моей жизни»

4.        Упражнение « Формула удачи»

5.        Рефлексия

6.        Прощание

1

28

Как достичь желаемого

Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей

1.        Приветствие

2.        Упражнение «Такое вот кино»

3.        Упражнение «Перекресток»

4.        Групповая дискуссия «Чем надо обладать, чтобы достигнут желаемого»

5.        Рефлексия

6.        Прощание

1

29

Цели и дела

Формирование навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении, навыков планирования

1.        Приветствие

2.        Упражнение «Хочу, могу, умею»

3.        Упражнение «Мои ресурсы»

4.        Опросник «Держу ли я удар»

5.        Упражнение «Цели и дела»

6.        Упражнение «Закончи предложение»

7.        Упражнение «Волшебная подушка»

8.        Рефлексия

9.        Прощание

1

30

Чемодан в дорогу

Развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях

1.        Приветствие

2.        Упражнение «Должен или выбираю»

3.        Упражнение «Чемодан в дорогу»

4.        Упражнение «Закончи предложение»

5.        Упражнение «Четыре сферы»

6.        Рефлексия

7.        Прощание

1

 

Использованная литература:

1.      Гущина Т. Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. М., 2007.

2.      Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПБ., 2008.

3.      Королева Е. В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. М, 2006.

4.      Макартычева Г. И.   Коррекция девиантного поведения. СПБ., 2007.

5.      Макартычева Г. И.  Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. СПб, 2007.

6.      Фопель К. На пороге взрослой жизни. Цели и ценности, школа и учеба, работа и досуг.М. 2008.