Государственное образовательное учреждение Ярославской
области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат № 3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области,
ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 (48535) 3-29-04, 3-29-03. Электронная почта
deti@pereslavl.ru
Утверждена приказом директора школы:
№__________от «_____»_____________2011 г.
Директор
А.И. Ивахненко
Рабочая программа
Психологических занятий «В
мире общения»
для учащихся 7б класса
на 2011 – 2012 год
Педагог-психолог
Говорская Е.Ю.
Пояснительная записка
Приоритетной задачей в образовании детей с выраженной
интеллектуальной недостаточностью является задача их социальной
адаптации. При социализации детей с выраженными
интеллектуальными нарушениями трудно разрешимыми проблемами
являются недостаточная сформированность потребности в общении,
неадекватная самооценка, восприятия себя и других людей, слабая
сформированность навыков межличностного общения.
Недостаток коммуникативных навыков у
детей с выраженной умственной отсталостью может проявляться в
виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности
инициировать или поддержать разговор, стереотипных высказываний
и ряда других специфических особенностей. Поэтому
формирование коммуникативных навыков является важной задачей в
процессе социализации детей с выраженным интеллектуальным
недоразвитием, поскольку общение - это основа социальной
адаптации человека. Посредством общения происходит процесс
присвоения детьми социального опыта человечества в контексте
реального общения с взрослыми – носителями
этого опыта.
В группе «Особый ребенок» 7 год
обучения учатся дети с выраженными нарушениями развития.
Учащиеся имеют диагноз умеренная умственная отсталость,
смешанные специфические расстройства: речевые нарушения
дизартрического и алалического характера, нарушения
опорно-двигательного аппарата, эмоциональные расстройства.
Для большинства учащихся группы «Особый ребенок» 7 год обучения
характерна высокая истощаемость, утомляемость. У части из них
утомление проявляется в расторможенности, неусидчивости,
беспокойстве, у других – в нарастающей вялости, безучастности,
малоподвижности. Часть детей испытывает значительные затруднения
в сосредоточении внимания, понимании и удержании простых
инструкций.
Эмоциональная сфера
учащихся группы «Особый ребенок»
7 год обучения более сохранна, чем двигательная,
интеллектуальная и речевая. Дети адекватно воспринимают
обращенную к ним речь, эмоционально реагируют на речевую
информацию, стремятся к общению, пользуясь небогатым арсеналом
активного словаря, звукоподражаниями, жестами, мимикой, способны
к внешнему контакту, подражательны, эмоционально отзывчивы.
Интересы учащихся бедны. Поэтому
круг привлекательных дли них предметов, занятий крайне
ограничен. Активность ориентировочной деятельности учащихся
низкая.
Дети обычно активнее воспринимают и усваивают материал, имеющий
яркую эмоциональную окрашенность и привлекательную наглядную
представленность. Эмоциональная насыщенность занятия благотворно
влияет на поддержание работоспособности, стимулируют психическую
активность учащихся.
Организация совместной деятельности учащихся группы «Особый
ребенок» 7 год обучения со взрослыми затруднена вследствие
недостатков внимания, несформированности различных видов
деятельности, узкого круга интересов, ограниченного опыта
продуктивного взаимодействия со взрослым.
Программа курса «В мире
общения» ориентирована на подростков с выраженной
интеллектуальной недостаточностью.
Цель: Способствовать социальному
и коммуникативному развитию.
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
·
развитие
навыков общения
·
формирование представлений о себе, адекватной самооценки
·
гармонизация эмоциональной сферы
·
совершенствование навыков саморегуляции
·
повышение общего психического тонуса и целенаправленной
активности
·
обогащение представлений об окружающем мире
·
совершенствование процессов слушания и говорения
·
расширение словаря
·
тренировка в выполнении несложных инструкций, подчинение простым
правилам
В силу выше перечисленных особенностей детей с выраженными
интеллектуальными нарушениями большое внимание отводится
организации доступных видов деятельности: игровой,
изобразительной деятельности. Предполагается широкое
использование наглядного материала, поскольку
детей с
интеллектуальным
недоразвитием преобладают наглядные виды
мышления. Кроме того, наглядность стимулирует познавательную
активность учащихся с проблемами в развитии, что повышает
эффективность занятий.
Для проведения занятий широко используется пособие Н. Пилипко
«Приглашение в мир общения». Предлагаемые задания могут быть
выполнены при организационной помощи и поддержке педагога –
психолога. Вопросы для обсуждения не подразумевают наличия
единственно правильного ответа. Предположение различных
вариантов развития ситуаций общения важны для подготовки детей
ко взрослой жизни. Задания предлагаются таким образом, чтобы
знания приходили к детям через осознание ими собственного опыта,
через анализ различных ситуаций, поведения, чувств как своих,
так и других людей.
Эмоциональная окрашенность занятия, предлагаемых материалов
значительно облегчает процесс усвоения знаний и формирования и
совершенствования коммуникативных навыков, за счет активизации
познавательной деятельности, подкрепленной непроизвольным
вниманием и непроизвольным запоминанием.
Применяются следующие
специальные психокоррекционные методы и приемы:
1. Игровая коррекция.
Игровая коррекция имеет полифункциональную направленность, так
как решает многочисленные коррекционно-развивающие задачи
посредством игровой деятельности.
В игровой деятельности дети
развивают коммуникативные навыки: начинают делиться своими
впечатлениями, чувствами, мыслями, начинают их осознавать. И,
что очень важно, начинают планировать деятельность и
самостоятельно находить способы решения игровых задач. С помощью
игровых обращений можно активизировать формируемые у детей
нравственные отношения. На занятиях удобно использовать игры и
игровые приемы, основанные на подражании движениям,
сопровождающиеся эмоционально окрашенной речью, тактильные игры,
коллективные игры с простыми правилами, важное место в рамках
занятий имеет сюжетно - ролевое проигрывание.
2. Изобразительная деятельность.
Одним из видов организуемой продуктивной деятельности является
рисование (коллективное и индивидуальное). Совместное
поочередное рисование на большом листе бумаги способствует
развитию взаимодействия между детьми, установлению более тесных
эмоциональных связей, ребенок дольше остается в деятельности,
формируется устойчивость деятельности. Кроме того, в процессе
выполнения совместного рисунка, у детей развивается умение
ждать своей очереди, терпеливо относиться к выполнению своей
части работы другим ребенком. Дети становятся более сдержанными,
собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность
приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный
характер. У детей развивается самостоятельность и настойчивость
в достижении цели. Поддерживается положительное отношение к
проявляемой активности, например: самостоятельного выбора
оттенков цвета и др..
Индивидуальный рисунок
- вид деятельности, полезный для детей с ограниченными
возможностями, поскольку они испытывают трудности в
вербализации. На листе бумаги им проще выразить свои
эмоциональные переживания. Акцент делается на осмыслении детьми
своих эмоциональных переживаний, их конкретизации, детализации.
Рисование как организующее
средство положительно сказывается на развитии
эмоционально-волевой сферы учащихся, коммуникативных навыков,
благотворно влияет на общее психофизическое состояние ребенка.
На занятиях используется
музыкальный материал. Эмоции, вызванные музыкой, создают
определенную двигательную активность. Кроме того, музыка
расслабляет мышечную систему, повышает психический тонус,
улучшает настроение и общее состояние организма ребенка.
Общими чертами при организации
психологических занятий является четкая структурированность,
создание атмосферы доверия, обеспечение чувства безопасности у
детей. Структура занятия способствует преодолению характерных
трудностей концентрации внимания, произвольной организации
деятельности, которые проявляются как рассеянность,
медлительность, трудность включения в работу, переключения от
одного ее этапа к другому. Определенная повторяемость отдельных
заданий и смена видов деятельности содействуют восстановлению
работоспособности детей, гармонизации их эмоционального
состояния, повышению психической активности, тренировке
саморегуляции.
Программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю в
течение года продолжительностью 40 мин.
Часть 1.
«Что можно узнать о себе» содержит задания, способствующие
развитию самосознания детей.
Часть 2.
«Это дружное слово «вместе»» закрепляет имеющиеся у детей навыки
сотрудничества и развивает умение слушать и слышать других
людей.
Часть 3.
«Средства общения» включает задания для овладения и закрепления
понятий «невербального общения»: мимика, жест, поза, интонация –
как средств общения.
Часть 4.
«Общение в разных жизненных ситуациях» способствует развитию
навыков общения у детей в таких непростых ситуациях, когда надо
обратиться с просьбой или отказать, не обидев другого человека,
или принести свои извинения.
Часть5.
«Сочувствие» направлена на развитие у детей таких качеств, как
сочувствие и сопереживание.
Структура занятий:
-
Ритуал приветствия.
В межличностном взаимодействии
наиболее распространены составляющие невербального поведения
следующего содержания (рукопожатия, прикосновения к плечу, к
голове и т. д.). При приветствии, включении в работу, прощании
используются данные знаки в игровой форме.
2.
Упражнения на создание работоспособности.
После
приветствия следует традиционный разогрев, проводятся
коллективные игры, направленные на включение детей в процесс,
снятие напряжения и создание атмосферы открытости.
-
Обсуждение проблемной
ситуации, используя учебное пособие Н. Пилипко «Приглашение
в мир общения». Обращение к индивидуальному опыту.
Доверительная беседа с детьми на волнующие темы. Упражнение
«Закончи предложение». Обсуждение проблемных ситуаций
способствуют развитию понятий, осмыслению важных жизненных
вопросов. Анализ ответов детей дает возможность получать
представления о переживаниях каждого ребенка. Рисование
(индивидуальное, коллективное).
-
Подвижные игры.
Релаксационные упражнения.
Заканчивается занятие
успокоением детей, обучением навыкам саморегуляции; игры
способствуют снятию напряжения и, в то же время, дисциплинируют,
организуют детей благодаря необходимости выполнять правила.
-
Ритуал прощания.
В конце каждого занятия
детям предлагается ответить на вопросы:
Какие упражнения, задания они
выполняли?
Какие из них были трудные?
С какими заданиями дети
справились без труда?
Какое упражнение, задание или
игра понравилась больше остальных?
Ожидаемые результаты:
·
Повышение целенаправленной активности, психического тонуса
·
Снижение
эмоционального напряжения
·
Улучшение самоконтроля и саморегуляции.
·
Формирование адекватной самооценки
·
Терпимость, доброе отношение друг к другу
·
Повышение интереса к совместной деятельности в свободное от
уроков время
·
Повышение интереса к психологическим занятиям
Тематическое планирование по
программе «В мире общения» (29 часов)
Тема занятия |
Цели и задачи |
Содержание |
Кол-во
часов |
1. Давайте поздороваемся |
o
создать мотивацию на
познание друг друга
o
формирование сплоченности
группы
o
снижение
психоэмоционального и мышечного напряжения |
1.
Упражнение «Приветствие по кругу»
2.
Упражнение «Представление по
кругу»
3.
Игра «Я люблю…, а вы»
4.
Рисунок «Мы вместе»
5.
Игра «Взялись за руки»
6.
Упражнение «Волна»
7.
Прощание |
1 |
Часть 1.Что
можно узнать о себе |
|
2. Настроение |
o
создать условия для
самораскрытия детей
o
создать мотивацию на
познание друг друга
o
развивать у детей
потребность в самоанализе, рефлексии, оценивать
собственное состояние, настроение
o
формирование сплоченности
группы
o
снижение
психоэмоционального и мышечного напряжения |
1.
Упражнение «Приветствие в парах»
2.
Упражнение «Постройтесь по…»
3.
Работа со схемой «настроение
можно выразить»
4.
Работа с рисунком. Раскрась того
клоуна, чье настроение похоже на твое настроение сейчас.
5.
Упражнение «Мое настрение
сейчас…, потому что,…, я хочу чтобы сейчас…»
6.
Игра «Атомы»
7.
Упражнение «Волна»
8.
Прощание |
1 |
3. Какой я |
o
развивать у детей
потребность в самоанализе, рефлексии, формирование
умения в каждом человеке находить хорошее
|
1.
Упражнение «Необычное
приветствие»
2.
Упражнение «Расскажи немного о
себе» (план)
3.
Игра «Самый-самый»
4.
Игра «Ассоциация»
5.
Упражнение «Хорошие слова»
6.
Упражнение «Доверительное
падение»
7.
Упражнение «Радуга»
Прощание |
1 |
4. Моя семья |
o
формировать представления
о семье, ее роли в жизни человека.
|
1.
Упражнение «Приветствие»(как мама
с дочкой, папа с сыном , дед со внуком и т. д.)
2.
Упражнение «Событие из жизни
вашей семьи»
3.
Упражнение «Когда я вырасту, то
хотел бы быть похож на…»
4.
Рисунок «Моя семья»
5.
Упражнение «Ласковое слово»
6.
Упражнение «Радуга»
7.
Прощание
|
1 |
Часть
2. Это дружное слово вместе |
|
5. Что мешает договориться |
o
Помочь детям понять, как
влияют на эффективность коллективной работы модели
поведения, продемонстрированные каждым ее участником.
Показ ребенку примера эффективного поведения во время
коллективной деятельности.
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Паутина»
3.
Работа над басней «Лебедь, щука и
рак» (И. А. Крылов)
4.
Упражнение «Что мешает
договориться» (ролевая игра)
5.
Упражнение «Мешает
договориться…»
6.
Упражнение «На озере»
8.
Прощание |
1 |
6. Как работать вместе
слаженно |
o
Формирование
коммуникативных навыков (развитие умения слушать
другого, работать вместе над поставленной задачей).
Развитие умения работать в паре, группой. |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Близнецы»
3.
Работа с правилами «Как работать
вместе и не ссориться»
4.
Упражнение «Карандаш»
5.
Упражнение «На озере»
6.
Прощание |
1 |
7. Учимся понимать друг друга
(1) |
o
Формирование
коммуникативных навыков (развитие умения слушать и
слышать другого, определять состояние, настроение по
выражению глаз, по мимике, по позе, жестам)
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Магнитофон»
3.
Упаражнение «Волшебная лесенка
(легко - трудно)»
4.
Работа с рисунками «Определи,
кому принадлежат фразы», «Найди 5 отличий в настроении
мальчиков», «Догадайся, какая девочка веселая,
грустная, сердитая », «Найди 5 отличий в настроении
мальчиков»
5.
Упражнение «На озере»
6.
Прощание |
1 |
8. Учимся понимать друг друга
(2) |
o
Формирование
коммуникативных навыков (развитие умения слушать и
слышать другого)
o
обучение приему «пара
фраз» |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Испорченный телефон»
3.
Упражнение «Пара фраз»
4.
Работа с рисунком «Кто из ребят
понимают друг друга, а кто нет ?»
5.
Упражнение «Порхание бабочки»
6.
Прощание |
1 |
9. Подводим итоги |
o
Формирование и
закрепление коммуникативных навыков (развитие умения
слушать и слышать другого, определять состояние,
настроение по выражению глаз, по мимике, по позе,
жестам)
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Иностранец»
3.
Работа с рисунками «Помоги найти
мальчику девочку , которой он симпатичен», «Определи,
кому принадлежат следующие слова»
4.
Упражнение «Закончи предложение:
понимать друг друга помогает (мешает)»
5.
Упражнение «Волшебные лесенки
узнал много (мало) нового, было скучно (интересно)».
6.
Упражнение «Порхание бабочки»
7.
Прощание |
1 |
10. Что важно для дружбы |
1.
Формирование позитивного
отношения к окружающим
o
Осознание учащимися важности настоящей дружбы и
настоящих друзей в жизни человека
o
Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
|
1.
Приветствие «Имя в движении»
2.
Продолжи предложения (Настоящий друг – это; Друзья
всегда…; Я могу дружить с такими людьми, которые…; Со
мной можно дружить, потому что…)
3.
Упражнение «Что важно для дружбы» (коллаж)
4.
Этюд «Два друга»
5.
Рисунок «Мой друг»
6.
Упражнение «Волшебные снежинки»
7.
Прощание |
1 |
Часть
3. Средства общения. |
|
11. Средства общения: мимика,
жесты
|
o
Развитие у детей
способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции,
правильно их выражать (подражательное воспроизведение,
мимика, жесты)
|
1.
Приветствие «Имя в движении»
2.
Коллаж
«Средства общения»
3.
Упражнение «Отметь, в каких случаях выражение лица не
согласуется с тем, что человек говорит»
4.
Гимнастика для лица
5.
Упражнение «Карта настроения»
6.
Упражнение «Волшебные снежинки»
7.
Прощание |
1 |
12. Средства общения: мимика,
интонация, слова
|
o
Развитие у детей
способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции,
правильно их выражать (подражательное воспроизведение,
мимика, жесты, интонация, слова)
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Атомы»
3.
Упражнение «Придумай фразу и передай ее жестами»
4.
Упражнение «Волшебные снежинки»
5.
Прощание |
1 |
13. Средства общения:
поза, жесты, походка |
o
Развитие у детей
способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции,
правильно их выражать (подражательное воспроизведение,
поза, интонация, слова, походка)
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Пройдись, как…»
3.
Упражнение «Какие эмоции испытывает каждый из
ребят»(поза)
4.
Упражнение «Скульптор»
5.
Упражнение «Волшебные снежинки»
6.Прощание |
1 |
14. Психологическое
пространство (формальное, неформальное общение) |
o
формирование представлений
о психологическом пространстве (расстояние друг от
друга, расположение относительно друг друга, ощущения
(комфортно – некомфортно, удобно – неудобноё,
напряженно)) |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Постройтесь по…»
3.
Беседа «Психологическое
пространство»
4.
Упражнение «Рассмотри рисунки. Предположи, в какой
ситуации Маше и Пете удобнее разговаривать»
5.
Упражнение «Поговори со мной» (в парах)
6.
Упражнение «Волшебные снежинки»
7.
Прощание
|
1 |
15. Психологическое
пространство (личное психологическое пространство) |
o
формирование представлений
о психологическом пространстве(личное
психологическое пространство) |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Атомы»
3.
Практическое задание «Личное
психологическое пространство»
4.
Упражнение «Рассмотри рисунки. Что будет помогать
общению».
5.
Упражнение «Движения»
6.
Упражнение «Волшебные снежинки»
7.
Прощание
|
1 |
16. Как устроено общение |
o
формирование представлений
о том, как устроено общение
(вступление в контакт, разговор, завершение общения) |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Атомы»
3.
Беседа «Как
устроено общение» (схема)
4.
Диалог « Разговор по телефону»
(1, 2: сравнение). Работа со схемой. Проигрывание.
5.
Упражнение «Движения»
6.
Упражнение «Волшебные снежинки»
7.
Прощание |
1 |
17. Начало общения:
вступление в контакт, диалог |
o
формирование представлений
о том, как устроено общение
(вступление в контакт, диалог) |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Дружелюбные слова, доброжелательный взгляд»
3.
Упражнение «Подчеркни фразы, которыми ребята
приветствуют друг друга», «Подчеркни те, которые
приглашают к общению»
4.
Упражнение «Правила знакомства». Ролевое проигрывание.
5.
Упражнение «Красивая поляна»
6.
Прощание |
1 |
18. Завершение общения: выход
из контакта |
o
формирование представлений
о том, как устроено
общение(выход из контакта) |
1.
Приветствие «Добрые слова»
2.
Работа над стихотворением
«Поближе узнаем друг друга» (Л. Рыжов)
3.
Диалог. Ролевое проигрывание.
4.
Упражнение «Подчеркни те слова, которые говорят при
прощании»
5.
Упражнение «Красивая поляна»
6.
Прощание |
1 |
19. Давайте общаться |
o
формирование и
закрепление представлений о том,
как устроено общение |
1.
Приветствие
2.
работа с текстом «Представляешь,
что было вчера»
3.
Беседа «Что важно для общения»
4.
Ролевое проигрывание (поход в
библиотеку, покупка хлеба в булочной, телефонный
разговор с другом)
5.
Прощание. |
1 |
Часть 4. «Общение в
разных жизненных ситуациях» |
|
20. Обращение с просьбой |
o
формирование представлений
о том, как обратиться с
просьбой |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Тропинка»
3.
Упражнение «Не хочу чувствовать себя по - дурацки»
4.
Упражнение «Соедини стрелочками ситуации просьбы с
соответствующими способами обращения: приказ, вежливая
просьба, выпрашивание». Схема.
5.
Задание. Рассмотри рисунки. Обратите внимание на мимику,
жесты, позы участников ситуаций. как вы думаете, что они
могут чувствовать.
6.
Упражнение «Снеговик»
7.
Прощание. |
1 |
21. Что помогает общению в
ситуации просьбы |
o
формирование представлений
о том, что помогает общению в
ситуации просьбы |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Добрые слова»
3.
Коллаж
«Что помогает общению
в ситуации просьбы»
4.
Ролевое проигрывание «Обращение с просьбой (сколько
времени, передать деньги на проезд и др.)»
5.
Упражнение «Объясни, почему для тебя это важно»
6.
Упражнение «Снеговик»
7.
Прощание. |
1 |
22. Взаимопонимание в
ситуации просьбы |
o
формирование представлений
о том, что обращаясь с
просьбой к человеку, он имеет право на отказ. |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Атомы»
3.
Упражнение «Почему Маша не дала почитать книгу Пете?»
4.
Упражнение «Давай договоримся»
5.
Упражнение «Слова благодарности»
6.
Упражнение «Я спокоен»
7.
Прощание. |
1 |
23. Вежливый отказ 1 |
o
формирование представлений
о том, как вежливо отказать |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Выйти по числу пальцев»
3.
Упражнение «Скажи вежливо нет, откажись»
4.
Упражнение «Уважительные причины»
5.
Упражнение «Я спокоен»
6.
Прощание. |
1 |
24. Вежливый отказ 2. |
o
формирование представлений
о том, как вежливо отказать
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Постройтесь по…»
3.
Упражнение «Почему сложно отказать» (коллаж)
4.
Упражнение «Почему мне сложно отказать…»
5.
Упражнение «Я спокоен»
6.
Прощание. |
1 |
25. Общение в ситуации
вежливого отказа |
o
формирование представлений
о том, что могут чувствовать
люди в ситуации отказа |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Атомы»
3.
Работа с рисунками. Ролевое
проигрывание.
4.
Упражнение «Закончи предложение»
5.
Упражнение «Я спокоен»
6.
Прощание. |
1 |
26. Извинение |
o
формирование представлений
о том, как извиниться |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
3.
Упражнение «Я разбил сегодня вазу». Обсуждение ситуации.
4.
Ролевое проигрывание.
5.
Упражнение «Я спокоен»
6.
Прощание. |
1 |
Часть
5. Сочувствие. |
|
27. Чувства другого человека |
o
формирование представлений
о том, что в общении важно
понимать как свои чувства, так и других людей |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Атомы»
3.
Работа с рисунком «Что чувствует
девочка»
4.
Упражнение «Покажи чувство, эмоцию»
5.
Упражнение «Я спокоен»
6.
Прощание. |
1 |
28.Проявление сочувствия |
o
формирование представлений
о том, что проявить
сочувствие – это значит выразить понимание чувств
другого человека, предложить ему свою поддержку |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Атомы»
3.
Упражнение «Проявление сочувствия». Работа с рисунками.
4.
Упражнение «Как поддержать другого человека»
5.
Упражнение «Я спокоен»
6.
Прощание. |
1 |
29. Подведение итогов |
o
закрепление навыков
общения |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
3.
Упражнение «Общению помогает».
4.
Упражнение «Закончи предложение»
5.
Ролевое проигрывание.
6.
Упражнение «Я спокоен»
7.
Упражнение «Круг любви» |
1 |
Список
использованной литературы:
-
Аржакаева Т. А., Вачков И.
В. Психологическая азбука. М., 2003.
-
Девина И. А Учимся понимать
людей. Учебное пособие для письменных творческих заданий. М.
, 2004.
-
Пилипко Н. В. Приглашение в
мир общения Тетрадь 1. часть. 2. М., 2010.
-
Пилипко Н. В. Приглашение в
мир общения Тетрадь 2. часть. 2. М., 2010.
-
Фопель К. Чтобы дети были
счастливы. М, 2006.
|