Государственное образовательное учреждение Ярославской
области
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области,
ул. Магистральная, д. 43.
Утверждена приказом директора школы: №__________от «_____»_____________2011 г. Директор школы А.И. Ивахненко
Рабочая программа на 2011 – 2012 год
Педагог-психолог Говорская Е.Ю.
Пояснительная записка к программе «Я учусь владеть собой» (формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки) Программа «Я учусь владеть собой» рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста, автором которой является Н. П. Слободяник, психолог, имеющий большой опыт практической работы. Данная программа с некоторыми изменениями может являться частью целенаправленной работы в системе оказания психологической помощи детям с проблемами в развитии. Коррекционно-развивающие занятия способствуют формированию социально корректного поведения, помогают научить детей с проблемами в развитии понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка. Известно, что дети с проблемами в развитии отличаются, прежде всего, характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля. Эмоции недостаточно дифференцированы, диапазон переживаний невелик. Переживания примитивны, полярны: ребенок испытывает либо печаль; либо радость, либо удовольствие, либо неудовольствие. Характерной чертой является неадекватность эмоций в ответ на внешние воздействия. Переживания их неглубокие, поверхностные, отличаются неустойчивостью. Имеют место расстройства настроения (эйфория - немотивированное повышенное настроение, апатия - проявление безразличия к окружающей действительности, дисфория – эпизодические расстройства настроения). Можно отметить слабость волевой регуляции, зависимость от минутных желаний и влечений, неумение и нежелание преодолевать малейшие трудности; тенденцию вести себя вызывающе в обществе с целью привлечь к себе внимание взрослых при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности, неспособность контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме, уклонение от ответственности за свои поступки. Отмечается также контрастность показателей воли: недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, действовать в соответствии с несколько отдаленными целями – безудержность побуждений, непреодолимость отдельных желаний; большая внушаемость, некритическое восприятие оценок, советов окружающих, необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление рациональным доводам окружающих. Низкий уровень критичности не позволяет им в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. Поэтому специфический тип их психической ориентации в мире отражается и на характере их социальных контактов. Саморегуляция поведения обеспечивает контроль за соблюдением норм общения в соответствии с требованиями морали. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности. В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами способами анализа своего поведения и поведения других людей. Личностная саморегуляция, как важный фактор учебной деятельности, связана с осознанием и претворением в жизнь социальной позиции ученика. Она определяется степенью мотивации учения и пониманием ребенком его значимости, умением соблюдать требования к деятельности и поведению, способностью управлять произвольными процессами (памятью, вниманием, действиями). Программа призвана способствовать эмоционально-положительному отношению к учебно-познавательным ситуациям, опосредованным формами содержательного общения и взаимодействия. В ходе проведения занятий планируется обучение детей выделению причинно – следственных связей и особенностей поведения. Предполагается создание условий для достижения единства эмоционального познавательного развития, обретения детьми некоторых речевых навыков выражения своих эмоциональных состояний(радость, грусть, обида, сердитость, недовольство). Основной целью программы является развитие эмоциональной регуляции поведения детей, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь произвольности, а так же предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. Занятия продуманы с учетом того, чтобы атмосфера на них распространялась по типу «заражения эмоциями» и являлась основным механизмом регуляции и формирования эмоционального состояния и контроля. Формирование уверенности в себе и снятие тревожности осуществлялось по таким направлениям, как формирование у детей оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, освобождаться от текущих жизненных стрессов, укрепления уважения к себе, доверия к своим способностям, умениям и навыкам. Ребенок с проблемами в развитии имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Можно выделить в работе с ними несколько наиболее важных задач: · Воспитание у детей интереса к окружающим людям; · Формирование коммуникативных навыков и умения извлекать опыт из неудачного общения; · Обучение саморегуляции своего состояния и успешного разрешения конфликтов.
Практически на каждом занятии присутствует игровой персонаж дракончик Памси. Вышеотмеченные особенности эмоционально-волевой сферы находят отражение в поведении учащихся 3а, 4а классах СКОУ 8 вида. Продолжительность занятий 35 – 40 минут. Всего 27 занятий в течение учебного года. На занятиях используются разнообразные методы: релаксация, игры, рисование, направленное восприятие, дискуссии, разучивание правил, психогимнастика. В конце каждого занятия детям предлагается ответить на вопросы: Какие упражнения, задания они выполняли? Какие из них были трудные? С какими заданиями дети справились без труда? Какое упражнение, задание или игра понравилась больше остальных? Ожидаемый результат от реализации программы:
Тематическое планирование (27 ч)
Использованная литература: 1. Захаров А. И. «Как преодолеть страх у детей». М.:1989. 2. Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М.: 2003. 3. Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.: 2004. 4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000. 5. Чистякова Г. И. Психогимнастика. М.: 1990.
|