Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области, ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03
Электронная почта deti@deti.pereslavl.ru

 

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№__________от «_____»_____________2010г.

Директор школы

А.И. Ивахненко

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Развитие зрительно-пространственного гнозиса в 1 классе

на 2010 – 2011 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагога-психолога Говорской Е. Ю.


 

Пояснительная записка

 

Развитие зрительно-пространственного гнозиса, саморегуляции.

                 1 класс                                                                                                    

1. Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Работа над предлогами «над», «под», «между», автоматизация в устной речи наречий, обозначающих внешние признаки предметов, больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, короче, длиннее.

3. Обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности.

4. Развитие динамической организации деятельности.

5. Развитие психических функций.

Структура:

А) Приветствие

Б) Телесные упражнения

В) Упражнения на формирование и закрепление  представлений о частях тела, о собственном лице, над величиной, формой, размером. Работа с предлогами.

Г) Упражнения на развитие мышления, сукцессивных процессов, речи, ручной моторики, ритмической организации деятельности.

Д) Упражнения на снижение психического напряжения.

Е) Прощание.

 

Тема

Содержание

Часы

 

 

 

 

 

Где наши ручки?

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Мы похлопаем в ладоши.

3.      Велосипед.

4.      Пальчиковые игры

5.      Работа с геометрическими фигурами (треугольник), закрепление цветов. Обведи по трафарету. Раскрась. Приклей. Найди предметы, похожие на треугольник. Картинки спрятались. Волшебный мешочек.

6.      Запомни, лови.

7.      Зоопарк.

8.      Прощание.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Кто быстрее всех

 

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Мы похлопаем в ладоши.

3.      Велосипед.

4.      Пальчиковые игры

5.      Работа с геометрическими фигурами (треугольник), закрепление цветов. Найди такой же. Обведи по точкам. Заштрихуй. Нарисуй поменьше.

6.      Найди среди картинок отгадку на загадку.

7.      Конструирование елочки.

8.      Зоопарк.

9.      Прощание.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Сделай красиво.

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Бабушка Маланья.

3.      Эмбрион.

4.      Пальчиковые игры

5.      Работа с геометрическими фигурами (круг), закрепление цветов. Обведи по трафарету. Вылепи из пластилина большой и маленький (колобок).

6.      Дорожка.

7.      Зоопарк.

8.      Сидели два медведя.

Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Будь внимателен.

 

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Бабушка Маланья.

3.      Эмбрион.

4.      Пальчиковые игры

5.      Работа с геометрическими фигурами (круг), закрепление цветов. Найди предметы, похожие на круг. Картинки спрятались.

6.      Найди среди картинок отгадку на загадку.

7.      Аппликация.

8.      Мы ногами топ –топ.

9.      Мыльные пузыри.

Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Что бывает…?

 

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Лодочка.

3.      Каравай.

4.      Пальчиковые игры

5.      Работа с геометрическими фигурами (квадрат), закрепление цветов. Обведи по трафарету. Раскрась. Найди лишнюю фигуру. Какого цвета. Что в природе бывает такого же цвета? (игра с мячом).

6.      Конструирование домика (квадрат, треугольник).

7.      Мыльные пузыри.

8.      Прощание.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Секретный агент.

 

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Лодочка.

3.      Каравай.

4.      Пальчиковые игры

5.      Работа с геометрическими фигурами (квадрат), закрепление цветов. Дорисуй большой – маленький квадрат. Раскрась двумя цветами.

6.      Секретный шифр (наложение геометрических фигур на предметы соответствующей формы).

7.      Мыльные пузыри.

Прощание.

 

 

 

 

 

1                                         

 

 

Прямоугольный мир

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Велосипед.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с геометрическими фигурами (прямоугольник): Обведи по трафарету. Раскрась. Дорисуй большой – маленький. Раскрась двумя цветами. Найди лишнюю фигуру. Найди предметы, похожие на прямоугольник.

5.      Упражнение «Молоток»

6.      Секретный шифр.

7.      Сидели два медведя.

8.      Прощание.

 

 

 

1

 

 

 

Сделай верно.

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Велосипед.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с геометрическими фигурами (прямоугольник): сложи из разрезанных частей прямоугольник.  Приклей. Найди прямоугольник шире – уже. Обведи по точкам. Заштрихуй. Нарисуй побольше.

5.      Упражнение «Молоток»

6.       Секретный шифр.

7.      Сидели два медведя.

8.      Прощание.

 

 

 

 

1

 

 

 Овощи

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Вездеход.

3.      Пальчиковые игры

4.      Прикосновения

5.      Работа с временными представлениями

6.      Дорожка, в гости к кроту

7.      Что это? Загадки. Как назвать одним словом?(овощи: лук, морковь, капуста, помидор, огурец) Какого цвета? Какой формы?(работа с геометрическими фигурами)

8.      Лисенок нарисовал овощи и перепутал краски. Соедините линией те овощи, в которых надо поменять местами цвета.

     6. Ветер, дождь, гром (К. Фопель)

     7. Прощание.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

В огороде

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Лодочка.

3.      Вы можете?

4.      Стихотворение «Что выросло на нашей грядке?» Дети перечисляют. (Кислова)

5.      Где выросли овощи (аппликация: над землей, под землей, между)

6.      закончи предложение «Собираем урожай» ((Кислова С. 40)

7.      Динамическая пауза: созрели наши овощи. Движение по комнате: сбор урожая (вперед, назад, вбок)

8.      Что можно приготовить?(работа с иллюстр.)

9.      Игра (хоровод) (Ковалько)

10 . Прощание.

 

 

1

 

 

 

Фрукты

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Эмбрион

3.      Пальчиковые игры

4.      Прикосновения

5.      Отгадай загадку

6.      Игра «Что больше, что меньше» Какой формы? (Кислова)

7.      Работа с цифровым рядом

8.      Динамическая пауза: Яблоко

9.      Обведи по контуру. Штриховка

10.  Облака

Прощание.

 

 

 

1

 

 

 

Фруктовый

сад

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Вездеход.

3.      Пальчиковые игры

4.      Веселая змейка

5.      Прогулка по фруктовому саду

6.      Выросли фрукты (деревья: выше - ниже, шире – уже, длиннее – короче: рисуем определенное количество фруктов) (предлог НА)

7.      Сбор урожая: закончи предложение «Собираем урожай» ((Кислова С. 40)

8.      Работа с цифровым рядом

9.      Движение по комнате: сбор урожая (вперед, назад, вбок)

10.  Облака.

Прощание.

 

 

 

 

1

 

 

 

Найди верно.

1.      Приветствие.

2.      Качалка.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Работа с серией картинок (3 шт.).

6.      Упражнение «На что это похоже?»

7.      Упражнение «Пень - ёлка»

8.      Упражнение «Молоток» (ритмич. упр.)

9.      Упражнение «Мыльные пузыри».

10.  Прощание.

 

 

1

 

 

 

Думай, рисуй.

1.      Приветствие.

2.      Эмбрион

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Упражнение «Найди у соседа».

6.      «Ухо - нос»

7.      Упражнение «Ноги - руки» (ритмич. упр.)

Упражнение «Рисунок человека» (по очереди дети дорисовывают части тела)

8.      Работа с цифровым рядом

9.      Упражнение «Огонь – лед».

10.  Прощание.

 

 

 

1

 

 

 

Сделай правильно.

1.      Приветствие.

2.      Эмбрион

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Упражнение «Я могу ошибиться».

6.      Прокати большую и маленькую машину по узкой и широкой дорожке.

7.      Упражнение «Мы играем на гармошке» (ритмич. упр.)

8.      Конструктор.

9.      Упражнение «Слушай и повторяй».

10.  Упражнение «Черепахи, кошки, птицы».

11.  Прощание.

 

 

 

1

 

 

 

 

Будь внимателен.

1.      Приветствие.

2.      Лодочка.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Упражнение «Найди отличия».

6.      «Ухо - нос»

7.      Упражнение «Лабиринт».

8.      «Мы ножками потопаем»  (ритмич. упр.)

9.      Упражнение «Обведи по точкам».

10.  Упражнение «Шалтай-болтай».

Прощание.

 

 

1

 

 

 

Стрелок.

 

 

 

 

 

 

 

1.      Приветствие.

2.      Лодочка.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Упражнение «Попади в цель» (работа над понятиями дальше - ближе)

6.      Упражнение «Пень - ёлка»

7.      Упражнение «Спортсмены строятся»

( выше - ниже).

8.      Упражнение «Ноги - руки» (ритмич. упр.)

9.      Упражнение «Дорисуй до целого».

10.  Упражнение « Росток».

Прощание.

 

 

 

1

 

 

Части тела

  1. Приветствие (с мячом).
  2. Велосипед.
  3. Пальчиковые игры
  4. Работа с цифровым рядом
  5. Вы можете?
  6. Игра «Один - много»
  7. Дорисуй недостающие части тела у   животных
  8. Динамическая пауза: Мы топаем ногами…
  9. Сравни животных, чем отличаются.
  10. Сидели два медведя

Прощание.

 

 

1

 

 

 

           Тому, у кого…

 

1.      Приветствие.

2.      Качалка.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Упражнение «Тому, у кого…».

6.      Упражнение «Ухо - нос»

7.      Разрезанные картинки.

8.      «Мы ножками потопаем»  (ритмич. упр.)

9.      Работа с временными представлениями

10.  Упражнение «Картинки – загадки».

11.  Упражнение «Ловим комаров»

12.  Прощание.

 

 

1

 

 

Зашли в гости

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Велосипед.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Гуляем по комнате

6.      Доскажи слово. (Кислова С.47)

7.      Какой дом? Из чего строят дом?

8.      Динамическая пауза: «Игрушечная стройка, стих. И. Лопухиной»

9.      Строительство дома из геометрических фигур по образцу (цвет, фигура)

10.  Волшебный сон

Прощание.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

В гостях хорошо

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Качалка.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Веселая змейка

6.      Загляни в комнаты (зрит – моторн.)

7.      Доскажи слово. (Кислова с. 50)

8.      Динамическая пауза:Я иду и ты идешь (Ковалько с. 92)

9.      Отгадай загадку – описание про мебель.

10.  Конструирование из палочек.

11.   Игра (хоровод) (Ковалько с. 31)

Прощание.

 

 

1

 

 

Умеем работать

1.      Приветствие (с мячом)

2.      Велосипед.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Я могу ошибаться!

6.      Отгадай загадку

7.      Конструирование из палочек

8.      Динамическая пауза: инструменты.

9.      Лабиринт: собери инструменты

10.  Волшебный сон

Прощание.

 

 

1

 

 

 

На кухне

1.      Приветствие (с мячом)

2.      Вездеход.

3.      Пальчиковые игры

4.      Я могу ошибаться!

5.      Работа с серией картинок (3 шт.).

6.      Работа с рис. Сравнение предметов посуды

7.      Обведи по контуру. Заштрихуй. Вырежи

 ( чайник)

8.      Динамическая пауза: Зарядка.

9.      Скажи наоборот.

10.  Мыльные пузыри.

11.  Прощание.

 

 

 

1

 

 

Поварята

1.      Приветствие (с мячом)

2.      Велосипед.

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Гуляем по комнате

6.      Отгадай загадку.

7.      Игра «Один – много».

8.      Динамическая пауза: точим нож.

9.      Лабиринт.

10.  Конструирование из палочек.

11.  Мыльные пузыри.

12.  Прощание.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

По лесной тропинке

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Велосипед

3.      Пальчиковые игры

4.      Дорожка (Буква О)

5.      Собираем цифры  (от 1 до 10)

6.      Три медведя: ритм. упр.

7.      Отгадай время суток

8.      Сбей цель (мяч)

9.      Мыльные пузыри

Прощание

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Жучки, пчелки - труженники

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Лодочка

3.      Пальчиковые игры

4.      Магазин.

Цель: Развитие восприятия толщины предметов. Актуализация словаря: толстый, тонкий. Развитие диалогической речи.

Оборудование: толстые и тонкие предметы (карандаши, спицы, бумага, гвозди, ткань, книги, тетради, фломастеры, проволока).

Ход: На витрине предметы разной толщины. Ребенок выбирает желаемый предмет, говорит продавцу: Я хочу купить толстый карандаш.

5.      Дорожка (Буква Л)

6.       Полет пчелки (соединяем цифры в прямом порядке)

7.      Часики: ритм. упр.

8.      Собери из  объемных геометрических фигур по образцу (предлоги над, под, между)

9.      Сбей цель(мяч)

10.  Майские жуки

Прощание

 

 

 

1

Огородники

1.      Приветствие «Доброе тело»

2.      Велосипед; Дорожка в огород (Она имеет образ письменной буквы «В» (узкая дорожка).

3.      Пальчиковые игры

4.      Загадки. Какие овощи будем сажать?

5.      На какую фигуру похожи овощи (треугольник, круг, овал)

6.      Задание на соотнесение числа с количеством.

7.      Сажаем овощи (имитация действий: копаем грядку, кидаем в землю семена, поливаем)

8.      Динамическая пауза «Созрели наши овощи»

9.      Выросли овощи (В кармашки)(за столом)(предлоги «над», «под»)

10.  Соедините линией те овощи, в которых нужно поменять местами цвета.

11.  «На полянке».

12. Прощание.

 

 

 

1     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медвежата - художники

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Эмбрион

3.      Пальчиковые игры

4.      Дорожка ( Буква  А письменная)

5.      Раскрашиваем цифры в прямом ряду от 1 до 8 двумя цветами: 1 – красным, 2 – зеленым, 3 – красным и т. д.

6.      Три медведя: ритм. упр.

7.      Постройтесь (предлоги за, перед, между)

8.      Сбей цель(мяч)

9.      Сидели два медведя

10.  Прощание

 

 

 

1

 

 

 

В магазине

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Лодочка

3.      Пальчиковые игры

4.      Дорожка (Буква П)

5.      Раскладывание количество фишек соответственно цифрам от 1 до 10 (продавец)

6.      Часики: ритм. упр.

7.      Постройтесь. Кто справа, кто слева.

8.      Сбей цель(мяч)

9.      «На полянке».

10.  Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Охотники

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Эмбрион

3.      Пальчиковые игры

4.      Дорожка (Буква  У письменная)

5.      Конструирование из палочек: из двух, из трех, из четырех и т. д. (по образцу)

6.      Три медведя: ритм. упр.

7.      Правый, левый.

8.      Сбей цель(мяч)

9.      Мыльные пузыри

10.  Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Все можем

 

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Лодочка

3.      Пальчиковые игры

4.      Дорожка (Буква Н письменная)

5.      Упр. на соотнесение числа с количеством. Какое число больше, а какое меньше.

6.      Часики: ритм. упр.

7.      Упражнение:Улица.

Обучение навыкам выбора предметов, отличающихся по одному признаку: величине, ширине, высоте, длине, толщине зрительно и по слову. Актуализация понятий: большой-маленький, широкий-узкий, толстый-тонкий.

Оборудование:  карта с контурным изображением улицы, предметные картинки (высокий, низкий дом; большой, маленький автобус; длинная, короткая скамейка; дерево с толстым и тонким стволом; широкая и узкая дороги).

8.      Сбей цель(мяч)

9.      Майские жуки

10.  Прощание

 

 

 

1

 

 

 

Все у нас получится

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Велосипед

3.      Пальчиковые игры

4.      Дорожка(Буква И письменная)

5.      Вставь пропущенное число в ряд

6.      Три медведя: ритм. упр.

7.      Сравни картинки

8.      Сбей цель(мяч)

9.      Майские жуки

10.  Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Лесочек

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Вездеход

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Молоток (ритм. упр.)

6.      Работа над предлогами(над, под, между)

Аппликация «Елочка» (из треугольников)

7.      Майские жуки

8.      Прощание

 

 

1

 

 

 

Как правильно?

1.      Приветствие (с мячом).

2.      Качалка

3.      Пальчиковые игры

4.      Работа с цифровым рядом

5.      Часики (ритм. упр.)

6.      Работа с временными представлениями

7.      Упражнение «Четвертый лишний»

8.      Майские жуки

9.      Прощание

 

 

 

1