Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль- Залеская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области, ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03.
Электронная почта deti@deti.pereslavl.ru

 

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№__________от «_____»_____________2010г.

Директор школы

А.И. Ивахненко

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Развитие зрительно-пространственного гнозиса во 2 классе

на 2010 – 2011 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагога-психолога Говорской Е. Ю

 

 


 

Пояснительная записка

1.      Формирование пространственных ориентировок (определение и закрепление относительно своего тела положения справа, за, перед, слева, правее, левее, определение и отработка положения предмета относительно другого предмета в позициях ниже, снизу, слева, справа, перед, над, между, из – за,  из -  под; различения левой и правой частей тела человека, стоящего напротив; ориентировка в помещении по инструкции взрослого; ориентировка в линейном ряду, ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая – левая сторона); расположение фишек по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа; составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур). Формирование представления о целостной картине пространства. Развивать умение складывать разрезные картинки. Формирование словаря, обозначающего пространственные отношения. Формировать конструктивный праксис.           Формирование регуляции пространственных двигательных актов. Формирование зрительно-моторной координации.

2.      Обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности.

3.      Развитие познавательных функций.

4.      Развитие динамической организации деятельности.

Структура:

  1. Приветствие.
  2. Телесные упражнения.
  3. Упражнения на развитие познавательных процессов, зрительно – пространственного гнозиса, праксиса, конструктивного праксиса.
  4. Игры на снятие напряжения.
  5. Прощание.

Тема

Содержание

Часы

  1. Узнай предмет
1. Приветствие

2. Телесные упражнения.

3. Задание на узнавание предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: объемные предметы, плоскостные изображения (от 2 до 7) предметов, хорошо знакомых ребенку.

4. Упражнение: Найди такой же предмет.

Оборудование: набор предметов ( до 6).

5. Упражнение: Найди цветок для бабочки. Оборудование: набор предметов и бабочек красного, синего, зеленого, желтого цвета.

6. Упражнение: Сложи пирамидку

Оборудование: 6 составная пирамидка

Работа с числовым рядом.

7. Задание по формированию собственно пространственных представлений. Анализ расположения частей лица с точки зрения вертикальной оси пространства.

 Оборудование: зеркало.

8.Упражнение «Ловим комаров».

9.Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

  1. Сделай правильно

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Задание: Узнай заколдованный предмет и назови его. Оборудование: предметные и силуэтные изображения.

4.      Упражнение: Кто скорее свернет ленту.

Оборудование: ленты различной длины.

5. Упражнение «Тому, у кого…».

6.Задание по формированию и закреплению пространственных представлений.

Оборудование: обстановка групповой комнаты.

o       Ребенка ставят в центре группы

o       Ребенок ложиться на пол, на спину

o       Ребенок встает на стул, на стол, залезает под стол.

7. Упражнение: Собери бусинки (продолжи заборчик, продолжи ряд)

Оборудование: Разноцветные бусинки (цветные палочки, геометрические фигуры разного цвета и размера).

8.Упражнение «Ловим комаров».

9.Прощание.

 

  1. Узнай , назови.

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Задание: Узнай и назови.

Оборудование: предметные и контурные изображения.

4.      Упражнение: Зеркало.

5.      Задание на развитие право-левой ориентировки.

Оборудование: ориентиры (часы, браслет, фенечки, колечко, наклейка).

6.       Упражнения:

o       Выкладывание высоких и низких лесенок из палочек (семечек).

o       Лепка высоких и низких пеньков.

o        Рисование ритмического ряда лесенок разной высоты.

 Оборудование: счетные палочки (семечки),

пластилин, карандаши, бумага.

7. Упражнение: Рисование линий в заданном направлении: летят снежинки, идет дождик.

Оборудование: карандаши, бумага.

8.Упражнение «Ловим комаров».

9.Прощание.

 

 

 

 

1

 

  1. Листики осенние

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Сложи коврик.

Оборудование: широкие и узкие полоски разного цвета.

Ход:

а) Ребенок выкладывает полоски по желанию, называя цвет и ширину.

б) Выкладывание коврика по образцу.

Для детей подготовительной группы:

в) Выкладывание коврика по рече-слуховой инструкции.

г) Выкладывание коврика по памяти.

4.      Упражнение: Разложи листья по размеру.

Оборудование: набор листьев разного размера (5-10 шт.)

Работа с числовым рядом

5.      Динам. пауза «Мы листики осенние»

6.      Упражнение: Рисование пунктирных и прямых линий в заданном направлении. Дождь.

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход: Накрапывает дождик.

o       Дождь пошел сильнее.

o       Подул ветер, дождь пошел сильнее и сильнее.

o       Ливень.

o       На земле появились лужи.

7.Упражнение «Ловим комаров».

8.Прощание

1

 

  1. Осеннее настроение

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Задание: Узнай и назови.

Оборудование: предметные, силуэтные, контурные и пунктирные изображения.

4. Упражнение: Что перепутал художник.

Оборудование: картина фантастических животных.

5. Упражнение: Рисование спиралей (клубков, улиток, шланга) в воздухе, на столе, на листе.

Оборудование: карандаш, бумага.

6. Аппликация «Осень»: обведи, вырежи, наклей листочки на дерево; наклей доски заборчика, в определенной последовательности.

7.Динам. пауза «Мы листики осенние»

8.Упражнение «Беги и возьми листочек».

9.Прощание.

1

 

  1. Сделай правильно

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Узнай и назови.

Оборудование: изображения предметов с недостающими деталями, в необычном или перевернутом положении.

4.      Упражнение: Построй домик из кубиков. У  кого выше? Работа с числовым рядом

5.      Рисование волнистых линий по точкам: листья падают.

6.      Формирование пространственного представления: сзади. Уточнение понятий: ближе ко мне (сзади), дальше от меня (сзади), сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.

     Оборудование: обстановка групповой комнаты, объемные игрушки.

7.      Упражнение: огонь-лед.

Прощание.

1

 

  1. Думай, собирай.

4.      Приветствие

5.      Телесные упражнения.

6.      Сравни два предмета.

Оборудование: пара предметов (например: толстая и тонкая книги, длинная узкая и широкая короткая ленты).

4. Упражнение: Расставь треугольники от самого маленького до самого большого.

(Формирование навыков практической сериации предметов с учетом величины (размера, ширины, высоты, длины, толщины).

Оборудование:

· Набор треугольников

· Набор полосок разной ширины

· Набор игрушек разной высоты

· Набор ниточек разной длины

· Набор палочек разной толщины

5.      Упражнение: лабиринт (ориентация в пространстве)

6.      Штриховка предметов горизонтальными линиями.

7.      Упражнение: огонь-лед.

8.      Прощание.

1

 

  1. Будь внимателен

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Задание: Узнай и назови.

Оборудование: карточки с зашумленными предметами.

4.      Сложи картинку.

5.      Штриховка предметов вертикальными линиями,

не заходя за контур предмета.

6.      Упражнение: золушка (разбери крупы).

7.      Упражнение: росток

Прощание

1

 

  1. Нелепицы.

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Задание: Узнай и назови.

(узнавание предметных изображений, наложенных друг на друга).

4.      Картинки -  нелепицы.

5.      Упражнение: ухо- нос

6.      Штриховка предметов вертикальными и

    горизонтальными линиями. Спрячь бельчонка в дупле от куницы.

7.      Рассказ по картинкам (3 картинки)

8.      Упражнение: три медведя

Прощание

1

 

  1. Первый снег

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Аппликация. «Первый снег»(оборудование: кусочки цветной бумаги, ствол дерева, вата, клей)

4.      Проведение прямых линий в заданном направлении.

Проведи линии так, чтобы каждая снежинка упала на дерево (дом).

5.      Игра «снежинки»

6.      Упражнение: огонь- лед.

Прощание.

1

 

  1. Сделай верно

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Найди место каждому треугольнику.

Оборудование: изображение фигуры, разделенной на треугольники и набор треугольников.

4. Упражнение: Дорисуй круг до предмета.

    Оборудование: карандаши, лист бумаги с нарисованными кругами.

5. Упражнение: Найди и обведи.

· Найди все треугольники и обведи красным карандашом (сначала ребенок может обвести все треугольники пальцем)

· Найди все круги и квадраты. Круги обведи синим карандашом, а квадраты зеленым.

6. Двигательное упражнение: постройте фигуру.

7. Упражнение: Узнай и назови буквы.

Узнавание буквы на разном фоне и написанных в различном стиле.

7.      Упражнение: снеговик.

Прощание.

1

 

  1. Морская прогулка

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3. Упражнение: Сложи картинку.

Оборудование: разрезная картинка с силуэтным изображением.

4. Упражнение: Выложи квадрат (овал).

Оборудование: семечки, рис, палочки, ниточки.

5. Упражнение: Рисование волнистых линий (волны на море).

6. Конструирование кораблика из геометрич. фигур.

7. Упражнение: Покормим птиц. Сортировка семян для птиц.

8. Упражнение: день-ночь

9. Прощание.

1

 

  1. Как правильно?

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Задание: Узнай и назови.

Оборудование: рисунки наложенных друг на друга контуров.

4.      Упражнение: Сравни двух клоунов(сходство и различие).

    Оборудование: картинки двух клоунов (в цветном исполнении).

5.       Упражнение: Что неправильно нарисовал художник.

Оборудование: картинки-нелепицы.

6.      Упражнение: Сложи картинку.

7.      Упражнение «Шалтай-болтай».

Прощание.

1

 

  1. Геометрическое лото

3.      Приветствие

4.      Телесные упражнения.

5.      Упражнение: Найди два одинаковых овала.

       Оборудование: рисунки разноцветных овалов.

4. Упражнение: Наложи квадраты.

Знакомство с разными способами составления квадратов по образцу.

Оборудование: набор квадратов разного размера.

5. Упражнение: Геометрическое лото.

Развитие восприятия формы. Развитие умения соотносить форму предмета с соответствующей фигурой.

Оборудование: набор предметных картинок, геом. фигуры.

6. Упражнение: Узнай животное по деталям.

       Оборудование: рисунки фрагментов животных.

7. Упражнение: Соединение геометрических фигур с заданными свойствами.

    Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, цветные карандаши.

    Ход: Педагог предлагает ребенку найти фигуры и соединить их

    сначала пальцем, затем провести линию от одной фигуры к другой.

    а) Найди круг. Обведи его. Найди треугольник и тоже обведи его.

    Проведи линию от круга к треугольнику (от треугольника к кругу).

  б) Найди все круги (все красные круги, большие красные круги) и соедини их линиями. Работа с числовым рядом.

8. Упражнение: огонь-лед.

Прощание.

1

 

  1. Подумай, скажи.

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Что это? Из каких геометрических фигур состоит предмет?

       Оборудование: карточки с изображением предметов, состоящих

    из геометрических фигур.

4. Упражнение: Сложи орнамент из геометрических фигур. (образец)

Оборудование: набор фигур.

5. Упражнение: Кто что любит? (Найди мамам детенышей).

       Оборудование: игры-лабиринты.

6. Задание на чередование упражнений на релаксацию: погладим котенка; маляр, полощим белье с динамическим праксисом.

7. Упражнение: Рисование волнистых линий (прыжки зайца,

    кузнечика, лягушки).

8. Упражнение: Сортировка пуговиц.

Развитие хватательных движений двумя пальцами: большим и  указательным. Развитие умения выделять форму, цвет, размер предмета и группировать с учетом заданного признака. Совершенствование навыков нанизывания пуговиц на проволоку.

Оборудование: набор пуговиц.

9.  Упражнение «Шалтай-болтай».

Прощание.

1

 

 

 

16.Играем вместе

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Задание: Узнай и назови.

Оборудование: карточки с наложенными контурами.

4. Упражнение: Что это? Из каких геометрических фигур и какого цвета предмет?

Оборудование: карточки (елочка, вагон, собака, дом и др.).

5. Упражнение: Дорисуй до целого.

6. Упражнение: Кто где живет? (У кого кто?)

Оборудование: игры-лабиринты.

7.Упражнение: Где звенит колокольчик?

Цель: Формирование пространственных представлений: уточнение понятий: сзади, впереди, справа, слева, вверху, внизу.

8.Упражнение: день-ночь

9. Прощание.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Буквознайки

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Жук-Буквоедик.

Оборудование: карточки с частичным изображением букв.

Ход: В кабинете появился Жук – Буквоедик. Он ест буквы. Я не могу узнать, какие буквы были на картинках. Помоги мне.

4. Упражнение: Сложи букву (конструктор букв).

Оборудование: набор элементов букв.

5. Упражнение: Рисование неотрывных спиралей.

Формирование регуляции пространственных двигательных актов.

Оборудование: карандаши, лист бумаги.

Варианты заданий:

· Следы на льду

· Полет бабочки

· Телефонный провод

· Дым из трубы.

6.Упражнение: До какой части тела дотронулась, чем и сколько раз?

Оборудование: палочка, зубная щетка, кисточка, кусочек меха, платок.

Ход: Ребенку завязывают глаза. Психолог дотрагивается до спины, ноги, руки, плеча, щеки, уха ребенка щеточкой, палочкой, кисточкой или мехом.

Первоначально ребенок может называть предмет и его часть тела, до которой дотронулись. В дальнейшем педагог уточняет сколько раз и с какой стороны: правой или левой.

7. Упражнение: снеговик.

8.Прощание.

1

 

 

 

 

 

 

18. Рыбки

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Рыбки в аквариуме.

Умение ориентироваться на плоскости. Актуализация понятий: вправо, влево, вверх, вниз.

4. Упражнение: Нарисуй чешую у рыбок.

Формирование регуляции пространственных двигательных актов

Оборудование: карандаши, лист бумаги с нарисованными контуром рыбы.

6. Упражнение: Раскрась рыбок по заданию.

Штриховка непрерывными линиями, не выходя за контур предмета.

Умение работать по многоступенчатой рече-слуховой инструкции.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными контурами рыбок, карандаши.

Ход: Предварительно необходимо научить ребенка раскладывать цветных рыбок в соответствии с требованиями задания. Для детей, не воспринимающих сложную инструкцию в полном объеме, целесообразнее давать пошагово в виде простых заданий.

7. Упражнение: Рыбка плывет в домик.

Динамической организации движений рук: развитие умения переключаться с одного движения на другое.

Ход: Левая ладонь – рыбка, правый кулак – домик; Правая ладонь – рыбка, левый кулак – домик.

8.Упражнение: Плывем-загораем.

9.Прощание.

1

 

 

 

19. Строители

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Сравни два предмета.

Цель: Развитие умения сравнивать два предмета. Актуализация понятий: вверху, внизу, справа, слева, вправо, влево.

4. Упражнение: Дом.

Динамическая организации движений. Развитие зрительно-слухового внимания.

Ход:

а) педагог называет части дома и показывает их руками: У дома есть пол, стены, потолок, крыша, окно, труба. Дети повторяют за педагогом все движения.

б) педагог называет части дома, но не всегда верно показывает их,  намеренно допускает ошибки. Дети должны показывать только те части, которые называет педагог.

5. Упражнение: Построй дом из геометрических фигур.

6. Упражнение: лабиринт.

Найди дорогу к дому.

7.      Упражнение: огонь-лед

Прощание.

1

 

 

 

 

20.Слушай и выполняй

4.      Приветствие

5.      Телесные упражнения.

6.      Упражнение: Что нарисовано?

Формирование представлений о пространственном соотношении частей одного предмета. Закрепление имеющихся представлений о целостном образе предмета, его форме, величине частей. Обучение составлению целого из частей.

Оборудование: рисунки с контурными изображениями предмета. К этой картинке ребенок подбирает соответствующие геометрические фигуры и складывает из них заданный предмет.

4.Упражнение: Дорисуй. Посчитай, сколько букв.

Работа с числовым рядом.

 5. Задание: Нарисуй круг. Поставь точку сверху круга (снизу, справа, слева).

Формирование умения ориентироваться на плоскости и работать по рече-слуховой инструкции.

6. Режим дня.

Цели: Формирование временных представлений: умение анализировать временной распорядок дня. Актуализация понятий: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Оборудование: набор карточек режимных моментов.

Ход: В предварительной работе до начала игры дети вспоминают все этапы своей деятельности на протяжении дня: подъем, зарядка, умывание, одевание, завтрак, уход в школу,  занятия, прогулка, обед, полдник, уход домой, просмотр телевизора. Каждому этапу соответствует карточка с рисунком. Карточки раздаются детям. Педагог начинаем игру с первой карточки: «утром Лида убирает свою постель». Далее игру продолжает тот ребенок, у кого следующая карточка.

7. Упражнение: день-ночь

8. Прощание.

1

 

 

 

 

21.  Аккуратные девочки, аккуратные мальчики

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Подбери одежду.

Узнавание одежды по силуэтному изображению.

Оборудование: набор карточек с силуэтными и предметными изображениями.

Ребенок может купить только ту одежду, силуэт которой изображен на карточке.

4. Упражнение: Заштопай все дырки.

Рисование горизонтальных и вертикальных линий в ограниченном пространстве.

5. Упражнение: Вяжем свитер (шапочку).

Рисование неотрывных спиралей в пространстве, ограниченном линиями.

Оборудование: карандаши, лист бумаги с нарисованными контурами свитера (шапочки).

6. Упражнение: Зашнуруй ботинок и завяжи бантик.

7. Упражнение: Застегни и расстегни пуговицы (кнопки).

8. Упражнение: Украсим одежду.

Рисование бордюров и орнаментов по ограниченной поверхности.

9. Упражнение: снеговик.

10. Прощание.

1

 

 

 

 

 

22.Меткий стрелок

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Разорванные кольца.

Актуализация понятий: вверху, внизу, справа, слева.

Ход: Расскажи, с какой стороны разорвано кольцо.

4.      Упражнение: Дорисуй чашки.

5.      Упражнение: Меткий стрелок.

ход: мячом необходимо сбить мягкую игрушку.

6.      Упражнение: Нарисуй такие же фигуры в пустых клетках.

7.      Упражнение: Какой предмет лишний? Какая фигура лишняя?

8.      Упражнение: солнышко греет.

Прощание.

1

 

 

 

23. Весна пришла

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3. Упражнение: Дорисуй картину «Весна».

Актуализация понятий: справа, слева и предлогов: на, под, над, за, перед.

Ход: Педагог предлагает ребенку дорисовать картину, используя предметы:

Задания:

· Нарисуй на небе солнце

· Слева от солнца нарисуй большое облако, справа – маленькое

· Нарисуй под крышей сосульку

· Нарисуй перед домом лужу

· Нарисуй на дереве почки

· Нарисуй слева от дома забор

· Нарисуй справа от дерева подснежник

· Нарисуй за забором еще два дерева

· Над ним нарисуй пять птиц.

(Для итогового контроля можно предложить сравнить рисунок с образцом и найти ошибки).

4. Упражнение: Запомни и повтори.

Ход:

а) Педагог предлагает ребенку повторить 3 движения в том же порядке.

б) Педагог предлагает ребенку повторить 3 движения в обратном порядке.

5. Упражнение: Допиши буквы.

6. Упражнение: росток.

7. Прощание.

1

 

 

 

24.Нарисуй, раскрась.

 

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Задание: Раздели лист пополам.

Справа нарисуй  треугольник, над ним квадрат, слева нарисуй круг, под ним овал.

Актуализация понятий: слева, справа, предлогов над-под.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

4.      Упражнение: Проведи прямые линии от точки к точке. Выстрел из пистолета.

5.      Упражнение: Заполни точками все фигуру.

Цель: Развитие зрительно-моторной координации.

Оборудование: карандаш, тетрадный лист с нарисованным контуром фигуры.

Ход: На тетрадном листе педагог рисует любую фигуру (контур предмета) и предлагает ребенку на пересечении линий ставить точки в фигуре.

6.      Упражнение: запрещенное движение.

7.      Упражнение: кто лишний? (животные)

8.      Упражнение: росток.

Прощание.

1

 

 

 

 

25. Мы водители

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Что изменилось?

Оборудование: картинки: легковая машинка, грузовик, самолет, вертолет, пожарная машина, скорая помощь и другие.

4. Упражнения:

· Из каких фигур нарисованы флажки.

· Найди два одинаковых флажка.

5. Упражнение: Шоферы.

Развитие умения ориентироваться в пространстве групповой комнаты и правильно выполнять команды: вперед, назад, направо, налево.

Оборудование: руль.

Ход: Ребенку предлагается роль шофера, который ведет машину по командам педагога.

6. Упражнение: светофор( слухо-моторная координация)

7. Упражнение: Дорисуй машины.

Оборудование: карандаши, лист бумаги с недорисованными линиями и образцом.

8.. Упражнение: лабиринт

· Прокатись на машинке по дорожке

9.Упражнение: мойка

9.      Упражнение: Построим машину

Ход: один ребенок сиденье, другой колесо и т. д.

10.  Упражнение: росток.

Прощание.

1

 

 

 

26. Давайте поиграем.

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Найди буквы, спрятавшиеся в предметах.

Оборудование: рисунки предметов.

4. Упражнение: Сравни две картинки.

Оборудование: две предметные (сюжетные) картинки.

5. Упражнение: Когда это бывает?

Цель: Формирование временных представлений о частях суток, умение соотносить время суток с собственной деятельностью

Оборудование: пособие «Части суток» (круг, разделенный на 4 части со стрелкой. В каждом секторе схематический рисунок.

Ход: Ребенок определяет часть суток и меняет положение стрелки.

В игре также могут быть использованы загадки о частях суток:

·      Этот гость прогоняет ночь прочь.

·      Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, всех спать уложила.

·      В небе солнышко сияет

Радостно, светло.

Мы играем на участке –

Нам очень хорошо.

Занимались мы недавно,

Пели в зале песни.

А теперь мы строим дом

Из песка все вместе.

· За горы высокие

     Солнце заходит.

     Ночь уже близко,

     Почти на пороге.

· Если звонко за окном

    Защебечут птицы.

    Если так светло кругом,

    Что тебе не спиться.

    Если радио у нас

    Вдруг заговорила,

    Это значит, что сейчас

    (утро) наступило.

6.Упражнение: Раскрась пирамидки(программа: определенное чередование цветов).

7.      Упражнение: росток.

Прощание

1

 

 

 

 

27. Когда это бывает

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Задание с геометрическими фигурами.

Актуализация понятий: справа, слева, сверху, снизу и предлогов: над, под, между.

Оборудование: набор геометрических фигур разного цвета и размера.

Ход: Положи большой красный треугольник. Справа от него синий квадрат, а слева маленький желтый круг. Под большой красный треугольник положи большой длинный овал и т. д..

·      Какое место осталось пустое?

·      Положи сверху любую фигуру и расскажи, что ты сделал.

4.  Упражнение: Когда это бывает?

Оборудование: пособие «Времена года» (круг, разделенный на 4 части со стрелкой).

Ход: Ребенок показывает стрелкой то время года, о котором рассказывает педагог.

В игре педагог может также использовать загадки о временах года:

Снег на полях,                                   Пусты поля,

Лед на реках,                                     Мокнет земля,

Вьюга гуляет                                     Дождь поливает,

Когда это бывает?                             Когда это бывает?

Солнце печет,                                      Тает снежок,

Липа цветет.                                        Ожил лужок,

Рожь поспевает                                   День прибывает,

Когда это бывает?                               Когда это бывает?

 Эту игру можно проводить, задавая детям следующие вопросы:

·      Когда бывает праздник Новый год?

·      Когда  начинаются занятия в школе?

·      Когда бывает листопад (ледоход)?

 

·      Какое время года наступает после зимы?

·      Что бывает раньше: зима или весна?

·      Какое время года бывает перед зимой?

·      Какое время года наступает позже: осень или лето?

5.. Упражнение: Обведи и скажи, что получилось.

6. Упражнение: Зачеркни неправильно написанные буквы.

7.Упражнение: росток.

8.Прощание.

1

 

28.Отгадай - ка

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Дорисуй вторую половину предмета.

Оборудование: карандаш, лист бумаги с недорисованным изображением бабочки, жука.

Запомни и узнай фигуры на другой картинке.

4. Упражнение: Сложи буквы из палочек по образцу.

5. Упражнение: Раскрась такие две части, чтобы получилась целая фигура.

6.Упражнение «Ритм».

7.Упражнение «Картинки – загадки».

8.Упражнение: майские жуки.

9.Прощание.

1

 

29. Спортсмены

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение «Спортсмены строятся».

4.      Упражнение «Часы»(ритмич. упр.).

5.      Упражнение «Четвертый лишний»

6.      Работа с серией картинок.

7.      Упражнение «Мыльные пузыри».

8.      Прощание.

1

 

30.Слушай и выполняй

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Упражнение: Разрезанные картинки.

4.      Упражнение: Найди закономерность

5.      Упражнение Рисунок человека

(по инструкции взрослого дети дорисовывают части тела)

6.      Упражнение: Слушай и повторяй (ритмич. упр.)

7.      Упражнение: Черепахи, кошки, птицы.

8.      Упражнение: майские жуки.

Прощание.

1

 

31. Играем вместе

1.      Приветствие

2.      Телесные упражнения.

3.      Работа с серией картинок.

4.      Упражнение: какого предмета не хватает(сравнивает карточки с образцом)

5.      Упражнение: лабиринт (ориентация  в помещении)

6.      Упражнение: корабль и скалы

7.      Упражнение: майские жуки

8.      Прощание

1