Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04.
Электронная почта:skch @ skch. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2010 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Развитие зрительно-пространственного гнозиса в 3, 4 классе

на 2010 – 2011 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагога-психолога Говорской Е. Ю.

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

Развитие зрительно-пространственного гнозиса, познавательной деятельности.

в 3, 4 классах

  1. Формирование пространственных ориентировок (определение и закрепление относительно своего тела положения справа, за, перед, слева, правее, левее, определение и отработка положения предмета относительно другого предмета в позициях ниже, снизу, слева, справа, перед, над, между, из – за,  из -  под; различения левой и правой частей тела человека, стоящего напротив, ориентировка в помещении по инструкции взрослого; ориентировка в линейном ряду, ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая – левая сторона); расположение фишек по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа; составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур).
  2. Обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности.
  3. Развитие познавательных функций.
  4. Развитие динамической организации деятельности.

Структура:

  1. Приветствие.
  2. Телесные упражнения.
  3. Упражнения на развитие познавательных процессов, зрительно – пространственного гнозиса, праксиса.
  4. Игры на снятие напряжения.
  5. Прощание.

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.      Маленькие солдатики

1.      Приветствие.

2.      Перекрест

3.      Работа с предлогами

4.      Ориентация в пространстве комнаты: Упражнение «Солдатик»

5.      Упражнение «Дорисуй до целого»

6.      Ритмич. упражнение «Часики»

7.      Упражнение «Откуда и чей голос»

8.      Упражнение «Волшебный сон»

9.      Прощание

 

 

 

1

2.      Тропинка

1.      Приветствие.

2.      Ползание на животе

3.      Работа с предлогами

4.      Ориентация в пространстве комнаты: Упражнение «Холодно - горячо»

5.      Графический диктант

6.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

7.      Упражнение «Пароль»

8.      Упражнение «Волшебный сон»

9.      Прощание

 

 

 

 

1

3.      Осенний день

1.      Приветствие.

2.      Ползание на спине

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Левая сторона листа – правая сторона листа»

5.      Работа над временными представлениями

6.      Ритмич. упражнение «Дождик»

7.      Упражнение «Разрезанные картинки»

8.      Упражнение «Волшебный сон»

9.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

4.      Подумаем и сделаем

1.      Приветствие.

2.      Перекрестное марширование

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Четыре точки»

5.      Рассказ по картинкам

6.      Ритмич. упражнение «Часики»

7.      Упражнение «Логические концовки»

8.      Упражнение «Волшебный сон»

9.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

 

5.      Во всем порядок

1.      Приветствие.

2.      Перекрест

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Рисование по словесному описанию»

5.      Упражнение «Нелепый рассказ»

6.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

7.      Упражнение «По какому признаку сгруппированы фигуры?»

8.      Упражнение «Волшебный сон»

9.      Прощание

 

 

1

 

 

 

6.      Находчивые дети

1.      Приветствие.

2.      Ползание на животе

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Расположение фигур на листе»

5.      Упражнение «Узнай предмет по описанию»

6.      Ритмич. упражнение «Дождик»

7.      Упражнение «Сравнивай и узнавай»

8.      Упражнение «Волшебный сон»

9.      Прощание

 

 

1

 

 

7.      Не ошибись

1.      Приветствие.

2.      Ползание на спине

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Нос, пол, потолок»

5.      Упражнение «Выше, ниже, между» (пространств. восприятие) (сборник, с. 96)

6.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

7.      Упражнение «Снеговик»

8.      Прощание

 

 

1

 

 

8.      Скажи правильно

1.      Приветствие.

2.      Перекрестное марширование

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Нос, пол, потолок»

5.      Упражнение «Выше, ниже, между» (пространств. восприятие) (сборник, с. 96)

6.      Ритмич. упражнение «Часики»

7.      Упражнение « Потянулись - сломались»

8.      Прощание

 

 

1

 

 

 

9.      Мастер на все руки

1.      Приветствие.

2.      Перекрест

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Нос, пол, потолок»

5.      Собери геометрические фигуры из частей

6.      Ритмич. упражнение «Дождик»

7.      Упражнение «Кораблик»

8.      Прощание

 

 

1

 

 

 

10.  Будь внимателен

1.      Приветствие.

2.      Ползание на животе

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Нос, пол, потолок»

5.      Упражнение «Слушай хлопки» (слухо – моторная координация) (сборник)

6.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

7.      Упражнение «Волшебный сон»

8.      Прощание

 

 

1

 

 

11.  Поставь точку верно

1.      Приветствие.

2.      Ползание на спине

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Слушай хлопки» (слухо – моторная координация)

5.      Ритмич. упражнение «Дождик»

6.      Ориентировка на листе (точки)

7.      Упражнение «Потянулись - сломались»

8.      Прощание

 

 

1

 

 

 

12.  Найди отличия

1.      Приветствие.

2.      Перекрестное марширование

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Слушай хлопки» (слухо – моторная координация)

5.      Ритмич. упражнение «Часики»

6.      Сравни картинки

7.      Упражнение «Снеговик»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

13.  Веселимся вместе

1.      Приветствие.

2.      Перекрест

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Слушай хлопки» (слухо – моторная координация)

5.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

6.      Разрезанные картинки

7.      Упражнение «Кораблик»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

14.  Делай так

1.      Приветствие.

2.      Ползание на животе

3.      Работа с предлогами

4.      Упражнение «Четыре стихии» (слухо – моторная координация) (сборник)

5.      Ритмич. упражнение «Дождик»

6.      Упражнение «Найди одинаковое сочетание фигур»(сборник, с. 100)

7.      Упражнение «Волшебный сон»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

15.  Найди - покажи

1.      Приветствие.

2.      Ползание на спине

3.      Упражнение «Так бывает или нет?» (слуховое восприятие, внимание) (С. 73, Степанова)

4.      Упражнение «Четыре стихии» (слухо – моторная координация)

5.      Ритмич. упражнение «Часики»

6.      Упражнение «Найди одинаковые фигуры» (сборник, с. 99)

7.      Упражнение «Снеговик»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

16.  Выбери правильное направление

1.      Приветствие.

2.      Перекрестное марширование

3.      Упражнение «Так бывает или нет?» (слуховое восприятие, внимание) (С. 73, Степанова)

4.      Упражнение «Четыре стихии» (слухо – моторная координация)

5.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

6.      Графический диктант

7.      Упражнение « Потянулись - сломались»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

17.  Следи за командой

1.      Приветствие.

2.      Перекрест

3.      Упражнение «Так бывает или нет?» (слуховое восприятие, внимание) (С. 73, Степанова)

4.      Упражнение «Смена номеров» (внимание) (сборник, с. 19)

5.      Ритмич. упражнение «Дождик»

6.      Графический диктант

7.      Упражнение «Снеговик»

8.      Прощание

 

 

 

 

1

 

 

18.  Ищем сходства

1.      Приветствие.

2.      Ползание на спине

3.      Упражнение «Так бывает или нет?» (слуховое восприятие, внимание) (С. 74, Степанова)

4.      Упражнение «Смена номеров» (внимание) (сборник, с. 19)

5.      Ритмич. упражнение «Часики»

6.      Упражнение «Наложенные предметы, найди их»

7.       Упражнение «Цветок радости» (ЗПГ с. 20) (сукц. пр.)

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

19.  Повторяй за мной

1.      Приветствие.

2.      Ползание на животе

3.      Упражнение «Так бывает или нет?» (слуховое восприятие, внимание) (С. 74, Степанова)

4.      Упражнение «Смена номеров» (внимание) (сборник, с. 19)

5.      Ритмич. упражнение «Дождик»

6.      Лабиринт

7.      Упражнение «Поза (ЗПГ, с. 20)» (сукц. пр.)

8.      Упражнение «Кораблик»

9.      Прощание

 

 

 

1

 

 

20.  Внимательные дети

1.      Приветствие.

2.      Перекрестное марширование

3.      Работа с серией картинок

4.      Упражнение «Смена номеров» (внимание) (сборник, с. 18)

5.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

6.      Упражнение «Наложенные предметы, найди их»

7.      Упражнение «Волшебный сон»

8.      Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

21.  Найди выход

1.      Приветствие.

2.      Бревнышко

3.      Упражнение «Продолжи стихи» (подбор сходных по звучанию слова) (слуховое восприятие) (С. 76, Степанова)

4.      Упражнение «Посчитай до десяти» (внимание) (сборник, с. 19)

5.      Ритмич. упражнение «Часики»

6.      Лабиринт

7.      Упражнение « Потянулись - сломались»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

22.  Думай, рисуй

1.      Приветствие.

2.      Ходьба на четвереньках

3.      Упражнение «Продолжи стихи» (подбор сходных по звучанию слова) (слуховое восприятие) (С. 76, Степанова)

4.      Упражнение «Посчитай до десяти» (внимание) (сборник, с. 19)

5.      Ритмич. упражнение «Дождик»

6.      Рисование на заданную тему (ориентация на листе)(Арцишевская, с. 45)

7.      Упражнение «Волшебный сон»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

23.  Мяч кидай, считай

1.      Приветствие.

2.      Мельница

3.      Упражнение «Продолжи стихи» (подбор сходных по звучанию слова) (слуховое восприятие) (С. 77, Степанова)

4.      Упражнение «Посчитай до десяти» (внимание) (сборник, с. 19)

5.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

6.      Упражнение «Зеркало»

7.      Упражнение «Снеговик»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

24.  Следи за порядком

1.      Приветствие.

2.      Бревнышко

3.       Упражнение «Придумываем предложение» (слуховое восприятие)

4.      Упражнение «Посчитай до десяти» (внимание) (сборник, с. 19)

5.      Ритмич. упражнение «Часики»

6.      Упражнение «Водители» (ЗПГ, С. 18)

7.      Упражнение «Волшебный сон»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

25.  Найди, покажи

1.      Приветствие.

2.      Ходьба на четвереньках

3.      Работа с серией картинок

4.      Обведи, вырежи

5.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

6.      Упражнение «Найди у соседа»

7.      Упражнение «Кораблик»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

26.  Прогулка в лес

1.      Приветствие.

2.      Мельница

3.      Упражнение «Придумываем предложение» (слуховое восприятие)

4.      Аппликация «Лес» (ориентация на листе, конструктивный праксис (палочки),работа с геометрическими фигурами(круг, треугольники))

5.      Ритмич. упражнение «Дождик»

6.      Упражнение «Отвечай точно»

7.      Упражнение «Снеговик»

8.      Прощание

 

1

 

 

 

27.  Следуй инструкции

1.      Приветствие.

2.      Бревнышко

3.      Упражнение «Придумываем предложение» (слуховое восприятие)

4.      Обведи, заштрихуй

5.      Ритмич. упражнение «Часики»

6.      Упражнение «Зеркало»

7.      Упражнение «Волшебный сон»

8.      Прощание

 

 

1

 

 

28.  Не медли, отвечай

1.      Приветствие.

2.      Ходьба на четвереньках

3.      Упражнение «Светофор» (наглядно – образное мышление)

4.      Работа с временными представлениями

5.      Ритмич. упражнение «Дождик»

6.      Упражнение «Водители»

7.      Упражнение «Росток»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

29.  Покажи

1.      Приветствие.

2.      Мельница

3.      Упражнение «Светофор» (наглядно – образное мышление)

4.      Работа с временными представлениями

5.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

6.      Упражнение «Найди у соседа»

7.      Упражнение «Росток»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

30.  Установи связь

1.      Приветствие.

2.      Бревнышко

3.      Упражнение «Найди связь между словами» (наглядно – образное мышление)

4.      Работа с временными представлениями

5.      Ритмич. упражнение «Часики»

6.      Упражнение «Зеркало»

7.      Упражнение «Снеговик»

8.      Прощание

 

 

 

 

 

1

 

 

31.  Отвечай точно

1.      Приветствие.

2.      Ходьба на четвереньках

3.      Упражнение «Найди связь между словами» (наглядно – образное мышление)

4.      Конструирование фигур (Степанова, с.54)

5.      Ритмич. упражнение «Дождик»

6.      Упражнение «Отвечай точно» (Зпг, С.18)

7.      Упражнение « Потянулись - сломались»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

32.  Конструкторы

1.      Приветствие.

2.      Мельница

3.      Упражнение «Найди связь между словами» (наглядно – образное мышление)

4.      Конструирование фигур (Степанова, с.54)

5.      Ритмич. упражнение «Часики»

6.      Работа с серией картинок

7.      Упражнение «Волшебный сон»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

33.  Выложи ряд

1.      Приветствие.

2.      Бревнышко

3.      Упражнение «Найди связь между словами» (наглядно – образное мышление)

4.      Конструирование фигур (Степанова, с.54)

5.      Ритмич. упражнение «Три медведя»

6.      Продолжи ряд (Цветные полоски) (сукц. пр.)

7.      Упражнение «Росток»

8.      Прощание

 

 

 

1

 

 

 

34.  Рассказчики

1.      Приветствие.

2.      Ходьба на четвереньках

3.      Упражнение «Найди связь между словами» (наглядно – образное мышление)

4.      Собери геометрические фигуры из частей

5.      Ритмич. упражнение «Часики»

6.      Работа с серией картинок

7.      Упражнение «Росток»

8.      Прощание

 

 

 

1