Государственное образовательное учреждение Ярославской
области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат № 3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской
области, ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03.
Электронная почта
deti@deti.pereslavl.ru
Утверждена приказом директора школы:
№__________от «_____»_____________2010г.
Директор
школы
А.И. Ивахненко
Рабочая программа
Социализация детей с интеллектуальным недоразвитием
Развивающие занятия для детей младшего школьного возраста (2а,3а классы)
на 2010 – 2011 учебный год
Педагога-психолога Говорской Е. Ю.
Социализация детей-сирот с интеллектуальным недоразвитием
Развивающие занятия для детей младшего школьного возраста
В условиях жизни в детском доме у детей с интеллектуальным
недоразвитием наблюдаются симптомы психической депривации,
отрицательно влияющие на развитие эмоционально-личностной сферы
и на их социальную адаптацию.
Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно
дифференцированы, маловыразительны однообразны. По внешним
эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл
поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них
. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность,
плаксивость. Наблюдаются возбудимость, агрессивность, нарушения
самооценки.
Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием
оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения.
Классик мировой психологии А. Адлер отмечал, что, если эмоциональный контакт
с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на
«вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его
ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно
чувствует себя слабым, нелюбимым. В результате у него
развивается очень низкая самооценка, чувство неполноценности.
Серьезным следствием
депривации
потребности ребенка в родительской любви является и отсутствие у
него чувства уверенности в себе, что, возникнув на ранних
стадиях возрастного развития,
становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского
дома.
Наличие обостренной потребности во внимании и
доброжелательности лежит в основе общения ребенка детского дома
младшего школьного возраста как со взрослыми, так и со
сверстниками. Наблюдения показывают, что контакты
детей со взрослым сводятся к
поиску его внимания и расположенности, а личностное
общение со сверстниками очень
часто сопровождается агрессивными симптомами.
У воспитанников детского дома нередко
возникает соперничество и зависть по отношению к другому ребенку, стремление
выделиться любыми способами. Поэтому необходимо создавать условия, которые
будут определять характер общения ребенка с окружающими, его
личные успехи, способствовать формированию представления ребенка
о самом себе
и
своих возможностях, а также
формированию умения произвольно
контролировать свое поведение. Таким образом, формируются
положительная самооценка,
чувство уверенности, способность лучше понимать переживания других людей
и самого себя.
Кроме того,
социализация воспитанников детских домов в обществе предполагает
знание основных прав
человека, поэтому в программе особое внимание сосредоточено на
тех правах, понимание которых доступно уже в младшем школьном
возрасте и которые позволяют акцентировать внимание детей на
позитивном отношении к себе и другим, на заботе о них взрослых,
на их защищенности, поскольку именно психологический комфорт в
этом возрасте позволит ребенку успешно развиваться в
дальнейшем.
Цель программы
— преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического и
эмоционального напряжения, создание
возможностей для самовыражения, что
способствует становлению самооценки и образа «Я».
Основными задачами
программы являются:
•
развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности
других детей;
•
формирование умения воспринимать, распознавать и учитывать
желания, интересы и
предпочтения — как собственные, так и других людей;
•
анализирование эмоций и понимание, чем они вызваны;
•
управление своим эмоциональным состоянием.
•
формирование позитивного отношения к себе и окружающим,
положительной
самооценки через подкрепление любых успешных действий;
•
ознакомление детей с некоторыми правами человека в доступной для
них форме (право на имя; право на жилье , его
неприкосновенность; право на труд; право на отдых; право на
медицинскую помощь);
•
расширение и обогащение коммуникативных навыков для
бесконфликтного
общения и взаимодействия;
•
формирование у детей представлений о мире и о самих себе в нем;
•
воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему
миру;
•
формирование навыков рефлексивного мышления.
Предлагаемая
программа строится на основе игровых упражнений, с
использованием «волшебных ситуаций» и сказочных персонажей.
После игр проводится
обсуждение: участники делятся впечатлениями о том, как они себя
чувствовали,
объясняют свои поступки. После каждого занятия подводится итог —
результат групповой и собственной деятельности.
Программа включает в себя 32 занятия, продолжительностью
30-40 минут.
Учитывая возрастные особенности, интеллектуальные возможности
детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила
постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа,
рисование.
Каждое занятие содержит следующие этапы:
•
создание эмоционального настроя в группе;
•
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
•
игры, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы;
•
создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и
закрепление
положительных эмоций от работы, упражнения на совершенствование
коммуникативных навыков.
При определенной нежесткой структурированности занятий каждый
ребенок имеет возможность реализовать себя, показать
определенный уровень умений, а
взрослый или сверстник может похвалить его за маленькие успехи.
Условия проведения. Занятия проводятся
I раз в
неделю. Количество участников группы: 4
-7. Опыт общения с сиротами показывает, что групповая работа
более эффективна, когда группа состоит не более чем из пяти
человек, — тогда
ребенок получает возможность быть главным действующим лицом,
ощущать собственную значимость.
Тематический
план
занятий
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Установление контакта |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Поддержание доброжелательного
отношения в группе
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (ласковые
слова, доброе отношение позволяют устанавливать
контакт)
- Формирование и развитие
доверительных отношений в группе
- Установление длительного
контакта
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
|
1.
Приветствие «От улыбки станет всем
светлей»
2.
Упражнение «Барометр настроения»
3.
Упражнение «Ласковое имя»
4.
Упражнение «Разожми кулак»
5.
Упражнение «Испуганный ежик»
6.
Упражнение «Ладушки»
7.
Подведение итогов
8.
Ритуал прощания. Игра «Хоровод»
|
1
|
2 |
Солнечные лучики |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Поддержание доброжелательного
отношения в группе
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (ласковые
слова, доброе отношение, улыбка позволяют
устанавливать контакт)
- Формирование и развитие
доверительных отношений в группе
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
·
Снижение психоэмоционального и мышечного
напряжения |
1.
Приветствие «Солнечные лучики»
2.
Упражнение «Жаркий день»
3.
Упражнение «На берегу моря»
4.
Коллективная аппликация «Лето красное»
5.
Подведение итогов
6.
Ритуал прощания. Упражнение «Слова
благодарности», «Улыбка»
|
1 |
3 |
Здравствуйте, это я! |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Поддержание доброжелательного
отношения в группе
- Показать детям, что все люди
разные, непохожие друг на друга и что это
естественно
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (ласковые
слова, доброе отношение, улыбка позволяют
устанавливать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Рад тебя видеть»
2.
Упражнение «Найди отличия»
3.
Упражнение « Найди сходства»
4.
Упражнение «Красивое имя»
5.
Упражнение « Ладони»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания.
|
1 |
4 |
Наши имена |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Поддержание доброжелательного
отношения в группе
- Показать детям, что все люди
разные, непохожие друг на друга и что это
естественно
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (ласковые
слова, доброе отношение, улыбка позволяют
устанавливать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Пропой свое имя»
2.
Упражнение «Это мое имя»
3.
Беседа «Наши имена и что они означают»
4.
Упражнение «Ласковое имя»
5.
Упражнение «Дерево дружбы»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания.
|
1 |
5 |
Буратино в лесу |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Поддержание доброжелательного
отношения в группе
- Развитие тактильных ощущений
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (улыбка)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение) и
полноценно переживать
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Части тела»
2.
Знакомство со сказочным героем
(Буратино)
3.
Игра «Волшебный платок» (отгадай
загадку, покажи отгадку. Тема: «Лесные жители»)
4.
Упражнение «Превращения»
5.
Упражнение «Круг»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания.
|
1 |
6 |
Чувственное восприятие себя |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Поддержание доброжелательного
отношения в группе
- Развитие внимания, эмпатии,
умения чувствовать настроение другого и называть его
словами
- Развитие ассоциативного
восприятия
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, оказание поддержки, улыбка позволяют
устанавливать и поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «От улыбки станет всем
светлей»
2.
Упражнение «Как ты себя чувствуешь»
3.
Упражнение «Если бы я был»
4.
Упражнение «Царевна Несмеяна»
5.
Упражнение «Клеевой дождик»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания.
|
1 |
7 |
Волшебные деревья |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (ласковые
слова, доброе отношение, улыбка позволяют
устанавливать контакт)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика,
патомимика) и полноценно переживать
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
- Формирование и развитие
доверительных отношений в группе
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование навыков командной
работы, работы в парах, сотрудничества.
Формирование и развитие навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Рад тебя видеть»
2.
Встреча с гномиком. Упражнение
«Превращения»(тема «Деревья в лесу»)
3.
Упражнение «Ветер, туча, солнышко»
4.
Упражнение «Плакучая ива»
5.
Упражнение «Собери гномика»
(коллективно)
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания. |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Я рисую свой портрет |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Развитие тактильных ощущений
- Осознание своей непохожести,
индивидуальности
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, добрые слова позволяют
устанавливать и поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (образы)
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Пропой свое имя»
2.
Игра «Водяной»
3.
Упражнение «Мой портрет»
4.
Упражнение «Я-хороший, мы-хорошие»
5.
Упражнение «Тропинка»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания.
|
1 |
9 |
Озорные гномики |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка позволяют устанавливать контакт)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика,
патомимика, отрывки из худож. произведения) и
полноценно переживать
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе (образы)
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «От улыбки станет всем
светлей»
2.
Встреча гостей (грустный - веселый).
Пиктограмма.
3.
Упражнение «Договоритесь и разделитесь
на две команды». Обсуждение.
4.
Игра «Отгадай» (грустный - веселый).
5.
Коллективный рисунок от каждой команды.
6.
(грусть, радость)
7.
Подведение итогов
8.
Ритуал прощания.
|
1 |
10 |
Ежик |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (ласковые
слова, доброе отношение, улыбка позволяют
устанавливать контакт)
- Развитие воображения
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Формирование сплоченности
группы
- Формирование навыков командной
работы, работы в парах, сотрудничества
- Формирование и уточнение
временных представлений
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «От улыбки станет всем
светлей»
2.
Встреча гостя. Знакомство с ним
(беседа).
3.
Игра «Запасы на зиму»
4.
Упражнение «Волшебные слова»
5.
Коллективная работа «Ежик» (пластилин)
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания.
|
I |
11 |
В чем я похож на других |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Развитие тактильных ощущений,
наблюдательности
- Формирование позитивного
отношения к окружающим
- Способствовать самораскрытию,
осознанию своих личных особенностей
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Формирование навыков командной
работы, работы в парах, сотрудничества
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Имя…, приятно тебя видеть»
2.
Упражнение «Зеркало»
3.
Беседа о качествах человека (их увидеть
в зеркале нельзя). Рассказ детей о себе (по желанию)
4.
Упражнение «В парах»
5.
Упражнение «Близнецы»
6.
Упражнение «Подари свою улыбку»
7.
Подведение итогов
8.
Ритуал прощания.
|
1 |
12
13 |
Я и другие |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Развитие тактильных ощущений,
наблюдательности
- Формирование позитивного
отношения к окружающим, воспитание терпимости к
непохожести
- Показать сходства и различия
между детьми
- Способствовать самораскрытию,
осознанию своих личных особенностей
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «От улыбки станет всем
светлей»
2.
Упражнение «Ветерок»
3.
Упражнение «Водяной»
4.
Упражнение «Узнай кто он»
5.
Упражнение «Дотронься до…»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания.
8.
Приветствие «Рад тебя видеть»
9.
Упражнение «Сходства и различия»
10.
Упражнение « Ищем клад»
11.
Упражнение «Изобрази одноклассника»
12.
Упражнение «Подарок»
13.
Подведение итогов
14.
Ритуал прощания.
|
2 |
14 |
Новогодний праздник |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Развитие наблюдательности
- Формирование позитивного
отношения к окружающим
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Рад тебя видеть»
2.
Игра «Признаки зимы» (мяч)
3.
Коллективная работа «Снеговик»
(аппликация)
4.
Игра «Хоровод»
5.
Упражнение «Покажи»
6.
Упражнение «Снеговик тает»
7.
Подведение итогов
8.
Ритуал прощания.
|
1 |
15 |
Пчелка у нас в гостях |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Развитие слухового восприятия,
логического мышления, наблюдательности, связной речи
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Пропой свое имя»
2.
Встреча гостя. Игра «Отгадай»
3.
Упражнение «Расскажи»
4.
Упражнение «Пожужжим»
5.
Коллективная аппликация «Пчелка»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания.
|
1 |
16 |
Внимание к партнеру |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Развитие наблюдательности
- Формирование позитивного,
внимательного отношения к окружающим, развитие
эмпатии
- Формирование умения учитывать
интересы других
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Научить детей передавать свое
настроение с помощью изобразительных средств,
развитие ассоциативного мышления
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Пропой свое имя»
2.
Упражнение « Ласковое слово»
3.
Упражнение « Прогноз погоды»
4.
Упражнение «Опишите друг друга»
5.
Упражнение «Три лица»
6.
Упражнение «Доброе животное»
7.
Подведение итогов
8.
Ритуал прощания.
|
1 |
17 |
Мой лучший друг |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование позитивного
отношения к окружающим
- Осознание учащимися важности
настоящей дружбы и настоящих друзей в жизни человека
- Развитие способности принимать
друг друга такими, какие есть( с помощью нужных
слов)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Имя в движении»
2.
Продолжи предложения (Настоящий друг –
это; Друзья всегда…; Я могу дружить с такими людьми,
которые…; Со мной можно дружить, потому что…)
3.
Этюд «Два друга»
4.
Упражнение «Камушки»
5.
Упражнение «Болото»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания |
1 |
18 |
Если другу необходима помощь |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование позитивного
отношения к окружающим
- Развитие воображения
- Повышение значимости дружбы
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Повышение группового сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие«Имя в движении»
2.
Стихотворение «Посмотри на эти лица»(С
кем бы ты хотел дружить)
3.
Рисунок друга
4.
Рисование историй (воображение) («Друг
заболел»). Обсуждение.
5.
Игра «Тайный друг»
6.
Обсуждение
7.
Подведение итогов
8.
Ритуал прощания |
1 |
19 |
Путешествие на космическом корабле |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Развитие воображения, связной
речи, ассоциативного мышления
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика,
пантомимика)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Ладошки»
2.
Упражнение «Превращение»
3.
Игра «Полет»
4.
Упражнение «Цветы»(мимика, пантомимика)
5.
Упражнение «Росток»
6.
Рисунок «Необычное животное»
7.
Упражнение «Расскажи» (наглядность)
8.
Подведение итогов
9.
Ритуал прощания «Улыбки»
|
1 |
20 |
Маша и медведь |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Развитие воображения, связной
речи, ассоциативного мышления
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика,
пантомимика)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Имя»
2.
Встреча гостя (медвежонок).
3.
Работа с последовательными картинками
по сказке «Маша и медведь»
4.
Игра «Раз, два, три, четыре, пять…»
5.
Упражнение «Тропинка»
6.
Игра «Лабиринт»
7.
Игра «У медведя во бору»
8.
Подведение итогов
9.
Ритуал прощания |
1 |
21 |
Волшебные средства понимания:
интонация |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Развитие наблюдательности,
внимательного отношения к окружающим
- Формирование позитивного,
внимательного отношения к окружающим, развитие
эмпатии
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, осознание своего имени, повышение
уверенности в себе (обратная связь)
- Развитие умения передавать
свои чувства и понимать чувства другого
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Разная интонация»
2.
Упражнение «У дяди Абрама…»
3.
Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся,
мирятся»
4.
Упражнение « Интонация»
5.
Игра «Кто тебя позвал»
6.
Упражнение «Доброе тепло»
7.
Подведение итогов
8.
Ритуал прощания |
1 |
22 |
Волшебные средства понимания:
мимика |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Ласковое имя»
2.
Упражнение «Охота за сокровищем»
3.
Работа с пиктограммами
4.
Упражнение «Передай по кругу»
5.
Упражнение «Интервью у дракона»
6.
Упражнение «Доброе животное»
7.
Подведение итогов
8.
Ритуал прощания |
1 |
23 |
Воздушные шары |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика,
схематическое изображение)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Воздушный шар»
2.
Работа пиктограммами
3.
Игра «Цветные шарики» (рисуют лица)
4.
Игра «Летает – не летает»
5.
Упражнение «Солнечный лучик»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания |
1 |
24
|
Мои цыплята |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Превращение»
3.
Упражнение «Цыплята вылупляются»
4.
Упражнение «Веселые, грустные,
сердитые…»
5.
Упражнение «Курица с цыплятами»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания |
1 |
25
26
|
Волшебные средства понимания:
пантомимика |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика,
пантомимика)
- Формировать способность к
эмпатии, способствовать самовыражению пассивных
детей
- Развитие способности общаться
с помощью жестов
- Повышение группового сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Как ваши дела!?»
2.
Упражнение «Изобрази». Работа с
пиктограммами (животные).
3.
Упражнение «Расскажи стихи руками»
(«Ждет гостей сегодня кошка», «Вася хозяйничает» (Квитко
Л.), «Два маленьких котенка»(Маршак С. Я.))
4.
Беседа «Жесты» (открытость, дела
отлично, симпатия, интерес, скука, нетерпение,
закрытость, ложь)
5.
Упражнение «Зеркало»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания |
2 |
27 |
Я в гриме |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие умения выражать свои
чувства и понимать чувства другого через
прикосновения
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика)
- Повышение группового сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Изобрази животное»
3.
Упражнение «Кто это»
4.
Упражнение «Волшебные слова»
5.
Упражнение «Браво»
6.
Беседа о гриме.
7.
Упражнение «Человек в гриме»
8.
Упражнение «Найди и промолчи»
9.
Подведение итогов
10.
Ритуал прощания |
1 |
28 |
Мой дом |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Помочь детям осознать
необходимость жилье
- Развитие самоконтроля
- Формирование умения уважать и
учитывать предпочтения других людей
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, жесты)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Разная интонация, жесты»
2.
Беседа «Дом родной»
3.
Совместная деятельность «Строим
дом»(конструирование)
4.
Заселение в дом (предметы обстановки)
5.
Подведение итогов
6.
Ритуал прощания |
1 |
29 |
Волшебные домики |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие.
2.
Путешествие в волшебную страну.
Аппликация «Домики».
3.
Работа с пиктограммами
4.
Упражнение «Групповой танец»
5.
Подведение итогов
6.
Ритуал прощания |
1 |
30 |
Весна |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика,
пантомимика)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и уточнение
временных представлений
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие «Здравствуй, меня зовут…»
2.
Встреча гостя (мягкая игрушка)
3.
Работа над временными представлениями
(признаки, весны, весенние месяцы).
4.
Аппликация «Хорошее настроение»
5.
«Найди лишнего»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания |
1 |
31 |
Мое любимое дело |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Определить вместе с детьми их
предпочтения в игах и занятиях, сравнить с
предпочтениями других
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика)
- Формирование навыков командной
работы, сотрудничества, повышение группового
сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Найди картинки»(изображения
различных видов деятельности)
3.
Упражнение «Мое любимое занятие»
4.
Упражнение «Давайте поиграем»
5.
Упражнение «Рисуем вместе»
6.
Подведение итогов
7.
Ритуал прощания |
1 |
32 |
Вот я какой! |
- Создание положительного
эмоционального настроя в группе
- Формирование и развитие
произвольности (выполнение инструкций)
- Формирование и развитие
коммуникативных навыков и контактности (доброе
отношение, улыбка, позволяют устанавливать и
поддерживать контакт)
- Развитие эмоционального
принятия себя, повышение уверенности в себе
(обратная связь)
- Развитие у детей способности
понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать (подражательное воспроизведение, мимика)
- Способствовать
самораскрытию, осознанию своих личных особенностей
Акцентирование внимание детей на их сходствах и
различиях, на положительных и отрицательных
качествах друг друга
- Повышение группового сплочения
- Формирование и развитие
навыков
- рефлексии
- Снижение психоэмоционального и
мышечного напряжения
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Ассоциации»
3.
Упражнение «Ладошки»
4.
Упражнение «Пересядьте все, кто…»
5.
Упражнение «Пион и колючий ежик»
6.
Упражнение «Я – хороший, мы- хорошие»
7.
Подведение итогов
8.
Ритуал прощания |
1 |
До 20 сентября диагностика (см.
план работы психологической службы на 2010 – 2011 год).
Использованная литература:
1.
Алябьева В. А.
Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.
2.
Иокша Е. А.
Психокоррекционные занятия с детьми 5 -6 лет в условиях детского
дома. СПб., 2008.
3.
Слободяник Н. П.
Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся
начальной школы. М., 2004.
4.
Школьный
психолог. 2007, №1.
Необходимая художественная
литература:
·
Сказка
«Маша и медведь»
·
Пушкин А.
С. «Сказка о царе Салтане…»
·
Пушкин А.
С. «Сказка о мертвой царевне…»
·
Сказка
«Царевна-лягушка»
·
Сказка
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
|