Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области, ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03.
Электронная почта deti@deti.pereslavl.ru

 

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№__________от «_____»_____________2010г.

                                                                                                                  Директор школы            

                                                           А.И. Ивахненко

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«Введение в мир профессий» (8 класс)

Профессиональное самоопределение (9 класс)

на 2010 – 2011 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

     Педагога-психолога Говорской Е. Ю.

 


 

Пояснительная записка

Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни - подростковый и ранний юношеский возраст. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения.

Одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться школьному психологу, является социальная адаптация подростков, решение вопросов взросления. Задача психолога (в тесном взаимодействии со всем педагогическим коллективом) - способствовать социализации подростков в условиях постоянно меняющегося мира, помочь им в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования.

Для воспитанников детских домов и интернатов с интеллектуальной недостаточностью проблема социальной адаптации является ключевой. Процесс социализации детей с нарушением интеллекта сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемна и далеко не всегда успешна. Интеллектуальная недостаточность означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Но, тем не менее, каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники интернатных учреждений и детских домов, - это выбор будущей профессии.  У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной. Поэтому очень важно учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Количество вакансий для людей со средним специальным образованием растет день ото дня. В стране возник перебор специалистов с вузовскими дипломами, а специалистов технического профиля катастрофически не хватает. Согласно статистическим данным, в центры по трудоустройству обращаются 70% выпускников вузов и лишь 15% выпускников ПТУ и техникумов. Более 70% свободных вакансий на рынке труда сегодня — рабочие и технические специальности.

Особую важность имеет объяснение преимущества рабочих профессий, т.к. некоторые из них являются доступными для воспитанников интернатных учреждений, а именно детей-сирот с легким интеллектуальным недоразвитием, которых отличает инфантилизм, отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

 Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Дети-сироты замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

 Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников в постинтернатный период: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.

Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников интернатного учреждения. Поэтому проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников коррекционной школы-интерната 8 вида, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Достаточно широко работа по профориентации проводится в  8 классе.  С требованиями, предъявляемые профессиями к человеку, дети знакомятся  в ходе выполнения  конкретных упражнений в рамках программы групповых занятий «Введение в мир профессий» и беседы. Целью этой программы не является осуществление выбора профессии ребенком. Посредством занятий решаются такие задачи как: формирование общего представления о профессии, расширение представлений о себе, формирование адекватной самооценки, позитивный настрой в отношении своего ближайшего будущего, знакомятся со способами реализации профессионального выбора. Данный курс рассчитан на 18 часов интенсивной групповой работы во внеурочное время.

Программа  по профессиональному самоопределению предназначена для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида. Она подготовлена на материале Л. М. Митиной, занятия видоизменены с учетом возможностей детей. Курс состоит из 18 развивающих занятий по 40- 45 мин., которые проводятся 1 раз в неделю. Используемые на занятиях задания способствуют формированию положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развивают интерес к профессиям, расширяют представления о мире профессий, воспитывают уважение к людям труда. Занятия являются средством коррекции профессиональных намерений, установок на последующее самоопределение.

Занятия позволяют  решать следующие задачи:

· Развитие критичности мышления. Помощь детям в осознании того, что не каждой профессией они могут овладеть,  помощь в соотнесении  своих возможностей с реальными условиями их реализации. Формирование адекватного восприятия себя.

· Развитие самосознания, расширение представлений о себе, своем внутреннем мире. 

· Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Формирование позитивных установок относительно профессионального будущего: если я буду стараться, то смогу работать по профессии, которая нравится; если не смогу, то буду работать по другой специальности. Задается оптимистичный настрой в отношении своего будущего, поисков работы после училища.

· «Строительство» профессиональной перспективы.

· Развитие навыков саморегуляции.

Поскольку дети с  ограниченными интеллектуальными возможностями быстро утомляются, то важно иметь четкую структуру каждого занятия. Структура занятия позволяет детям держаться в рамках занятия, способствует преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре  из занятия в занятие лучше организует детей. Важна частая смена видов деятельности.

Структура:

1.      Приветствие

2.      Упражнения на доверие, сплочение группы, эмоциональное объединение. Основное  содержание образуют психотехнические упражнения.

3.      Упражнения, направленные на активизацию процесса самопознания. Повышение собственной значимости. Формирование мотивации самовоспитания, саморазвития (Профориентационные игры).

4.      Анализ актуального состояния каждого члена группы. Подведение итогов.

5.      Упражнения на саморегуляцию.

6.      Прощание.

В работе по профориентации используются  методы:

1.      методы изучения школьников в целях профориентации,

2.      наблюдение, беседа,

3.      анкетирование,

4.      рассказ, объяснение, проблемное изложение,

5.      профориентационные игры с классом, коррекционно – развивающие задания,

6.      игровые профориентационные упражнения и микроситуации, бланковые игры с классом,

7.      активизирующие опросники,

8.      схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения.

Часто  при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

В группе подростки получат возможность высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, учатся выражать свои мысли. Опыт переживаний в группе становится важным эмоциональным компонентом социально – психологической активности учащихся в создании профессиональной перспективы.

Специфика работы по программе с интеллектуально неполноценными детьми:

1.      Дозированность информации.

2.      Повторяемость (структуры, упражнений на закрепление приобретенных навыков).

3.      Работа над понятиями, т. к. часто дети не знают, какой смысл стоит за предъявленным словом.

4.       коррекционно – развивающая направленность (через занятие добиваться снятия эмоционального напряжения, отреагирование эмоций, развитие когнитивных процессов)

5.      Повышение уровня социальной адаптации, совершенствование коммуникативных навыков (умение жить в группе, встраиваться в модели ситуаций, понимать других людей).

6.      Формирование адекватной самооценки (критичность мышления, оценить себя и других)


 

 

Введение в мир профессий

 

Тема

Содержание

Часы

Мир профессий

 

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие «Имя-профессия»

3.        Упражнение «Самая -самая»

4.        Упражнение «Волшебный мешочек»

5.        Упражнение «Профессия на букву»

6.        Упражнение «Кто есть кто»

7.        Упражнение «Угадай профессию»(предлагаются характеристики-подсказки)

8.        Завершение занятия, рефлексия

9.        Упражнение на саморегуляцию «Счет до 10»

10.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Что такое профессия, специальность, должность

 

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие «Профессия на букву …»

3.        Упражнение «Профессия, специальность, должность»

4.        Упражнение «Профессии в нашей школе»

5.        Упражнение «Угадай профессию по жестам»

6.        Работа с таблицами «Деление профессий по характеру труда, уровню квалификации»

7.        Упражнение «Пессимисты, оптимисты»

8.        Завершение занятия, рефлексия

9.        Упражнение на саморегуляцию «Счет до 10»

10.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

1

Современный рынок труда.

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Найди конец пословицы»

4.        Работа над понятиями рынок труда, рабочая сила, спрос, предложение, зарплата, безработица (схем «Рынок труда», диаграмма «Занятость по отраслям»)

5.        Проблемная ситуация «Русский и японец»

6.        Кроссворд

7.        Упражнение «Пересядьте те, кто…»

8.        Завершение занятия, рефлексия

9.        Упражнение на саморегуляцию «Счет до 10»

10.     Прощание «Аплодисменты»

 

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Беседа «Ваши ресурсы на рынке труда», «Востребованные профессии»

4.        Упражнение «Придумай меню»

5.         Игра «Испечем пирог»

6.        Упражнение «Самый лучший портной»

7.        Диалог «Прием заказа»

8.        Упражнение «Мышеловки» (варианты заманчивых предложений)

9.        Завершение занятия, рефлексия

10.     Упражнение на саморегуляцию «Счет до 10»

11.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Профессиональные интересы и склонности

 

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие «Дары профессий»

3.        Работа со схемой «Надо, хочу, могу»

4.        Упражнение «Азбука профессий»

5.        Беседа «Что такое склонность, интерес». Работа со схемой «Дерево»

6.        Методика ДДО (Е. Климова)

7.        Завершение занятия, рефлексия

8.        Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

9.        Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

 

1

Требования, предъявляемые профессией к человеку

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Ящики, хрящики, спички»

4.        Работа со схемой «Дерево» (ПВК, состояние здоровья)

5.        Методика «Мое состояние здоровья»

6.        Упражнение «Расшифруй»

7.        Завершение занятия, рефлексия

8.        Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

9.        Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

1

Темперамент и профессия

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Беседа «Что такое темперамент. Типы темперамента»(на примерах выдающихся личностей). Работа со схемой «Дерево».

4.        Определение темперамента. Работа с таблицей «Профессия и темперамент».

5.        Упражнение «Пересядьте те, кто…»

6.        Завершение занятия, рефлексия

7.        Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

8.        Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

1

Человек - техника

Водитель

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.          Характеристика  профессий Ч-Т. Упражнение «Профессии Ч -Т» (сюжетные картинки)

4.        Упражнение «Какое у тебя внимание» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

5.        Упражнение «Виды транспорта» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

6.        Упражнение «Зрительно – двигательная координация» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

7.        Упражнение «Качества, необходимые для успешного овладения профессией водителя» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

8.        Завершение занятия, рефлексия

9.        Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

10.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

1

Швея

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Самый внимательный» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

4.        Упражнение «Предметы для шитья» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

5.        Упражнение «Глазомер» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

6.        Упражнение «Зеркало»

7.        Упражнение «Качества, которые необходимы для успешного овладения профессией швея»

8.        Завершение занятия, рефлексия

9.        Упражнение на саморегуляцию «Перышко»

10.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

 

1

Повар

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.         Упражнение «Дополни предложение»

4.        Упражнение «Кусок пирога» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

5.        Упражнение «Что хранится в банках»(анаграммы)(на доске)

6.        Упражнение «Задачки» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

7.        Упражнение «Цвет и вкус»

8.        Игра «Отгадай продукт»

9.        Упражнение «Рецепты необычных блюд»

10.     Завершение занятия, рефлексия

11.     Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»

12.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

1

 

Человек-человек

Продавец

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Настройка пианино»

4.        Характеристика  профессий Ч-Ч. Упражнение «Профессии Ч -Ч» (сюжетные картинки)

5.        Упражнение «Отыщи все овощи» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

6.        Упражнение «Считай без ошибок» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

7.        Упражнение «Конфликтная ситуация» (найди правильные высказывания)

8.        Упражнение «Забывчивый покупатель» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

9.        Упражнение «Сдача» (проблемная ситуация)

10.     Завершение занятия, рефлексия

11.     Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»

12.     Прощание «Слова прощания»

 

 

 

 

1

Парикмахер

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие (слова, жесты) (бланк, дети оценивают выполнение задания)

3.         Упражнение «Егорки»

4.        Упражнение «Комплимент» (выбери из списка нужные слова)

5.        Проблемная ситуация «Не понравилась стрижка» (ролевое проигрывание)

6.        Беседа «способы предотвращения конфликта»

7.        Упражнение «Глазомер» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

8.        Упражнение «Круги» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

9.        Завершение занятия, рефлексия

10.     Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»

11.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Человек – знак*

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Передай другому»

4.        Характеристика  профессий Ч-З. Упражнение «Профессии Ч -З» (сюжетные картинки)

5.        Упражнение «Печатаю на компьютере»

6.        Упражнение «Выяви закономерность» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

7.        Упражнение «Графический диктант» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

8.        Упражнение «Лабиринт» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

9.        Упражнение «Хороший библиотекарь»

10.     Упражнение «Построй»

11.     Завершение занятия, рефлексия

12.     Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»

13.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Человек – художественный образ*

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Характеристика  профессий Ч-Х. Упражнение «Профессии Ч -Х» (сюжетные картинки)

4.        Упражнение «Делай как я»

5.        Упражнение «Внимательный проверяющий» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

6.        Упражнение «Кто длиннее»

7.        Упражнение «Разноцветный мир»

8.        Упражнение «Кто оригинальнее» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

9.        Упражнение «Ноты»

10.     Упражнение «Догадайся, кто пришел»

11.     Упражнение «Волшебная кисточка»

12.     Завершение занятия, рефлексия

13.     Упражнение на саморегуляцию «Волшебное слово»

14.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

1

Человек-природа*

 

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.         Характеристика  профессий Ч-П. Упражнение «Профессии Ч -П» (сюжетные картинки)

4.        Упражнение «Найди два одинаковых листочка»

5.        Упражнение «Сколько птиц»

6.        Упражнение «Сколько яблок» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

7.        Упражнение «Бабочки и цветы» (лабиринт)

8.        Упражнение «Гуляем по саду» (бланк, дети оценивают выполнение задания)

9.        Упражнение «Садоводы и овощеводы»

10.     Игра «Кто быстрее ответит»

11.     Упражнение «Травяные законы»

12.     Завершение занятия, рефлексия

13.     Упражнение на саморегуляцию «Успокаивающие образы»

14.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Пути получения профессии

 

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Продолжи фразу»

4.        Беседа «Пути получения профессии» (схема)

5.        Работа над стихотворением Р. Сефа «Странное дело».

6.        Анализ притчи «Два приказчика»

7.        Упражнение «Мостик»

8.        Завершение занятия, рефлексия

9.        Упражнение на саморегуляцию «Успокаивающие образы»

10.     Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

 

 

1

Биржа труда

 

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие «Слова - приветствия»

3.        Упражнение «Вступление в диалог»

4.        Список документов, необходимых для приобретения статуса безработного

5.        Заполнение анкеты

6.        Игра «Башня»

7.        Завершение занятия, рефлексия

8.        Упражнение на саморегуляцию «Успокаивающие образы»

9.        Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

Итоговое занятие

 

1.        Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.        Приветствие

3.        Упражнение «Самый внимательный»

4.        Бланк с контрольными заданиями

5.        Упражнение «Советы Феи мастерства»

6.        Анкета (по окончанию курса)

7.        Завершение занятия, рефлексия

8.        Упражнение на саморегуляцию «Успокаивающие образы»

9.        Прощание «Аплодисменты»

 

 

 

 

1

 

* занятия носят ознакомительный характер

 

                                 

Профессиональное самоопределение

 

Тема

Содержание

Часы

Что Я знаю о себе?

1.       Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.       Приветствие

3.        Упражнение «Автобус»

4.       Упражнение «Ассоциации» Анн 50

5.       Тест «10 слов о себе»  (оценивание «+»и «-») Смирнова 20 (Петрусинский 123)

6.       Упражнение «Незаконченные предложения» Смирнова 171

7.       Тест на самоопределение (Анн 51)

8.       Завершение занятия, рефлексия

9.       Упражнение на саморегуляцию

10.    Прощание

 

 

 

1

Мои сильные и слабые стороны.

 

1.    Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.    Приветствие

3.    Упражнение «Что моя вещь знает обо мне» (КРП 85)

4.    Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (КРП 85)

5.    Упражнение «Закончи предложение» (КРП 86)

6.    Упражнение «Список: быть уверенным в себе- это значит…» Петрусинский127

7.    Упражнение «Скульптура» Анн 72(легко, тяжело по жизни)

8.    Завершение занятия, рефлексия

9.    Упражнение на саморегуляцию

10.Прощание

 

 

 

 

1

Моя неповторимость

1.    Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.    Приветствие

3.    Упражнение «Мостик»

4.    Упражнение «Скажи о себе что - то хорошее» Смирнова 29

5.    Упражненение «Личное пространство» (диагностика МЛО)

6.    Упражнение «Пять добрых слов» Смирнова 30

7.    Упражнение «Так могу только я»

8.    Завершение занятия, рефлексия

9.    Упражнение на саморегуляцию

10.Прощание

 

 

 

1

Каким меня видят окружающие меня люди

1.    Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.    Приветствие

3.    Упражнение «Ритм»

4.    Тест «Приятно ли со мной общаться» Гущина 85

5.    Упражнение «Какого я цвета» Анн 92

6.    Методика «Самооценка» Слободяник 198

7.    Тест «Твой стиль общения» (миролюбивость-агрессивность) (Петрусинский 130)

8.    Завершение занятия, рефлексия

9.    Упражнение на саморегуляцию

10.Прощание

 

 

1

Самооценка и уровень притязаний

1.       Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.       Приветствие

3.       Упражнение «Кто я»

4.       Упражнение «Какой я»

5.       Упражнение «Самый - самый»

6.       Обсуждение проблемных ситуаций

7.       Упражнение «Змея»

8.       Завершение занятия, рефлексия

9.       Упражнение на саморегуляцию

10.   Прощание

 

 

 

1

 

Чувства и эмоции

 

1.       Упражнение «Готовность к занятию»

1.       Приветствие

2.       Упражнение «Доверительное падение»

3.       Беседа «Способы выражения чувств (слово, мимика, жесты, внешний вид)». Проблемные ситуации.

4.       Упражнение «Нарисуй эмоцию»

5.       Упражнение «Покажи эмоцию»

o         Обида. Губы.

o         Грусть. Лицо.

o         Огорчение. Лицо.

o         Радость. Ноги.

o         Удивление. Глаза.

o         Любопытство. Голова.

o         Злость. Руки.

o         Гордость. Спина.

o         Страх. Глаза.

o         Высокомерие. Голова.

o         Страх. Зубы.

o         Усмешка. Губы.

o         Недовольство. Поза.

o         Интерес. Походка.

o         Самодовольство. Походка.

o         Огорчение. Губы.

o         Стыд. Поза.

6.       Упражнение «Чувства, которые мешают и помогают жить»

7.       Тест «Эмоции»

8.       Завершение занятия, рефлексия

9.       Упражнение на саморегуляцию

10.    Прощание

 

 

 

1

 

 

Что такое стресс

1.       Упражнение «Готовность к занятию»

2.       Приветствие

3.       Упражнение «Часы»

4.       Упражнение «Что провоцирует и что препятствует конфликту»

5.       Упражнение «Оцени поведение»

6.       Упражнение «Оценка школьных ситуаций»

7.       Упражнение «Я могу»

8.       Завершение занятия, рефлексия

9.       Упражнение на саморегуляцию

10.    Прощание

 

 

 

 

1

 

 

Покажи себя с хорошей стороны

1.       Упражнение «Готовность к занятию»

2.       Упражнение «Улыбка»

3.       Упражнение «Личное пространство»

4.       Упражнение «Говори правильно»

5.       Упражнение «Погрузи на баржу»

6.       Завершение занятия, рефлексия

7.       Упражнение на саморегуляцию

8.       Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

Помечтаем о будущей профессии

1.    Упражнение «Готовность к занятию»

2.    Приветствие

3.    Пересадка по общим интересам.

4.    Упражнение «Несколько предложений о себе»

5.    «Табун в загоне». Ребята письменно по определенному плану готовят представление о себе, затем при прочтении группа должна угадать, о ком идет

6.    Мечты о профессиональном будущем.  К чему я стремлюсь? Дальняя профессиональная цель.

7.    Завершение занятия, рефлексия

8.    Упражнение на саморегуляцию

9.    Прощание

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Достоинства и недостатки

1.       Упражнение «Готовность к занятию» (жест открытые ладони)

2.       Приветствие

3.       Упражнение «Делай как я»

4.       Упражнение «Комплимент» (связанный с профессиональным будущем)

5.       Достоинства и недостатки. (Ребята сначала отмечают свои достоинства и недостатки, выбирая из списка. Затем называют качества, способствующие и препятствующие овладению выбранной профессией).

6.       Упражнение «Молекулы и атомы».

7.       Завершение занятия, рефлексия

8.       Упражнение на саморегуляцию

9.       Прощание

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Мое видение будущей профессии

1.       Упражнение «Готовность к занятию»

2.       Приветствие

3.       Упражнение «Барьер».

4.       Работа со словарем (профессия, специальность, должность, вакансия). Практические задания - карточка.

5.       Ближние профессиональные цели как этапы и пути достижения дальней цели. Пути получения профессии. Способы достижения дальней профессиональной цели.

6.       Упражнение «Ищу работу»

7.       Завершение занятия, рефлексия

8.       Упражнение на саморегуляцию

9.       Прощание

 

 

 

 

1

 

 

Профессии на языке тела или ни слова о профессиях.

1.       Упражнение «Готовность к занятию»

2.       Приветствие

3.       Упражнение «Мое внутреннее состояние»

4.       Упражнение «Стража».

5.       Упражнение  «Что  у меня там на спине? Покажи».

6.       Мои ресурсы, мои союзники в достижении дальней профессиональной цели. Работа над понятиями.

7.       Упражнение «Разговор через стекло»

8.       Завершение занятия, рефлексия

9.       Упражнение на саморегуляцию

10.    Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

Ваши мнения о профессиях

1.       Упражнение «Готовность к занятию»

2.       Приветствие

3.       Упражнение «Анабиоз».

4.       Упражнение «Хвастовство».

5.       Упражнение «Диалог о профессиях».

6.       Упражнение «Силачи».

7.       Упражнение «Я через 10 лет» (самоописание позволяет определить социально – ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой хотел бы отнести), ориентацию человека на свои признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими, способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в жизненном контексте человека).

8.       Завершение занятия, рефлексия

9.       Упражнение на саморегуляцию

10.         Прощание.

 

 

 

 

1

 

 

 

У меня все получится.

1.    Упражнение «Готовность к занятию»

2.    Приветствие

3.    Упражнение «Настройка пианино».

4.    Приемная комиссия. Ролевая игра.

5.    Заявление на работу.

6.    Беседа с  работодателем (заранее готовятся слова).

7.    Упражнение «Бип»

8.    Завершение занятия, рефлексия

9.    Упражнение на саморегуляцию

10.Прощание

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Нет проблем!

1.       Упражнение «Готовность к занятию»

2.       Приветствие

3.       Упражнение «Передай по кругу».

4.       Упражнение «Внутреннее минное поле»

5.       Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»

6.       Завершение занятия, рефлексия

7.       Упражнение на саморегуляцию

8.       Прощание

 

 

 

 

 

1

 

 

Поговорим о жизненных ценностях.

1.       Упражнение «Готовность к занятию»

2.       Приветствие

3.       Упражнение «Тропинка».

4.       Упражнение «Конверт откровений»

5.       Анкета голубых воротничков

6.       Упражнение «Бип».

7.       Завершение занятия, рефлексия

8.       Упражнение на саморегуляцию

9.       Прощание

 

 

 

 

 

1

 

 

На пути к цели

1.       Приветствие

2.       Упражнение «Василий сказал…»

3.       Упражнение «Угадай, чье это мнение»

4.       Упражнение «Железное алиби»

5.       Упражнение «Клубок проблем»

6.       Упражнение «Рукопожатие»

7.       Завершение занятия, рефлексия

8.       Упражнение на саморегуляцию

9.       Прощание

 

 

 

 

1

 

 

 

Пожелайте мне доброго пути

1.       Приветствие

2.       Упражнение «Сплоченность»

3.       Упражнение «Сбор чемодана в дорогу»

4.       Завершение занятия, рефлексия

5.       Упражнение на саморегуляцию

6.       Прощание

 

 

 

1

Список  использованной литературы:

1.      Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 2003.

2.      Резапкина Г. В.Психология и выбор профессии. Методическое пособие. М., 2008.

3.      Шевченко М. Ф. Как стать успешным. СПБ., 2007.

4.      Школьный психолог. №№ 18, 21, 2004.