Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залеcская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской области, ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03.
Электронная почта deti@deti.pereslavl.ru

 

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№__________от «_____»_____________2010г.

                                                                                                                  Директор школы            

                                                           А.И. Ивахненко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по психологии

«Тропинка к своему «Я» в 1 классе

на 2010 – 20011 год

 

 

 

 

 

 

Педагога-психолога Говорской Е. Ю.

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

Дети с нарушениями развития – это в основном дети, у которых по причине врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие психических функций отклоняется от нормы. А в некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами: неблагоприятные формы семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация и т.д.

Приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологических механизмов: когнитивного, включающего все психические процессы, связанные с познанием; эмоционального, включающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой (А.П.Растигеев).

Развитие механизмов адаптации у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не становится ведущим. Ребенок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников с адекватным умственным развитием (Л.С.Выготский). Однако, по сравнению с другими психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей более сохранна (С.Д.Забрамная). Этот факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей этой категории учащихся (Л.С.Выготский, С.Д.Забрамная, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова, Т.Н.Павлий и др.).

Однако у детей с нарушениями интеллекта вне специально организованного обучения не происходит существенных изменений в состоянии эмоциональной сферы, наблюдаются трудности в регуляции поведения. В своих действиях эти дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодолевать на пути к цели даже посильные трудности. В строении аффективной сферы сочетаются эмоциональная огрубленность и повышенная ранимость (Б.В.Зейгарник). Ряд проблем обусловлен низким уровнем способности к речевому общению. Характерная потребность в общении, не развиваясь, остается на уровне потребности в помощи и поддержке (Н.Г.Морозова, Н.П.Парамонова, С.Л.Рубинштейн). Эти факты подтверждаются наблюдениями за учащимися вспомогательной школы. Им свойственна скованность, неловкость, мимическая невыразительность. Для школьников затруднительно правильное выражение своих чувств и понимание того, что им сообщается невербальным способом. Недифференцированно воспринимается оценка себя окружающими. Непонимание «языка эмоций» отражается на всей ситуации социального общения, на процессе социальной адаптации и интеграции в общество.

Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы.

Психофизиологи, психологи, педагоги единодушны во мнении, что игра — эмоционально насыщенный вид проявления активности детей, способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человеческих отношений, окружающей действительности. Обладая особыми, эмоциогенными, дидактическими свойствами, игра усиливает эмоции, индивидуализирует их, обогащает оттенками (М.Вуарен, К.Д.Радина, А.С. Спиваков-екая, Н.П.Фетискин, А.Я.Чебыкин). Как деятельность она дает ребенку конкретные навыки и общую гибкость поведения. Как социально-педагогическая форма организации детской жизни игра способствует социальному развитию. Игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др.). В игре возможно инсценирование эмоций и чувств. Реализуется способность ребенка быть собой и другим.

По мнению многих специалистов (Е.А.Стребелева, О.С.Никольская, Л.А.Головчиц, Н.Д.Соколова, Е.С.Слепович, Л.И.Плаксина и др.), через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Таким образом, в игре развивается то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка, а самое главное — успешность его социализации.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяет игра. Например, управлять чувством злости. Для агрессивного ребенка подбирается игра, в которой метафорически зашифрована информация о его негативных агрессивных проявлениях и способах их преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает историю, но и проигрывает способы адекватного эмоционального реагирования. В процессе такой работы ребенок «знакомится» со своим чувством гнева и научается справляться с ним посредством формирования новых эффективных моделей поведения, способов снятия напряжения и др.

С помощью игры можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.

Для процессуальной стороны игр характерны следующие моменты:

демонстрация вариантов правильного поведения;

считывание эмоциональных состояний детьми друг у друга;

возможность использования элементов соревнования

использование при необходимости механического воздействия (например, ведущий своими пальцами помогает ребенку округлить глаза, растянуть губы в улыбке, сдвинуть брови и т. п.).

Коррекционные игры направлены на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

 

Методические средства, используемые в программе

Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность - неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность - неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

Дети начинают осваивать ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы) с ролевых действий, которые усложняются по мере их взросления (походить как кошечки, зайцы, волки и т.п.). Важным является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.).

Психогимнастические игры направлены на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций, на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети знакомятся с различными эмоциями и учатся управлять ими. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Коммуникативные игры, используемые в программе способствуют формированию у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; обучают умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Произвольность психической деятельности наиболее интенсивно формируется в 6-8 лет, но ее становление продолжается до 20 -21 года. В основе произвольной деятельности лежит становление избирательной активации и формирование навыков программирования, регуляции и контроля деятельности.

Игровая деятельность служит благодатной почвой для развития произвольности психической деятельности. Именно в игре дети учатся подчиняться правилам, преодолевают эгоцентрические установки, подчиняются взятой роли, а не собственным желаниям, осознают свои действия и чувства, а также принимают правила, которые задаются из вне и продиктованы игровой ситуацией.

 

Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если учительница припрыгает в класс на одной ножке?»), либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Достаточно часто могут использоваться «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря, утреннего леса и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружбы или что-то очень страшное) или, помимо звукового, добавляется кинестетический раздражитель (детям дают подержать пушистый хвостик и т.п.). Мысленная картинка может «оживляться». Автор картинки выбирает детей на роли героев и предметов своей картинки, объясняет им, где стоять, как двигаться, что говорить. По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои и предметы картинки начинают двигаться, затем все дети хлопают автору и актерам картинки.

Релаксационные методы, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, внушению желательного настроения.

 

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сферы ребенка.

 

Развитие произвольности

Игры на развитие навыков общения;

Игры на развитие и совершенствование эмоционально – волевой сферы

Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения

Рисование

 

Часть 3. Завершающая.

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка. Упражнения на релаксацию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 35 – 40 минут.

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

1

Знакомство

 

 

 

 

 

 

1.            Приветствие «Ласковое имя»

2.            Упражнение «Если он медведь, назови его ласково»

3.            Упражнение «Я мама - зайчиха»

4.            Упражнение «У медведя во бору»

5.            Упражнение «Ожерелье»

6.            Упражнение «Тихий час для мышат»

7.             Прощание

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

Веселые - грустные

1.            Приветствие «Здравствуй, я…»

2.            Упражнение «Котик ласкает»

3.            Упражнение «Раз, два, три зайцы замри»

4.            Упражнение «У птички болит крылышко - пожалей птичку»

5.            Упражнение «Ожерелье»

6.            Упражнение «Тихий час для мышат»

7.            Прощание

1

3

Веселые - грустные

1.            Приветствие «Здравствуй, я…»

2.            Упражнение «Лисичка веселая - грустная»

3.            Упражнение «Лисичка грустная, потому что она упала»

4.             Упражнение «кто как веселится»

5.            Упражнение «Ожерелье»

6.            Упражнение «Тихий час для мышат»

7.            Прощание

1

4

Веселые - грустные

1.            Приветствие «Здравствуй, я…»

2.            Упражнение «Зайчик веселый - грустный»

3.            Упражнение «Зайчик звонит по телефону»

4.            Упражнение «Зайчик отправился в лес»

5.            Упражнение «Ожерелье»

6.            Упражнение «Тихий час для мышат»

7.            Прощание

1

5

Веселые - грустные

1.            Приветствие «Здравствуй, я…»

2.            Упражнение «Петя веселый - грустный»

3.            Упражнение «Петю наказали»

4.            Упражнение «Петя в зоопарке»

5.            Упражнение «Ожерелье»

6.            Упражнение «Тихий час для мышат»

7.            Прощание

1

6

Страшный - веселый

1.            Приветствие «Здравствуй, я…»

2.            Упражнение «Превратись в пластилинчик»

3.            Упражнение «Страшный – веселый стульчик»

4.            Упражнение «Чего боялся зайчик»

5.            Упражнение «Ау»

6.            Упражнение «Ожерелье»

7.            Упражнение «Тихий час для мышат»

8.            Прощание

1

7

Радуется боится

1.            Приветствие «Ласковое имя»

2.            Упражнение «Хорошие ушки – красивые глазки»

3.            Упражнение «кто погладит козочку»

4.            Упражнение «Кто когда радуется и боится»

5.            Упражнение «Помяукай и похрюкай»

6.            Упражнение «У медведя во бору»

7.            Прощание

1

8

Радость, страх, злость

1.            Приветствие «Части тела»

2.            Упражнение «Как выглядят чувства»

3.            Упражнение «Покажи чувства ручкой»

4.            Упражнение «что чувствует кошечка»

5.             Игра «Идет медведь, бежит лисичка»

6.            Упражнение «Листочек»

7.            Прощание

1

9

Радость, страх, злость

1.            Приветствие «Части тела»

2.            Игра «Дуйся, дуйся пузырь»

3.            Упражнение «Угадай чувство»

4.            Упражнение «Как выглядят чувства»

5.            Упражнение «Кто в домике живет»

6.            Упражнение «Походи как…»

7.            Упражнение «Листочек»

8.            Прощание

1

10

Узнаю чувство по голосу

1.            Приветствие «Части тела»

2.            Упражнение «Кто самый похожий»

3.            Упражнение «Кто лучше разбудит»

4.            Упражнение « Что чувствует кошечка»

5.            Упражнение «Что хочет учительница»

6.             Игра «Дотронься до…»

7.            Упражнение «Тихий час для мышат»

8.            Прощание

1

11

Узнаю чувство по лицу

1.            Приветствие «Части тела»

2.            Упражнение «В магазине»

3.            Упражнение «Кто пришел к нам в гости»

4.            Упражнение «Что подарили гости»

5.            Упражнение «Каравай»

6.            Упражнение «Семья собачек»

7.            Упражнение «Мягкий мишка, твердый солдатик»

8.             Игра «Дотронься до…»

9.            Упражнение «Тихий час для мышат»

10.        Прощание

1

12

Узнаю чувство по походке

1.            Приветствие «Части тела»

2.            Упражнение «Карандашик - кисточка»

3.            Упражнение «Я иду на день рождения»

4.            Упражнение «Вот так»

5.            Упражнение «Подарок» (коллективный рисунок)

6.            Упражнение «Тихий час для мышат»

7.            Прощание

1

13

Забота

1.            Приветствие «Части тела»

2.            Упражнение «Превратились-кошечки-радость»

3.            Упражнение «Игрушечный магазин»

4.            Упражнение «Поехали - поехали»

5.            Упражнение «Маша упала»

6.            Упражнение «Встану я утром…»

7.            Упражнение «Ожерелье»

8.            Упражнение «Листочек»

9.            Прощание

1

14

Радость - любовь

1.            Приветствие «Пальцы-мышки»

2.            Игра «Дуйся, дуйся пузырь»

3.            Упражнение «Повторяй за мной»

4.            Упражнение «Кто как радуется»

5.            Упражнение «У кого больше любимок»

6.            Упражнение «Покажу, как люблю»

7.              Игра «Дотронься до…»

8.            Упражнение «Листочек»

9.            Прощание

1

15

Кто как обижается

1.            Приветствие «Пальцы - зайцы»

2.            Упражнение «Мы - солдаты»

3.            Упражнение «Кто как обижается»

4.            Упражнение «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку»

5.            Упражнение «Кто медленнее»

6.            Упражнение «Ожерелье»

7.            Упражнение «Тихий час для мышат»

8.            Прощание

1

16

Пожалей

1.            Приветствие «Пальцы - медведи»

2.            Упражнение «Паровозик едет на полянку»

3.            Упражнение «Цветы на полянке»

4.            Упражнение «Хоровод»

5.            Упражнение «Самолетики»

6.            Коллективное рисование «Ладошки»

7.            Упражнение «Тихий час для мышат»

8.            Прощание

1

17

Поссорились- помирились

1.            Приветствие «Улыбка»

2.            Упражнение «Добрые - злые»

3.            Упражнение «Пальцы- звери добрые, пальцы – звери злые»

4.            Упражнение «Звери поссорились»

5.            Упражнение «Кто больше знает мирилок»

6.            Упражнение «Утро - вечер»

7.            Упражнение «Тихий час для мышат»

8.            Прощание

1

18

Разозлился-поссорился

1.            Приветствие «Улыбка»

2.            Упражнение «Превратились»

3.            Упражнение «Большие-маленькие»

4.            Упражнение «Смелый-трусливый»

5.            Упражнение «Если «да» - потопай, если «нет»- похлопай»

6.            Пальчиковый этюд: поссорились-помирились

7.            Упражнение «Ожерелье»

8.            Упражнение «Тихий час для мышат»

9.            Прощание

1

19

Помирились все

1.            Приветствие «Части тела»

2.            Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

3.            Игра «Дуйся, дуйся пузырь»

4.            Упражнение «Моем окна»

5.            Упражнение «Покажи голосом»

6.            Упражнение «Ну-ка игрушки поменяйтесь местами»

7.            Упражнение «Дай мне игрушку»

8.            Упражнение «Самолет летит, самолет отдыхает»

9.            Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу

10.        Упражнение «Танец мира»

11.        Упражнение «Листочек»

12.        Прощание

1

20

Природа умеет чувствовать

1.            Приветствие «Ветерок»

2.            Упражнение «Чувство замри»

3.            Упражнение «Имя шепчет ветерок»

4.            Упражнение «Ветер, ветерок, ураган»

5.            Упражнение «Приласкай ветерок»

6.            Упражнение «Чувства в природе»

7.             Игра «Дотронься до…»

8.            Упражнение «Листочек»

9.            Прощание

1

21

Может ли плакать природа

1.            Приветствие «Улыбка»

2.            Упражнение «Ласковое имя»

3.            Упражнение «Что чувствует природа»

4.            Упражнение «Капелька, льдинка, снежинка»

5.            Упражнение «Когда природа плачет»

6.            Упражнение «Обиженный кустик»

7.            Упражнение «Птенец в яйце»

8.                  Игра «Идет медведь, бежит лисичка»

9.            Упражнение «Листочек»

10.              Прощание

1

22

Радуюсь вместе с природой

1.            Приветствие «Ласково шепчет ветерок»

2.            Упражнение «Что чувствует природа»

3.            Упражнение «Капелька-ветер, ветерок, ураган»

4.            Упражнение «Громко, тихо, средне»

5.            Упражнение «Волшебный мешочек»

6.            Упражнение «Походить как»

7.            Упражнение «Танец радости»

8.            Упражнение «Тихий час для мышат»

9.            Прощание

1

23

Вот такие мы разные

1.            Приветствие «Ласковый шепот»

2.            Игра «Ладошка-шарик»

3.            Упражнение «Мишка ночью и днем»

4.                  Игра «Идет медведь, бежит лисичка»

5.            Упражнение «У медведя во бору»

6.            Упражнение «Ожерелье»

7.            Упражнение «Тихий час для мышат»

8.            Прощание

1

24

 

 

25

Я расту, я изменяюсь

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Я-маленький, я-большой»

3.            Упражнение «Я расту»

4.            Упражнение «Интервью»

5.            Упражнение «Вежливые слова»

6.            Упражнение «Ожерелье»

7.            Упражнение «Ручеек радости»

8.            Прощание

 

 

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Мысленная картинка» (под музыку)

3.            Упражнение «Умел, умею, буду уметь»

4.            Упражнение «Линия времени»

5.            Упражнение «Театр»(инсценировка стих. Мошковской Э. «Нос умойся»)

6.            Упражнение «Ожерелье»

7.            Упражнение «Ручеек радости»

8.            Прощание

 

 

 

 

 

 

2

26

Какие девочки -
какие мальчики

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Мысленная картинка» (под музыку)

3.            Упражнение «Какие девочки - какие мальчики»

4.            Упражнение «Что любят мальчики, что любят девочки»

5.            Упражнение «Кто кого обидел»

6.            Упражнение «Отгадай»

7.            Упражнение «Болото»

8.            Упражнение «Ручеек радости»

9.            Прощание

1

27

Кто такой хозяин своих чувств?

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Мысленная картинка» (под музыку)

3.            Упражнение «Собачка хочет, чтобы ее приласкали»

4.            Упражнение «Хозяин своих чувств»

5.            Упражнение «Стоп, кулак»

6.            Упражнение «Танцы для пальцев»

7.            Упражнение «Театр»(инсценировка стих. С. Я. Маршака «Два маленьких

 котенка»)

8.            Упражнение «Ручеек радости»

9.            Прощание

1

28

Я учусь не обижать других

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Мысленная картинка» (на тему обида)

3.            Упражнение «Стоп кулак»

4.            Упражнение «Обзывалки стоп!»

5.            Упражнение «Акулы-рыбки»

6.            Упражнение «Театр»(инсценировка стих. В.Семерина «Страшный зверь»)

7.            Упражнение «Ручеек радости»

8.            Прощание

1

29

Я учусь не обижаться

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Мысленная картинка» (обида)

3.            Упражнение «Хозяин своих чувств»

4.            Упражнение «Какими чувствами нужно уметь управлять»

5.            Упражнение «Обида, стоп!»

6.            Упражнение «Волк-волчишко, пусти переночевать»

7.            Упражнение «Театр» (инсценировка стих. Мошковской Э. «Лежебока»)

8.            Упражнение «Ручеек радости»

9.            Прощание

1

30

Ты обиду не держи, поскорее

 расскажи

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Мысленная картинка»
(ты обиделся)

3.            Работа со сказкой (Cказка о лисенке, который обиделся)

4.            Упражнение «Чтоб не обижаться, надо расслабляться»

5.            Упражнение «Театр» (инсценировка стих.» Котауси и Мауси»)

6.            Упражнение «Ожерелье»

7.            Упражнение «Ручеек радости»

8.            Прощание

1

31

Злость

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Мысленная картинка»(что- то очень злое)

3.            Упражнение «Злая черная рука»

4.            Упражнение «Как злую черную руку превратить в белую»

5.            Работа со сказкой(как злость Танечку и Ванечку в плен поймала)

6.            Упражнение «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку»

7.            Упражнение «Театр»(инсценировка стих. М. Бородицкой «Убежало молоко»)

8.            Упражнение «Ручеек радости»

9.            Прощание

1

32

Как победить злость

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Мысленная картинка»(что-то очень доброе)

3.            Упражнение «Подыши как…»

4.            Обсуждение «Как победить гнев, злость»

5.            Игра «Мусорное ведро»

6.            Игра «Бумажный дождь»

7.            Упражнение «Ожерелье»

8.            Упражнение «Ручеек радости»

9.            Прощание

 

 

1

33

Какие чувства мешают дружить

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Вспомним чувства»

3.            Упражнение «Какие чувства мешают дружить»

4.            Упражнение «Сердитый мальчик-веселая девочка»

5.            Упражнение «Цветок дружбы»

6.            Упражнение «Коровы, собаки, кошки»

7.            Упражнение «Ожерелье»

8.            Упражнение «Ручеек радости»

9.            Прощание

 

1

34

Дружба

1.            Приветствие

2.            Упражнение «Мысленная картинка»(Дружба)

3.            Работа со сказкой (Особенное растение)

4.            Упражнение «Подари подарок другу»

5.            Упражнение «Ожерелье»

6.            Упражнение «Ручеек радости»

7.            Прощание

1

 

До 20 сентября проводится диагностика.

Использованная литература:

  1. Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2003.
  2. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.
  3. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. М., 2004.
  4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. М., 2003