Государственное образовательное учреждение Ярославской
области
Переславль-Залесская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-
интернат № 3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский ярославской
области, ул. Магистральная, д. 43.
Телефон 8 485 35 3-29-04, 3-29-03. Электронная почта
deti@deti.pereslavl.ru
Утверждена приказом директора школы:
№__________от
«_____»_____________2010г.
Директор
школы
А.И.
Ивахненко
Рабочая программа
«Я
среди людей» в 6б классе
на
2010 – 2011 год
Педагога – психолога Говорской Е. Ю
Пояснительная записка
Приоритетной задачей в образовании детей с умеренной
интеллектуальной недостаточностью является задача их социальной
адаптации. Развитие механизмов адаптации у детей с
интеллектуальным недоразвитием имеет свою специфику.
Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не
становится ведущим. Ребенок с недоразвитием познавательной сферы
не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный
контроль над эмоциональной сферой. Однако, по сравнению с
другими психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей
более сохранна. (С. Д. Забрамная). Фактор взаимообусловленности
эмоциональных явлений и процессов познания и отражения
предоставляет возможность использования эмоциональной сферы в
качестве обходного пути для развития адаптивных и
интеллектуальных способностей этой категории учащихся (Л. С.
Выготский, С. Д. Забрамная).
В связи с трудностью усвоения детьми данной категории
моральных норм и принципов целесообразно организовывать
деятельность, в которой дети смогли бы интериоризировать нормы
социального взаимодействия. В данном случае такой деятельностью
стала игра. Специалисты единодушны во мнении, что игра - это
эмоционально насыщенный вид проявления активности детей, способ
сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения
системы человеческих отношений, окружающей действительности. В
игре формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание,
развивается потребность преобразовывать действительность,
усваивать нормы поведения, умственные возможности ребенка. Таким
образом, в игре развивается то, от чего непосредственно зависит
успешность учебной, трудовой деятельности ребенка, а самое
главное – успешность его социализации.
Цели и задачи программы:
o
Расширить знания о чувствах, эмоциях и способах
их выражения, обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих
различные эмоции, чувства, настроения детей.
o
Развивать и совершенствовать умения детей
распознавать собственные эмоциональные состояния, адекватно
выражать свои эмоции
o
Развивать и совершенствовать умение детей
распознавать эмоциональные проявления других людей по различным
признакам (мимике, пантомимике, интонации)
o
Способствовать открытому проявлению эмоций и
чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными,
творческими и т. д.)
o
Развивать у детей навыки позитивного общения в
различных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
o
Снижение эмоционально – психического напряжения.
Приемы активного
обучения:
1.
Этюды. Поводятся на заданную тему и
позволяют ребенку почувствовать нужное эмоциональное состояние
через движение и мимику.
2.
Элементы изобразительной деятельности в
сочетании с этюдами приводят к взаимному усилению влияния на
ребенка и той и другой деятельности.
3.
Музыкальное сопровождение этюдов
способствует эмоциональному переживанию различных настроений,
снижению раздражительности и агрессивности, преодоление
двигательного автоматизма.
4.
Сюжетно – ролевые игры способствуют
приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять
«тактильную зажатость».
5.
Релаксационные методы, способствующие снятию психоэмоционального
напряжения, внушению желательного настроения.
Структура занятия:
1.
Разминка (установление контакта
между участниками, создание атмосферы группового доверия и
принятия друг друга)
2.
Коррекционно-развивающий этап
(улучшение понимания между членами группы: осознание взаимных
интересов, переживаний, личностных особенностей; установление
отношений сотрудничества; обучение социально приемлемым способам
совладания с гневом, раздражением; отреагирование негативных
эмоций)
3.
Релаксация (снятие
психоэмоционального напряжения, телесных зажимов)
4.
Ритуал прощания (закрепление
позитивного настроя членов группы, создание атмосферы единства)
Коррекционно-развивающие игры
проводятся в групповой форме. При групповой работе количество
участников возможно от 3 – 8 человек. Игры организуются как
отдельное занятие или являются частью занятия, в зависимости от
актуальных задач. Занятия проводятся продолжительностью 40
минут.
Тема занятия |
Цели и задачи |
Содержание |
Кол-во
часов |
Давайте поздороваемся |
o
создать условия для самораскрытия детей
o
создать мотивацию на познание друг друга
o
формирование сплоченности группы
o
снижение психоэмоционального и мышечного
напряжения |
-
Упражнение «Приветствие по кругу»
-
Упражнение «Представление по кругу»
- Игра
«Я люблю…, а вы»
-
Упражнение «Самопредставление»
- Игра
«Взялись за руки»
- Игра
«Надувная кукла»
-
Упражнение «Волна»
-
Прощание
|
1 |
Что я знаю о себе |
o
создать условия для самораскрытия детей
o
создать мотивацию на познание друг друга
o
развивать у детей потребность в
самоанализе, рефлексии
o
формирование сплоченности группы
o
снижение психоэмоционального и мышечного
напряжения |
-
Упражнение «Приветствие в парах»
-
Упражнение «Постройтесь по…»
-
Упражнение «Ты кто?» (подсказки к заданию)
- Игра
«Пары качеств»
-
Упражнение «Плюсы и минусы»
- Игра
«Атомы»
-
Упражнение «Волна»
-
Прощание
|
1 |
Что я знаю о других |
o
создать условия для самораскрытия детей
o
создать мотивацию на познание друг друга
o
развивать у детей потребность в
самоанализе, рефлексии
o
помочь детям посмотреть на себя глазами
других людей
o
формирование сплоченности группы,
доверительных отношений
o
снижение психоэмоционального и мышечного
напряжения |
-
Упражнение «Необычное приветствие»
- Игра
«Кого куда поселим?»
- Игра
«Самый-самый»
- Игра
«Ассоциация»
-
Упражнение «Доверительное падение»
-
Упражнение «Радуга»
-
Прощание
|
1 |
Представление о себе и о
других |
o
создать условия для самораскрытия детей
o
создать мотивацию на познание друг друга
o
развивать у детей способность к
самоанализу, к оценке других людей, к рефлексии
o
формирование сплоченности группы
o
снижение психоэмоционального и мышечного
напряжения |
1.
Упражнение «Приветствие по кругу»
2.
Игра «Поддерживающие руки»
3.
Упражнение «Продолжи предложение»
4.
Игра «Самый-самый»
5.
Упражнение «Атомы»
6.
Упражнение «Радуга»
7.
Прощание
|
1 |
Какой я ?
Какие мы? |
o
создать условия для самораскрытия детей
o
развивать у детей способность к
самоанализу, к оценке других людей, к рефлексии
o
формирование сплоченности группы
o
снижение психоэмоционального и мышечного
напряжения |
1.
Упражнение «Приветствие в парах»
2.
Игра «Надпись на спине»
3.
Коллаж «Какой я, какие мы»
4.
Упражнение «Радуга»
5.
Прощание
|
1 |
Такие разные эмоции |
o
развивать у детей способность к
самоанализу, к оценке других людей, к рефлексии
o
развивать и совершенствовать умения
понимать свои чувства, умение слушать, выразительность
речи, движений
|
-
Упражнение «Необычное приветствие»
-
Упражнение «Что я чувствую»
-
Выполнение этюдов.
-
Прослушивание и проигрывание сказки «Сломанные
качели»
-
Упражнение «Падающий лист»
-
Прощание
|
1 |
Наши эмоции |
o
развивать активный словарь эмоциональных
состояний,
o
обратить внимание детей на то, что с
помощью слова можно изменить настроение другого человека
o
развивать у детей способность к
самоанализу, к оценке других людей, к рефлексии
o
развивать и совершенствовать умения
понимать свои чувства, умение слушать, выразительность
речи, движений |
-
Приветствие
-
Упражнение «Передача эмоций по кругу»
- Игра
«Джин»
-
Рисунок «Поезд эмоций»
- Игра
«Зашифрованное письмо»
-
Упражнение «Падающий лист»
-
Прощание
|
1 |
Хорошее настроение |
o
создание доброжелательной атмосферы в
группе развивать у детей способность к самоанализу, к
оценке других людей, к рефлексии
o
развивать и совершенствовать умения
понимать свои чувства, умение слушать, выразительность
речи, движений |
-
Приветствие
- Игра
«Кто как радуется»
- Игра
«День рождения» (моделирование различных ситуаций)
- Игра
«Рыбаки и рыбки»
-
Упражнение «Падающий лист»
-
Прощание
|
1 |
Как справиться с плохим настроением |
o
Развитие умения выражать и распознавать
различные эмоциональные состояния
o
Развитие способности осознавать свое
состояние и находить слова для его обозначения
|
1.
Приветствие
2.
Игра «От улыбки станет всем светлей»
3.
Упражнение «Построй фигуру»
4.
Упражнение «Мое настроение»
5.
Упражнение «Покажи эмоцию»
6.
Беседа «Как справиться с плохим
настроением»
7.
Упражнение «Я как природное явление»
8.
Упражнение «На реке»
9.
Прощание |
1 |
Волшебные слова |
o
совершенствовать у детей умение вежливо
общаться друг с другом, вести диалог, употреблять
различные обращения |
-
Приветствие
-
Упражнение «Дерево»
-
Сказка «О мышонке, который не знал вежливых слов».
Обсуждение.
- Игра
«Помоги мне»
- Игра
«Лабиринт»
- Игра
«Сороконожка»
-
Упражнение «Молодое деревце»
-
Прощание
|
1
|
Давай поговорим |
o
совершенствовать умение слушать друг
друга, умение вежливого обращения |
-
Приветствие
-
Упражнение «Лев, лиса, косуля и голубь»
-
Упражнение «Как вести себя во время разговора».
Проблемные ситуации.
-
Упражнение «Для того, чтобы слушали меня, я должен»
- Этюд
«Я слушаю друга»
- Игра
«Правильно или нет»
-
Упражнение «Легкий, как перышко»
|
1 |
Пойми меня |
o
совершенствовать у
детей невербальные навыки общения, учить детей понимать
своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе |
-
Приветствие
- Игра
«Иностранец»
- Этюд
«Рыбки в пруду»
- Этюд
«Подарок другу»
- Игра
«Без слов»
-
Упражнение «Легкий, как перышко»
-
Прощание
|
1 |
Мой лучший
друг |
o
Формирование позитивного отношения к
окружающим
o
Осознание учащимися важности настоящей дружбы
и настоящих друзей в жизни человека
o
Развитие способности принимать друг друга
такими, какие есть( с помощью нужных слов)
o
Формирование и развитие коммуникативных
навыков и контактности (доброе отношение, улыбка,
позволяют устанавливать и поддерживать контакт)
|
1.
Приветствие
2.
Игра «Имя в движении»
3.
Продолжи предложения (Настоящий друг – это; Друзья всегда…; Я
могу дружить с такими людьми, которые…; Со мной можно
дружить, потому что…)
4.
Этюд «Два друга»
5.
Упражнение «Камушки»
6.
Упражнение «Болото»
7.
Прощание |
1 |
Про друзей |
o
формировать у детей
позитивные способы общения |
-
Приветствие
- Этюд
«Рыжик»
- Игра
«Обезьянки»
- Этюд
«Самый большой гриб»
-
Рисунок «Мой друг»
-
Упражнение «Волшебные снежинки»
-
Прощание
|
1 |
Наши поступки |
o
совершенствовать
умения анализировать хорошие и плохие поступки |
-
Приветствие
- Игра
«Атомы»
-
Упражнение «Плохой - хороший поступок». Беседа. (В.
Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)
-
Проблемные ситуации.
-
Коллаж «Хорошие поступки»
-
Упражнение «Легкий, как перышко»
-
Прощание
|
1 |
Почему люди ссорятся |
o
Развитие тактильного контакта
o
Определить особенности поведения в
конфликте
o
Развитие эмоционального принятия себя,
повышение уверенности в себе (образы) |
-
Приветствие
- Упражнение «Тропинка»
- Упражнение «Дерево ссор»
(запись причин; коллаж) Упражнение «Отдай предмет»
- Упражнение «Толкалки без слов»
- Упражнение «Красивая поляна»
- Прощание
|
1 |
Способы выхода из конфликтной
ситуации |
o
Определить особенности поведения в
конфликте
o
Познакомить со способами выхода из
конфликтной ситуации
o
Развитие эмоционального принятия себя,
повышение уверенности в себе (образы) |
1.
Приветствие
2.
Игра «Атомы»
3.
Упражнение «Да и нет». Обсуждение.
Проблемная ситуация «В классе» (новый ученик занял
парту). Проигрывание.
4.
Упражнение «Способы выхода из
конфликтной ситуации»
5.
Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по
цвету волос, дням рождения (январь…))
6.
Упражнение «Красивая поляна»
7.
Прощание |
1 |
Что делать с негативными эмоциями 1 |
o
Формирование конструктивных способов
взаимодействия
o
Выработка приемлемого способа разрядки
гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Тропинка»
3.
Упражнение «Продолжи предложение «Когда
я зол…»
4.
Проблемные ситуации (взяли без спроса
плеер и сломали; обвинили в том, чего ты не делал, и
накричали напрасно)
5.
Упражнение «Как я зол» (рисунок)
6.
Упражнение «На реке»
7.
Прощание |
1 |
Что делать с негативными эмоциями 2 |
o
Формирование конструктивных способов
взаимодействия
o
Выработка приемлемого способа разрядки
гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций
o
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Выйти по числу пальцев»
3.
Упражнение «Самый маленький шарик» (кто
сомнет лист бумаги в самый маленький шарик)
4.
Упражнение «Мусорное ведро»
5.
Упражнение «Бумажный дождь»
6.
Упражнение «На озере» КРП 127
7.
Прощание
|
1 |
Предотвращение конфликтов |
o
Развитие эмоционального принятия себя,
повышение уверенности в себе (образы)
o
Отработка навыка предотвращения
конфликтов, поведения в конфликтной ситуации |
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Разведчики»
3.
Отработка навыка предотвращения
конфликтов. Проблемные ситуации.
(тебя публично
обвинили в том, чего ты не делал; одноклассник, не
разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять)
4.
Упражнение «Петухи»
5.
Упражнение «На озере»
8.
Прощание |
1 |
Эмоции
правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями? |
o
Формирование у учащихся способности
осознавать свои чувства, обучение конструктивным
способам управления эмоциональным состоянием
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Доверяющее падение»
3.
Обсуждение проблемной ситуации «Разгневанный учитель»
4.
Обсуждение притчи «Могущественный царь»
5.
Упражнение «Как управлять своими эмоциями»
6.
Упражнение «Выкинь»
7.
Релаксация «Сосчитай до 20»
8.
Прощание |
1 |
Обида |
o
обучение конструктивным способам
избавления от обиды
|
-
Приветствие
-
Упражнение
«Антоним»
-
Беседа «Что
такое обида? Когда и за что люди обижаются друг на
друга?»
-
Упражнение
«Детские обиды»
-
Упражнение
«Обиженный человек»
-
Упражнение
«Копилка обид»
-
Упражнение «Как
выразить обиду и досаду»
-
упражнение «
Вверх по радуге»
-
Прощание
|
1 |
Умей договориться |
o
Помочь детям понять, как влияют на
эффективность коллективной работы модели поведения,
продемонстрированные каждым ее участником. Показ ребенку
примера эффективного поведения во время коллективной
деятельности. Формирование коммуникативных навыков
(развитие умения слушать другого, работать вместе над
поставленной задачей). Развитие умения работать в паре,
группой.
o
Формирование, укрепление уверенности в
собственных силах, используя визуальные образы.
|
1.
Приветствие
2.
Упражнение «Паутина»
3.
Коллективная аппликация
4.
Упражнение «Список»
5.
Упражнение «Близнецы»
6.
Упражнение «На озере»
7.
Прощание |
1 |
Я и мое здоровье |
o
Формирование мотивации к сохранению здоровья,
осознание вреда факторов, разрушающих здоровье
|
1.
Приветствие
2.
Игра «Имя в движении»
3.
Беседа «Будь здоров!»
4.
Упражнение «Закончи предложение: «Быть
здоровым для меня это означает…»
5.
Упражнение «Что я знаю и чего не знаю»
6.
Игра «На мое здоровье влияют…»(мяч)
7.
Упражнение «Порхание бабочки»
8.
Прощание |
1 |
Опасные
последствия |
o
Формирование у учащихся представлений об
опасности «безопасных» форм одурманивания, последствиях
употребления ПАВ
o
осознание различных способов
взаимодействия
|
1.
Приветствие
2.
Игра «Ассоциации»
3.
Упражнение «Последствия»
4.
Упражнение «Зависимости»
5.
Упражнение «Вредные советы»
6.
Упражнение «Мостик»
7.
Релаксация «Сосчитай до 20»
8.
прощание |
1 |
Учимся
говорить «нет» |
o
Формирование у учащихся навыков
противостояния давлению, развитие умения принимать
ответственность за собственную жизнь
o
Формирование и развитие навыков
саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие
психического напряжения. |
1.
Приветствие
2.
Игра «Корабль и скалы»
3.
Упражнение «Откажись»
4.
Упражнение «Проблемные ситуации» (картинки)
5.
Упражнение «Способы сказать «нет»
6.
Релаксация «Я спокоен»
7.
Прощание |
1 |
Я в общественных местах |
o
учить детей
анализировать свои поступки |
-
Приветствие
- Этюд
«Разные эмоции»
- Игра
– инсценировка «Могло бы и не быть». Работа с
пиктограммами.
-
Правила поведения в общественных местах
-
Упражнение «Счастливые воспоминания»
-
Прощание
|
1 |
Мы в школе |
o
продолжать
формировать умение общаться со сверстниками,
способствовать сплочению детского коллектива |
-
Приветствие
-
Упражнение «Мое настроение утром»
- Игра
«Про Обидку и Грустинку»
-
Упражнение «Вместе нам интересно»
-
Придумаем историю
-
Упражнение «Волшебные снежинки»
-
Прощание
|
1 |
Я дома |
o
формировать у детей
навыки ответственности, способности чувствовать понимать
другого человека |
-
Приветствие
-
Игра «Взялись за руки»
- Игра
«Кого куда посадим»
-
Обсуждение стихотворения «Любочка»(А. Барто)
-
Упражнение «Я помогаю»
- Этюд
«Не подведи»
-
Упражнение «Волшебные снежинки»
-
Прощание
|
1 |
Про взрослых |
o
формировать у детей
позитивные способы общения со взрослыми |
-
Приветствие
- Этюд
«Неподаренный подарок»
- Этюд
«В троллейбусе»
- Этюд
«Золотая осень»
- Игра
«Автобус»
-
Упражнение «Снеговик»
-
Прощание
|
1 |
Вместе уютно |
o
Развитие эмоционального принятия себя,
повышение уверенности в себе (образы, обратная связь)
o
Формирование коммуникативных навыков
|
1.
Приветствие
2.
Игра «Я рад общаться с тобой»
3.
Упражнение «Аплодисменты»
4.
Упражнение «Пять добрых слов»
5.
Игра «День рождения»
6.
Игра «Круг любви» |
1 |
До 20 сентября диагностика (см. план
работы психологической службы на 2010 – 2011 год).
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методическая
литература:
- Аржакаева Т. А.,
Вачков И. В. Психологическая азбука. М., 2003.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы.
М, 2006.
|